Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Вода - наша помощница"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Маркушева Алина Феликсовна

                                                           Ход занятия.

Воспитатель :  -К  нам в группу залетел шарик, а на нём – загадки, отгадайте их.

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в речке бежит- шуршит.

Что это?   (Вода)

На дворе- камень,

В доме - вода.

(Лед)

Кругом  вода,

А с питьем беда.

(Море)

 

 Воспитатель:

- Итак, сегодня мы  поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

 

 

·        Воспитатель:

-Я приглашаю вас в путешествие, потому что сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы. На конверте написан обратный адрес - Остров Грамматики. Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.

«Дорогие ребята! Вам пишут жители Острова Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Это наука, которая изучает нашу речь, строение предложений. Мы приглашаем вас на наш веселый остров. Для этого вы должны сесть на Корабль Знаний и поплыть по Морю Вопросов и Ответов».

Итак,  давайте отправимся в путешествие, а чтобы правильно выбрать путь и не заблудиться, мы возьмем с собой в дорогу вот это (показывает глобус).

-Посмотрите, что это такое? (глобус).

 Глобус – это модель Земли. А что обозначают эти разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей: вода и земля).

– Вот посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше, голубого или коричневого? (ответы детей) 

 – Если всю землю условно поделить на 4 части, то 3 из них – вода: океаны, моря, реки и озёра.

Ну, что, отправляемся в путь? Давайте закроем глаза и расслабимся.

                                                   Звучит лёгкая музыка.

 

 Воспитатель:

- Вот мы с вами и приплыли на Остров грамматики. Посмотрите, как здесь интересно.

 

Рассматривание и обсуждение демонстрационных картин морей, океанов, рек на стенде.

Воспитатель:

- Как вы знаете, ребята, на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. В морях и океанах вода соленая

- как ее называют, в Море – морская (отвечают дети)

Вода в океане - океаническая

В реках - речная

В озерах - озерная

В родниках - родниковая

В болотах - болотная

 - А человеку, какая нужна вода? (пресная). А какая это вода, пресная? Может быть, вы знаете, почему она так называется?

 - Правильно, пресная вода - это вода без солей.

 - Кто знает, какие свойства имеет вода? (ответы) 

 – Да, мы знаем, что вода жидкая, прозрачная, не имеет цвета, запаха.

                                      Проведение опыта «Какого цвета вода? »

 Возьмем два стакана, один - с водой, а другой - с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком, что мы обнаружили?

 Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - нет. Значит вода - прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем еще раз вывод о том, что вода прозрачная.

А какой вода становится на холоде? Во что она превращается?  (ответы)

– Правильно, это уже лёд, но всё равно это вода, только не жидкая, а какая? (твёрдая)

 – А снова жидкой она станет когда? (ответы)

 – Конечно, если лёд нагревать, то он растает, вода снова станет жидкой

 Про воду говорят, что вода – помощница и труженица.

Смотрите, что она на себе несет (рассматривание картинок с изображением водного транспорта)

 – По воде плывут катера, корабли, баржи, лодки, паромы, яхты. Как это называется одним словом?  (транспорт)

 – Что перевозит водный транспорт? (людей и грузы)

– А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.

                                   Физкультминутка.

Наклонились и умылись       (наклоны вперед, руки на поясе).

 Раз, два, три, четыре              (хлопаем в ладоши)

 Вот так славно освежились       (встряхиваем руками).

 А теперь поплыли дружно,

 Делать так руками нужно:

 Вместе - раз, это брасс             (круги двумя руками вперед).

 Одной, другой - это кроль      (круги двумя руками вперед поочередно).

 Качаясь на волне,

 Плывем на спине                (круги двумя руками назад).

 Вышли на берег крутой  и отправились домой    (шаги на месте).

 

- Ребята, посмотрите сюда, а кто-нибудь может прочитать, что здесь написано?

                                    Пословицы:

Вода – это жизнь.

Без воды – земля пустырь.

Была бы водица, а зелень народится.

Воспитатель:

- Скажите, а что означают эти пословицы? Почему так говорят, чем вода помогает и кому?

(дети объясняют, делают выводы – растениям, животным, людям….пьют, готовят, растут).

 

Примерные вопросы для обсуждения с детьми:

- Зачем вода нужна растениям?

 - А как они ее получают?

 - Почему животные не могут жить без воды?

 - Дети, а людям нужна вода

- Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем

Задание:

Дети разбиваются на две команды.

- Необходимо составить предложения по мнемотаблицам.

На стенде расположены  мнемотаблицы. Дети должны внимательно их рассмотреть и, посовещавшись, составить предложения.

Подведение итогов

Воспитатель:

Ребята, вы большие молодцы. О чем мы сегодня с вами говорили?

(ответы детей)

Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь

- А теперь пришла пора прощаться с Островом Грамматики и плыть домой.

Садятся на корабль, звучит музыка. Корабль плывет домой.

