Познавательно-исследовательское занятие "Северные ягоды."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект познавательно - исследовательского занятия по методике А.И.Савенкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_severnye_yagody.docx | 85.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ « Детский сад «Морозко» .
Занятие по познавательно - исследовательской деятельности
Тема: « Северные ягоды».
Воспитатель: Жовнер А.В.
п.Приозерный – 2016 год.
Программное содержание.
- Учить детей проводить самостоятельные исследования.
-Закрепить умения детей собирать доступную информацию на данную тему.
-Закрепить методы исследования, умение фиксировать информацию знаками и символами.
-Расширять кругозор детей.
-Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышление, речь детей.
-Воспитывать умения детей работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.
Материал: загадки о северных ягодах ( клюкве и бруснике), картинки ягод, ноутбук , интерактивная доска, детская литература о ягодах ( книги , энциклопедии), альбомные листы и цветные карандаши, ягоды брусники и клюквы, стеклянные банки, вода холодная и горячая.
План.
1.Вступительная беседа ( сообщение цели, распределение команд).
2.Загадки.
3.Способы исследований.
4.Работа детей (сбор информации).
5.Физкультминутка.
6.Сообщение детей.
7.Итог.
Ход занятия ( эксперимента).
Воспитатель:
1.Ребята сегодня мы с вами будем ученными, которые занимаются исследовательской работой. Как вы думаете, что значит - заниматься исследовательской работой?
Дети: Это когда люди - ученные ищут что-то новое.
Воспитатель: Правильно. А теперь нам надо разделиться с вами на две команды. Первая команда будет называться «Елочка», а вторая - «Ягодка».
2.Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать, отгадки и будут темой вашей исследовательской работы.
Слушайте внимательно, команда «Елочка».
Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
Средь валежника - смотри-ка! -
Что за ягодка? (Брусника)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
А теперь слушает команда «Ягодка».
В северных районах,
Ягода растёт,
Средь зелёных кочек,
Торфяных болот! (клюква).
3.Воспитатель: Дети, а с чего же нам с вами нужно начать сбор информации. (Надо самим подумать).
-Как можно еще добыть информацию? ( Показ значков: посмотреть в книгах, в компьютере, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент).
Вот сколько способов есть, чтобы добыть новую информацию.
А теперь, дорогие ученные, займите свои места и начинайте работать.
4.Работа детей. Сбор материала.
Основной этап занятия - это конечно сбор материала. Его необходимо фиксировать на листочках в виде элементарных рисунков, значков, символов, отдельных букв или слов – пиктограмм, а затем размещать их в кармашках на общей папке исследователя.
Звучит тихая музыка. Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с их темой. В лаборатории дети сами распределяют свои обязанности: один идет смотреть в книгах; другой – смотрит в компьютере не без помощи взрослого; третий идет, спрашивает у другого человека ( взрослого - помощника воспитателя).
Задача педагога – выполнять обязанности консультанта, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Первый метод исследования.
Итак, подумав самостоятельно, дети приходят к выводу, что брусника и клюква - северные ягоды. Брусника растет в лесах, клюква на болотах.
По ходу воспитатель может задавать наводящие вопросы. Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.
Второй метод – прочитать в книге , энциклопедии, не без помощи взрослого. Из книг ребята узнают , как внешне выглядят эти ягоды, какие они на вкус, в какое время их лучше собирать.
Третий метод – спросить у взрослого человека. Спрашивая у других людей, ребята узнают что-то новое, неизвестное. Например, кто питается из животных этими ягодами, как их употребляет человек в пищу ( добавляет в компоты, морсы, в начинки для пирогов и т.д.)
На четвертом этапе смотрим небольшую презентацию о северных ягодах, из которой узнаем еще что-то новое ( дети узнают, что брусника цветет в мае-июле, на ее ветках расцветают бело-розовые цветочки, собранные в кисти по 4-8 цветков; издавна люди собирают весной и осенью листья и побеги брусники, сушат их, заваривают брусничный чай или готовят отвары, обладающие противомикробным и противопростудным действием; цветки клюквы розового цвета, а иногда могут иметь светло-пурпурную окраску, цветет клюква весной в мае-июне месяце, а начинает поспевать ближе к осени, ее собирают три раза: в сентябре, с наступлением первых заморозков - в ноябре и ранней весной; в ягодах клюквы содержаться витамины В, С; она полезна при простудных заболеваниях).
Пятый метод в нашем плане – наблюдение и эксперимент. Давайте рассмотрим эти ягоды , потрогаем на ощупь , сравним по размеру, попробуем на вкус, положим в банку с холодной и горячей водой , и проверим , изменится ли цвет воды).
5.Исследовательская работа завершена, ребята давайте немного отдохнем, а затем послушаем ваши доклады.
Затем ребята все вместе оформляют доклад, делают зарисовки.
Физкультминутка.
А в лесу растёт брусника.
А в лесу растёт брусника,
Голубика и черника.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
6. Сообщение детей.
Доклад 1 команды «Елочка».
« Брусника - северная ягода, растущая в лесу. Цвет ягод – ярко-красный, форма - круглая, ягоды на вкус — сладко-кислые с горьковатым привкусом. Брусника – широко распространённое растение. Растёт по всей лесной зоне, в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Живёт до 300 лет.
Ягоды очень мелкие, поэтому чтобы собрать бруснику, нужно много терпения. Это очень полезная и богатая витаминами ягода, из нее варят варенье, компоты, делают морсы. Так же полезны и листья брусники, их то же собирают».
Доклад 2 команды « Ягодка».
«Клюква- то же является северной ягодой. Клюква образует заросли на торфяных болотах. Цветёт в мае-июне, плоды созревают в конце августа и в сентябре. Ягоды круглые, красные , на вкус- кислые. По содержанию полезных веществ, клюква – одна из самых полезных ягод. Клюквенный сок с мёдом пьют при кашле, ангине, простуде. Для лечения используют зрелые ягоды клюквы, из которых готовят кислые напитки».
7. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть ученными? Работать в своих лабораториях? О каких лесных ягодах вы собирали информацию?
Молодцы, вы справились!
Это занятие учит детей проводить самостоятельные исследования, закрепляет умение детей собирать доступную информацию на заданную тему, учит фиксировать информацию знаками и символами, закрепляет методы исследования, расширяет кругозор.
Такие занятия воспитывают умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода».
Конспект образовательной деятельности...
Конспект познавательно-исследовательского проекта "Ягоды"
Конспект познавательно-исследовательского проекта "Ягоды"...
Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».
Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека; обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект ООД - Лесные и садовые ягоды (познавательно-исследовательская деят-ть)
Конспект ООД - Лесные и садовые ягоды (познавательно-исследовательская деят-ть).Цель: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по теме.- обучать детей составлению описательно...
Познавательно-исследовательский проект «Сибирская ягода»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека....