ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие капельки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Развитие познавательной активности детей. Передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_kapelki.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 8»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Путешествие капельки»

(Разновозрастная группа от 4 до 6 лет)

     

           

Подготовили:

  КИРИЛЛОВА Т.П.

             МАРКОВА А.И.

ВОСПИТАТЕЛИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ОТ 4 -6 ЛЕТ»

2016 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Путешествие капельки»

(Разновозрастная группа от 4 до 6 лет)

ВИД ПРОЕКТА: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ

ПРОБЛЕМА:

Дети, живущие в городе, находятся в  среде с вредными воздействиями, что неблагоприятно сказывается на их физическом и психическом здоровье, отдаляет  их от природы, усложняет задачу формирования ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родины ребенка.

Экологическое состояние нашей региона и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения, которое закладывается с детства. Бережное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Особую роль в жизни человека играет вода.  Общие запасы пресной воды в природе составляют всего лишь 2,53% от общих запасов воды.  

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах Краснодарского края и их достопримечательностях, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Познавательные процессы и экологические представления детей старшего дошкольного возраста

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс  активизации познавательных процессов и формирования экологического сознания средних и старших дошкольников 4-6 лет.

СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Воспитатели разновозрастной группы от 4 до 6 лет

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Реализация проекта «Путешествие капельки» позволит  создать условия для активизации познавательной активности детей,  расширить их знания о значении воды для жизни человека, животных, растений; воспитать у детей интерес и чувство любви к природе родного края,

бережное отношение к воде, как природному ресурсу.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.Развитие познавательной активности детей. Передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое.

2. Знакомство детей с водными ресурсами Краснодарского края,

с экологическими проблемами водных ресурсов.

3. Вовлечение детей в активное освоение окружающего мира, овладение способами познания связей между предметами и явлениями.

4. Формирование экологического сознания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

Срок реализации проекта: февраль 2016 г.  –  май 2016г.

                         ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФЕВРАЛЬ 2016 г.:

• Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

• Пополнить развивающую среду:

     - подбор художественной литературы по теме;

     -  подбор энциклопедий, карт, схем;

     -подбор познавательной литературы, фотографий, иллюстраций о водных ресурсах   Киренского района

     - составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

     -составление картотеки опытов с водой;

     -подготовка оборудования для опытов с водой.

• Разработка перспективного плана и конспектов занятий познавательного цикла.

•  Подготовка информации для родителей по темам:

      - экологическое воспитание детей дошкольного возраста

      - экологические проблемы водных ресурсов Кубани: почему нужно беречь воду?

      - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

      - памятка «Что почитать детям о воде».

II ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

МАРТ – МАЙ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

1. Чтение художественной литературы о природе: Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» , Лиман Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде и др.

2. Использование фольклорных материалов.

3. Рассматривание познавательной литературы, энциклопедий о воде.

4. Цикл бесед и познавательных презентаций, освещающих круг вопросов:

- какие водоемы в нашем крае ты знаешь?

- для чего вода нужна человеку?

- какие свойства воды ты знаешь?

- чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

- можно ли пить воду из реки, из озера?

- откуда берется вода в водопроводном кране?

-почему нужно беречь воду?

- кому еще кроме человека нужна вода?

- что было бы, если бы с земли ушла вода?

5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.

6. Составление кроссвордов, ребусов.

7. Отгадывание загадок.

8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).

9. Экскурсии, просмотр видеороликов о природе.

10. Игры - эксперименты, игры-опыты.

11. Подвижные игры.

12. Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.

13. Моделирование «Круговорот воды в природе».

14. Составление памятки «Правила поведения на воде».

15. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да-нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ 

1. Создание альбома «Мир воды».

2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информацией о воде.

3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

 III ЭТАП ИТОГОВЫЙ

Подведение итогов проекта, систематизация методических разработок, пособий, мультимедийной продукции.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

МАРТ

1 неделя

Презентация проекта «Путешествие капельки».

Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

2 неделя

Рассматривание снежинок.

Опыты: «Пар-это вода», «Лед – твердая вода», «Иней», «Превращение в воду».

Цель: Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Загадки о воде.

Занятие «Какой бывает вода». Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

3 неделя

Занятие «Путешествие капельки»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Опыт «Капельки»

Цель: Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река»

Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

4 неделя

Занятие «Берегите воду».

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

 АПРЕЛЬ

1 неделя

Беседа «Где живут капли воды в детском саду».

Рассматривание капелек воды через лупу.

 Пословицы и поговорки о воде.

Цель: Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

2 неделя

Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

Занятие «Кто живет в реке» с элементами театрализации.

Подвижная игра «Мы – водные животные».

Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Рисование картины «Морской пейзаж»

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

Занятие «Ручейки и озера».

Подвижная игра «Ручеек»

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.

3 неделя

Беседа «Что растет в воде»

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка»

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Беседа «Зачем человеку нужна вода?»

Ребусы о воде.

Занятие «Кому нужна вода». Опыты: « Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

4 неделя

Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели»

Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке.

Занятие «Поможем воде стать чистой»

Опыт: «Очистка грязной воды»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность.

Праздник «Берегите воду!»

Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.

МАЙ

1 неделя

Опыты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

Цель: Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды. Продолжать учить детей работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Развивать навыки работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и обогащение словаря детей.

2 неделя

Опыты: «Вода жидкая, может течь», «Вода – труженица», «Вода не имеет формы».

Игра «Мельница»

Цель: Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

3 неделя

Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»

Занятие «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Учить работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и обогащение словаря детей.

 

Результатами проекта являются:

Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.

Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.

Литература:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие капельки"

Дети очень любознательные, их интересует всё на свете. Больше всего они любят эксперименты с водой. Мы решили расширить имеющиеся понятия о воде у детей. Так появился проект «Путешествие капельки», ко...

проект путешествие капельки

фОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПОНЯТИЙ О КРУГОВОРОТЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ, РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ВОДЕ, ЕЕ СВОЙСТВАХ....

Методическая разработка Педагогический проект "Превращение капельки"

ФГОС ДОУ для дошкольников с нарушениями в речи, выдвигает требования формирования у дошкольника познавательной активности, формированию умений исследовать окружающий мир, предметы и явления окружающег...

Методическая разработка Педагогический проект "Превращение капельки"

ФГОС ДОУ для дошкольников с нарушениями в речи, выдвигает требования формирования у дошкольника познавательной активности, формированию умений исследовать окружающий мир, предметы и явления окружающег...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА "Путешествие капельки"

НОД Путешествие капельки. Музыку к данному уроку вы можете найти у меня в разделе АУДИО....

Педагогический проект «Веселые капельки»

Уважаемые коллеги!Я презентую проект, который направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста, развитие моторики и сенсорных эталонов, а также, на создание благоприятной почвы...