ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие капельки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развитие познавательной активности детей. Передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_kapelki.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Путешествие капельки»
(Разновозрастная группа от 4 до 6 лет)
Подготовили: КИРИЛЛОВА Т.П. МАРКОВА А.И. ВОСПИТАТЕЛИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ОТ 4 -6 ЛЕТ» |
2016 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Путешествие капельки»
(Разновозрастная группа от 4 до 6 лет)
ВИД ПРОЕКТА: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОБЛЕМА:
Дети, живущие в городе, находятся в среде с вредными воздействиями, что неблагоприятно сказывается на их физическом и психическом здоровье, отдаляет их от природы, усложняет задачу формирования ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родины ребенка.
Экологическое состояние нашей региона и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения, которое закладывается с детства. Бережное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Особую роль в жизни человека играет вода. Общие запасы пресной воды в природе составляют всего лишь 2,53% от общих запасов воды.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах Краснодарского края и их достопримечательностях, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Познавательные процессы и экологические представления детей старшего дошкольного возраста
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс активизации познавательных процессов и формирования экологического сознания средних и старших дошкольников 4-6 лет.
СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Воспитатели разновозрастной группы от 4 до 6 лет
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Реализация проекта «Путешествие капельки» позволит создать условия для активизации познавательной активности детей, расширить их знания о значении воды для жизни человека, животных, растений; воспитать у детей интерес и чувство любви к природе родного края,
бережное отношение к воде, как природному ресурсу.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1.Развитие познавательной активности детей. Передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое.
2. Знакомство детей с водными ресурсами Краснодарского края,
с экологическими проблемами водных ресурсов.
3. Вовлечение детей в активное освоение окружающего мира, овладение способами познания связей между предметами и явлениями.
4. Формирование экологического сознания.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Срок реализации проекта: февраль 2016 г. – май 2016г.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФЕВРАЛЬ 2016 г.:
• Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
• Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор энциклопедий, карт, схем;
-подбор познавательной литературы, фотографий, иллюстраций о водных ресурсах Киренского района
- составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
-составление картотеки опытов с водой;
-подготовка оборудования для опытов с водой.
• Разработка перспективного плана и конспектов занятий познавательного цикла.
• Подготовка информации для родителей по темам:
- экологическое воспитание детей дошкольного возраста
- экологические проблемы водных ресурсов Кубани: почему нужно беречь воду?
- занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- памятка «Что почитать детям о воде».
II ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
МАРТ – МАЙ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
1. Чтение художественной литературы о природе: Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» , Лиман Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде и др.
2. Использование фольклорных материалов.
3. Рассматривание познавательной литературы, энциклопедий о воде.
4. Цикл бесед и познавательных презентаций, освещающих круг вопросов:
- какие водоемы в нашем крае ты знаешь?
- для чего вода нужна человеку?
- какие свойства воды ты знаешь?
- чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
- можно ли пить воду из реки, из озера?
- откуда берется вода в водопроводном кране?
-почему нужно беречь воду?
- кому еще кроме человека нужна вода?
- что было бы, если бы с земли ушла вода?
5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.
6. Составление кроссвордов, ребусов.
7. Отгадывание загадок.
8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
9. Экскурсии, просмотр видеороликов о природе.
10. Игры - эксперименты, игры-опыты.
11. Подвижные игры.
12. Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.
13. Моделирование «Круговорот воды в природе».
14. Составление памятки «Правила поведения на воде».
15. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да-нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Создание альбома «Мир воды».
2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информацией о воде.
3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
III ЭТАП ИТОГОВЫЙ
Подведение итогов проекта, систематизация методических разработок, пособий, мультимедийной продукции.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
МАРТ
1 неделя
Презентация проекта «Путешествие капельки».
Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
2 неделя
Рассматривание снежинок.
Опыты: «Пар-это вода», «Лед – твердая вода», «Иней», «Превращение в воду».
Цель: Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
Загадки о воде.
Занятие «Какой бывает вода». Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
3 неделя
Занятие «Путешествие капельки»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Опыт «Капельки»
Цель: Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река»
Рисование «Круговорот, как я его понимаю».
Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.
4 неделя
Занятие «Берегите воду».
Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Беседа «Где живут капли воды в детском саду».
Рассматривание капелек воды через лупу.
Пословицы и поговорки о воде.
Цель: Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.
2 неделя
Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
Занятие «Кто живет в реке» с элементами театрализации.
Подвижная игра «Мы – водные животные».
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Рисование картины «Морской пейзаж»
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»
Занятие «Ручейки и озера».
Подвижная игра «Ручеек»
Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.
3 неделя
Беседа «Что растет в воде»
Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка»
Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
Беседа «Зачем человеку нужна вода?»
Ребусы о воде.
Занятие «Кому нужна вода». Опыты: « Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
4 неделя
Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели»
Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке.
Занятие «Поможем воде стать чистой»
Опыт: «Очистка грязной воды»
Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность.
Праздник «Берегите воду!»
Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.
МАЙ
1 неделя
Опыты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».
Цель: Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды. Продолжать учить детей работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Развивать навыки работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и обогащение словаря детей.
2 неделя
Опыты: «Вода жидкая, может течь», «Вода – труженица», «Вода не имеет формы».
Игра «Мельница»
Цель: Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
3 неделя
Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»
Занятие «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Учить работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и обогащение словаря детей.
Результатами проекта являются:
Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.
Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.
Литература:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Путешествие капельки"
Интересно!...
Проект "Путешествие капельки"
Дети очень любознательные, их интересует всё на свете. Больше всего они любят эксперименты с водой. Мы решили расширить имеющиеся понятия о воде у детей. Так появился проект «Путешествие капельки», ко...
проект путешествие капельки
фОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПОНЯТИЙ О КРУГОВОРОТЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ, РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ВОДЕ, ЕЕ СВОЙСТВАХ....
Методическая разработка Педагогический проект "Превращение капельки"
ФГОС ДОУ для дошкольников с нарушениями в речи, выдвигает требования формирования у дошкольника познавательной активности, формированию умений исследовать окружающий мир, предметы и явления окружающег...
Методическая разработка Педагогический проект "Превращение капельки"
ФГОС ДОУ для дошкольников с нарушениями в речи, выдвигает требования формирования у дошкольника познавательной активности, формированию умений исследовать окружающий мир, предметы и явления окружающег...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА "Путешествие капельки"
НОД Путешествие капельки. Музыку к данному уроку вы можете найти у меня в разделе АУДИО....
Педагогический проект «Веселые капельки»
Уважаемые коллеги!Я презентую проект, который направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста, развитие моторики и сенсорных эталонов, а также, на создание благоприятной почвы...