Консультация «Формирование основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Климова Марина Николаевна

формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov_ekologicheskoy_kultury.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора

Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Консультация

«Формирование основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста»

Составила: воспитатель с/п 11

                                                                             Климова М. Н.

Москва 2017 г.

Основным содержанием экологического воспитания является формирования у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на знании особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ.

В программе предоставлено пять разделов: первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания, третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза- роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвёртом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В детском саду экологическое воспитание является приобретённым в воспитательно-образовательном процессе.

Формирование деятельной любви к природе, осознанного к ней отношение проходит более эффективно, если начинается с младшего возраста у детей появляется самооценка. У ребёнка вместе со стремлением действовать самому, возникает желание соответствовать требованиям взрослых- быть хорошим. Действия детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у малышей отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребёнка, надо создать благоприятные педагогические условия и отобрать оптимальные методы, которые способствуют решению экологического воспитания в занимательной форме. Самыми объективными являются игровые обучающие ситуации , которые строятся по типу сюжетно-дидактической игры.. Обучение в этом случае проходит как регламентируемая игра: воспитатель предлагает сюжет, берёт на себя основную роль, и остальные распределяет между детьми, поддерживает игровую ситуацию. План, по которому развивается сюжет, соответствует многим решениям дидактических задач, занятий, наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют трудовые действия.

В обучающих ситуациях можно использовать кукольных персонажей: Чиполино, Незнайка, Буратино, доктора Айболита, Карлосана, Хрюшую. Это достигается посредством игровых действий и диалогов. Персонажи попадают в такую ситуацию, где им необходима помощь и знания детей. Большую работу нужно проводить по формированию правильного отношения детей к растительному миру комнатным растениям, деревьям, кустарникам, цветкам растущим на участке детского сада . Детям трудно понять , что растения живые и для нормального существования им необходимы хорошие условия, уход и забота.

Малышам надо объяснить и показать что растения растут, пьют воду, т.е живут, здесь можно использовать игрушку Чиполино. Чтобы показать детям значения воды для растений, убедить их в необходимости поливок, нужно создать оптическую ситуацию: рядом поставить банки с луком с водой и без воды, и постоянно обращать на них внимание детей. Малыши отмечают, что там, где нет воды луковица сохнет, затем повести сравнение лука с комнатным растениями- им тоже для роста и жизни нужна вода. Так же эффективны занятия по обследованию комнатных растений . Здесь можно использовать игровую обучающую ситуацию. “Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом” .Айболит “выпишет рецепты” по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора.

Большое значение в экологическом воспитания имеет окружающая природная среда на участке детского сада. Наблюдая за детьми на прогулке, можно убедиться в том, что у них есть интерес к живой и неживой природе.

        Дети находят жучков, рассматривают их, вместе наблюдают за божьей коровкой, здесь нужно обратить внимание детей на то , что жучок маленький, крылышки и ножки хрупкие. При неловких движениях их можно повредить , поэтому с ними надо обращаться осторожно. С большим удовольствие дети собирают букеты из осенних листьев, называют деревья с которых она упали. Ознакомление детей с домашними животными и дикими зверями происходит с помощью наблюдения за кошкой, собакой, рассматривания картин. Представление о жизни животных у детей постепенно становится реалистичным. Они узнают о детёнышах животных , об особенностях их внешнего вида. Самое главное они должны понять, что домашние животные живут у людей, которые за ними ухаживают – кормят, поят, задают им необходимые условия жизни, а дикие звери живут в лесу и сами ищут себе еду. Большая роль в возникновении и развитии положительного отношения младших дошкольниках к природе принадлежит созданию педагогических условий: природный уголок в групповой комнате, систематическое вовлечение детей в самостоятельную деятельность по уходу за растениями и животными.

Формирование основ экологической культуры находятся в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.

 

Используемая литература:

1. Николаева С.Н  Формирование начал экологической культуры : младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.

2. Николаева С.Н. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002.

3. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004.

4. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. 

      5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф«Мир, в котором я живу», М. 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть...

Проект «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»...

Статья "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Важность данной темы состоит  в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест...

Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...