Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
текст к презентации по теме "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tekst.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
МДБОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель:
Боравлева Ю. П.
Медвенка 2014г.
Формирование экологической культуры младших дошкольников
1.Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Я воспитатель детского сада «Улыбка» (СЛАЙД 1). В своей работе я руководствуюсь словами Василия Александровича Сухомлинского «Дети — это счастье, созданное нашим трудом!». Какими вырастут наши дети зависит именно от нас — педагогов, воспитателей (СЛАЙД 2).
Современная педагогика динамично развивается: меняется система образования, вводятся новые требования к воспитателю, активно внедряются современные технологии... Но основная цель воспитания остается неизменной — формирование гармонично развитой личности (СЛАЙД 3). Я считаю, что развитие полноценной личности в современном мире невозможно без формирования культуры общения с миром природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры (СЛАЙД 4).
2. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Вспоминаются слова Михаила Михайловича Камшилова «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения, будущее человечества окажется в серьезных руках». Но как же побудить интерес детей к природе, развивать любознательность, наблюдательность — те качества, которые необходимы для приобретения новых знаний, для экологического становления личности ребенка в будущем?
Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать все возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка знаниями, впечатлениями. Поэтому, работа, направленная на расширение экологических представлений младших дошкольников сейчас особенно актуальна. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя (СЛАЙД 5).
3.В связи с этим, в своей работе по формированию экологической культуры детей я поставила перед собой главную цель: воспитание правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим и созидающим её, формирование отношения к себе как к части природы (СЛАЙД 6).
Исходя из этого определила задачи:
-углубить и расширить экологические знания;
-привить начальные навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные;
-развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
-воспитать чувства бережного отношения к природе (СЛАЙД 7). В своей работе я руководствуюсь принципами развивающего обучения, системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, преемственности взаимодействия с ребенком детского сада и семьи (СЛАЙД 8).
4. Одним из важных условий для развития экологических представлений дошкольников является правильная организация развивающей предметной среды. Для этого групповую комнату я разделила на функциональные зоны: выделила зону для занятий, зону для природоведческой библиотеки, зону для игр. Я подобрала дидактический материал: иллюстрации (дикие животные, домашние животные, цветы, деревья, лекарственные растения, птицы, рыбы, насекомые и др.), коллекции природного материала, подобрала дидактические игры по данной возрастной группе (СЛАЙДЫ 9-14).
5.Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогло мне использовать в работе самые разнообразные методы:
•наглядные (наблюдение, рассматривание картин);
•практические (игры, труд, опыты);
•словесные (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы).(СЛАЙД 15) Наглядные методы.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего вида. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
Организовывая с детьми наблюдения природы («Береза и ель»; «Золотой клен»; «Снег весной»), одновременно решала целый ряд задач: формировала у детей знания о природе, учила наблюдать, развивала наблюдательность, воспитывала эстетически (СЛАЙДЫ 16-18).
Рассматривание картин («Времена года») помогло мне решить разнообразные задачи: уточнять, конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие (СЛАЙДЫ 19, 20).
Практические методы.
Игра. Так как основным видом деятельности в период дошкольного детства является игра, для расширения представлений детей о явлениях природы я использовала разнообразные игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Когда это бывает?», «Найди такой же листок», «С какого дерева листок?», «Солнышко и дождик» и др. В них дети накапливали чувственный опыт, творчески осваивали приобретенные знания. Игры экологического содержания помогли детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами (СЛАЙДЫ 21, 22). Труд в природе. Труд детей в природе (полив и протирание от пыли широких листьев комнатных растений) способствовал воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями дети убеждались в его необходимости.
В процессе труда дети получили представления о свойствах и качествах комнатных растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития в процессе выращивания лука и пшеницы, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений (СЛАЙДЫ 23, 24). Опыты. Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использую в своей работе элементарные опыты: с водой, снегом, песком.
Опытным путем дети усваивали свойства объектов и явлений природы (игра с солнечными зайчиками, полив из лейки), результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок - вода), связи, возникающие между предметами и явлениями (сухой песок не лепится, мокрый лепится). У детей стали ярче проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем, почему, где? Мыслительная деятельность ребят стала проявляться активнее, их ответы всё более развернутые (СЛАЙДЫ 25, 26). Словесные методы.
Использование мною словесных методов (бесед, чтение художественной литературы) в работе с детьми при ознакомлении с природой решило ряд задач: конкретизировала, пополнила, уточнила знания об явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. С помощью бесед о временах года, чтения различных сказок, стихотворений, загадок, потешек дети получили знания о новых явлениях природы. Слово помогло углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе (СЛАЙДЫ 27, 28).
6.Ознакомление детей с природой осуществляла в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях (СЛАЙД 29).
Формы ознакомления детей с природой.
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с природой дали мне возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы «От рождения до школы», по которой я работаю, в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.
В игровых обучающих ситуациях использовала кукольные персонажи: Буратино, Незнайку, Айболита. Кукольный персонаж становился непосредственным участником наблюдения или занятия. Все это достигалось посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумывала при подготовке к игровому моменту. Ситуации, в которые попадали персонажи, требовали от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Все это активизировало умственную деятельность малышей (СЛАЙДЫ 30-32).
Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Они помогли мне сформировать у детей первичные представления о взаимосвязях, существующих в природе.
Мною были проведены такие экскурсии «В осеннем парке», «Весна пришла». Красота природы вызвала у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствовала развитию эстетических чувств. На этой основе у дошкольников возникла любовь к Родине, к родной природе, бережное отношение к ней (СЛАЙДЫ 33, 34).
7. Я считаю, что также весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать и родителей. С этой целью я использую такие формы: проведение родительских собраний на экологические темы («Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле»); оформление папок-передвижек («Времена года», «Экологическое воспитание детей в детском саду и семье»); проведение индивидуальных консультаций. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению детей и родителей (СЛАЙД 35).
8.Подводя итоги, хочется отметить, что работа проводится не зря! Дети различают домашних и диких животных и их детенышей, знают особенности их поведения, питания, среды обитания; отличают и называют овощи, фрукты, ягоды; имеют представления о свойствах воды, песка, снега; знакомы с комнатными растениями и способами ухода за ними; выделяют характерные сезонные изменения в природе. Я сформировала у детей умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Также мои воспитанники знакомы с правилами поведения в природе, проявляют бережное отношение к ней. Наблюдая за растениями, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к природе, любят дежурить в уголке природы, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту, многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы. Так, постепенно в процессе работы, я воспитываю у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.(СЛАЙД 36).
9.А закончить свое выступление мне бы хотелось такими словами: (СЛАЙД 37)
Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя...
Спасибо за внимание! (СЛАЙД 38)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Формирование элементов экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К. Д. Ушинский называл природу «великой воспитательницей: побудить же в...
презентация "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"
работа по формированию основ экологии у дошкольников младшего возраста...
Консультация «Формирование основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста»
формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве....
Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста средствами моделирования
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями....
Консультация "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"
Формировать устойчивое внимание и интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным....
Рабочая программа 2018г. - 2019г.:"Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного села"
Рабочая программа младшая группа ( 3-4 года)...
Статья: "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста".
В дошкольном учреждении применяются такие основные типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного типа; занятий углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия компле...