Вода - наша помощница
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Учебно-методический материал по ознакомлению с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_voda-nasha_pomoshchnitsa.docx | 223.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический материал по ознакомлению с окружающим миром
«Вода - наша помощница»
Конспект занятия в подготовительной группе
Цель: Закрепить ранее полученные знания о воде и ее значении в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- развитие навыков построения предложений;
- обогащение словаря: подбор определений и эпитетов к слову вода; усвоение названий водного транспорта; развитие образной речи на примере устного народного творчества – загадок, пословиц;
- развитие связной речи – формирование навыков составления предложений и короткого рассказа.
- обучение детей подбору слов-антонимов и образованию существительных множественного числа, включая их в различные речевые конструкции.
- формирование грамматического строя речи.
Воспитательные:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
- прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
- развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании
- развивать логическое мышление
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- социально – коммуникативное развитие
- физическое развитие
Материалы для занятия:
- кроссворд с загадками
- иллюстрации воды в природе
- мнемотаблица по теме
- глобус
- карточки с пословицами
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Вы сказали «здравствуйте» и тем самым пожелали всем здоровья. А сейчас мы с вами встанем в круг и скажем наше приветствие друг другу.
«Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
Назовите ласково друг друга.
- Посмотрите, на улице сегодня прекрасный день. Наступила весна. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.
- Ребята, давайте вместе узнаем тему нашего сегодняшнего занятия. Для того, чтобы это сделать, нам надо отгадать загадки, которые сегодня утром появились на моем столе вместе с вот такой таблицей. Что бы это значило? Как вы думаете?
Ответы детей - кроссворд
И я тоже думаю, что это кроссворд. А когда мы его отгадаем, наверняка узнаем, чем мы сегодня будем заниматься. Чтобы решить кроссворд, отгадайте загадки:
- По морю шумно идет, к берегу подойдет-сразу пропадет.
- Кругом вода, а пить нельзя.
- Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце.
- Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит- не выбежит.
Кроссворд на стенде
Исходное слово – вода
Ответы: волна, море, родник, река
Воспитатель:
- Итак, сегодня мы поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни.
- Посмотрите, что это такое? (глобус).
Глобус – это модель Земли. А что обозначают эти разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей: вода и земля).
– Вот посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше, голубого или коричневого? (ответы детей)
– Если всю землю условно поделить на 4 части, то 3 из них – вода: океаны, моря, реки и озёра.
- как вы знаете ребята, на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. В морях и океанах вода соленая
- как ее называют, в Море – морская (отвечают дети)
Вода в океане - океаническая
В реках - речная
В озерах - озерная
В родниках - родниковая
В болотах - болотная
- А человеку, какая нужна вода? (пресная). А какая это вода, пресная? Может быть, вы знаете, почему она так называется?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей.
Вода- самое распространённое вещество в природе. Вода до сих пор остаётся одним из самых малоизученных веществ.
Вода в себе хранит много тайн и над раскрытием этих тайн работают многие учёные. А вы хотите узнать тайны воды?
- Кто знает, какие свойства имеет вода? (ответы)
– Вода жидкая, прозрачная, не имеет цвета, запаха.
ОПЫТ «Какого цвета вода? »
Возьмем два стакана, один - с водой, а другой - с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком, что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - нет. Значит вода - прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем еще раз вывод о том, что вода прозрачная.
Опыт «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Перед нами стаканчики с водой я предлагаю понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.
Опыт «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, мои учёные, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы не забыли это, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Воспитатель: Мы сегодня, мои маленькие исследователи, много говорили о воде. А теперь давайте сами расскажем, что же мы узнали о воде? (По схеме)
Вода – это жидкость,
её можно налить, перелить, вылить
она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Вода – бесцветная
Вода не имеет запаха
Вода – не имеет вкуса.
А какой вода становится на холоде? Во что она превращается? (ответы)
– Правильно, это уже лёд, но всё равно это вода, только не жидкая, а какая? (твёрдая)
– А снова жидкой она станет когда? (ответы)
– Конечно, если лёд нагревать, то он растает, вода снова станет жидкой
Про воду говорят, что Вода – помощница и труженица.
Смотрите, что она на себе несет (рассматривание картинок с изображением водного транспорта)
– По воде плывут катера, корабли, баржи, лодки, паромы, яхты. Как это называется одним словом? (транспорт)
– Что перевозит водный транспорт? (людей и грузы)
– А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой - это кроль (круги двумя руками вперед поочередно).
Качаясь на волне,
Плывем на спине (круги двумя руками назад).
Вышли на берег крутой и отправились домой (шаги на месте).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Она называется «Скажи наоборот»
Например: вода бывает:
чистая – грязная
холодная – тёплая
солёная – пресная
жидкая – твёрдая
мутная – прозрачная
кислая – сладкая…
Воспитатель: Ребята, посмотрите сюда. Кто прочитает, что здесь написано?
На стенде пословицы
Вода – это жизнь.
Без воды – земля пустырь.
Была бы водица, а зелень народится.
Воспитатель:
- Скажите, а что означают эти пословицы? Почему так говорят, чем вода помогает и кому?
(дети объясняют, делают выводы – растениям, животным, людям….пьют, готовят, растут).
Примерные вопросы для обсуждения с детьми:
- Что может делать вода? (капать, течь, бежать, замерзать, таять и т.д.)
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они ее получают?
- Животные могут жить без воды?
- Дети, а людям нужна вода?
Задание:
Рассказы детей по мнемотаблице.
- Необходимо составить предложения по мнемотаблице.
На стенде расположена мнемотаблица. Дети должны внимательно её рассмотреть и составить предложения.
Подведение итогов
Воспитатель:
- Ребята, вы большие молодцы. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей, плюс ответы по картинке о различных состояниях воды)
Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь.
Воспитатель:
- Закончить занятие я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане.
И в ванне и в бане - всегда и везде
Вечная слава - воде!
Вот мы с вами и вернулись в наш родной сад.
Вам понравилось наше путешествие? Вы можете рассказать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям, а сделать это можете с помощью рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "Наша помощница-вода"
Данный проект расчитан для детей подготовительной к школе группы...
Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"
Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница!"...
"Бытовая техника - наша помощница"
Вашему вниманию предлагается конспект занятия "Бытовая техника - наша помощница". Целью занятия является формирование дальнейших редставлений детей о роли современной техники в трудовой деятельности в...
Конспект занятия "Электроэнергия-наша помощница.Экономия электроэнергии"
Дать детям представление об электроэнергии, ее значении в жизни человека. Закрепить знания детей о электроприборах, умении пользоваться ими. Учить детей экономить электроэнергию, воспитывать бережливо...
Конспект ОД в старшей группе«Бытовая техника - наша помощница».
Тема: «Бытовая техника - наша помощница».Цель: закрепить знания детей о бытовой технике и её назначении.Задачи: Обучающие: уточнить и закрепить с детьми правила техники безопасности, при и...
Конспект занятия "Вода - наша помощница, для чего она нужна".
Конспект занятия по развитию речи "Вода - наша помощница, для чего она нужна" для детей подготовительной группы....