Воспитатель:

- Закончить занятие я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского:

  Давайте же мыться, плескаться,

  Купаться, нырять, кувыркаться.

  В ушате, в корыте, в лохани,

  В реке, ручейке, океане.

  И в ванне и в бане - всегда и везде

  Вечная слава - воде!

Вот мы с вами и вернулись в наш родной сад.

Вам понравилось наше путешествие? Вы можете рассказать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям, а сделать это можете с помощью рисунков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема. Составление рассказа «Вода – наша помощница».                                     Воспитатель : Маркушева А.Ф.

Цель.

Закрепить ранее полученные знания о воде и ее значении в природе и жизни человека. Развитие навыков построения предложений по схеме; развитие словаря: подбор определений и эпитетов к слову вода; усвоение названий водного транспорта; развитие образной речи на примере устного народного творчества – загадок, пословиц; развитие связной речи - формирование навыков составления предложений и короткого рассказа по картине.

                                                           Ход занятия.

Воспитатель :  -К  нам в группу залетел шарик, а на нём – загадки, отгадайте их.

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в речке бежит- шуршит.

Что это?   (Вода)

На дворе- камень,

В доме - вода.

(Лед)

Кругом  вода,

А с питьем беда.

(Море)

 Воспитатель:

- Итак, сегодня мы  поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

  • Воспитатель:

-Я приглашаю вас в путешествие, потому что сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы. На конверте написан обратный адрес - Остров Грамматики. Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.

«Дорогие ребята! Вам пишут жители Острова Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Это наука, которая изучает нашу речь, строение предложений. Мы приглашаем вас на наш веселый остров. Для этого вы должны сесть на Корабль Знаний и поплыть по Морю Вопросов и Ответов».

Итак,  давайте отправимся в путешествие, а чтобы правильно выбрать путь и не заблудиться, мы возьмем с собой в дорогу вот это (показывает глобус).

-Посмотрите, что это такое? (глобус).

 Глобус – это модель Земли. А что обозначают эти разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей: вода и земля).

– Вот посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше, голубого или коричневого? (ответы детей) 

 – Если всю землю условно поделить на 4 части, то 3 из них – вода: океаны, моря, реки и озёра.

Ну, что, отправляемся в путь? Давайте закроем глаза и расслабимся.

                                                   Звучит лёгкая музыка.

 Воспитатель:

- Вот мы с вами и приплыли на Остров грамматики. Посмотрите, как здесь интересно.

Рассматривание и обсуждение демонстрационных картин морей, океанов, рек на стенде.

Воспитатель:

- Как вы знаете, ребята, на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. В морях и океанах вода соленая

- как ее называют, в Море – морская (отвечают дети)

Вода в океане - океаническая

В реках - речная

В озерах - озерная

В родниках - родниковая

В болотах - болотная

 - А человеку, какая нужна вода? (пресная). А какая это вода, пресная? Может быть, вы знаете, почему она так называется?

 - Правильно, пресная вода - это вода без солей.

 - Кто знает, какие свойства имеет вода? (ответы) 

 – Да, мы знаем, что вода жидкая, прозрачная, не имеет цвета, запаха.

                                      Проведение опыта «Какого цвета вода? »

 Возьмем два стакана, один - с водой, а другой - с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком, что мы обнаружили?

 Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - нет. Значит вода - прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем еще раз вывод о том, что вода прозрачная.

А какой вода становится на холоде? Во что она превращается?  (ответы)

– Правильно, это уже лёд, но всё равно это вода, только не жидкая, а какая? (твёрдая)

 – А снова жидкой она станет когда? (ответы)

 – Конечно, если лёд нагревать, то он растает, вода снова станет жидкой

 Про воду говорят, что вода – помощница и труженица.

Смотрите, что она на себе несет (рассматривание картинок с изображением водного транспорта)

 – По воде плывут катера, корабли, баржи, лодки, паромы, яхты. Как это называется одним словом?  (транспорт)

 – Что перевозит водный транспорт? (людей и грузы)

– А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.

                                   Физкультминутка.

Наклонились и умылись       (наклоны вперед, руки на поясе).

 Раз, два, три, четыре              (хлопаем в ладоши)

 Вот так славно освежились       (встряхиваем руками).

 А теперь поплыли дружно,

 Делать так руками нужно:

 Вместе - раз, это брасс             (круги двумя руками вперед).

 Одной, другой - это кроль      (круги двумя руками вперед поочередно).

 Качаясь на волне,

 Плывем на спине                (круги двумя руками назад).

 Вышли на берег крутой  и отправились домой    (шаги на месте).

- Ребята, посмотрите сюда, а кто-нибудь может прочитать, что здесь написано?

                                    Пословицы:

Вода – это жизнь.

Без воды – земля пустырь.

Была бы водица, а зелень народится.

Воспитатель:

- Скажите, а что означают эти пословицы? Почему так говорят, чем вода помогает и кому?

(дети объясняют, делают выводы – растениям, животным, людям….пьют, готовят, растут).

Примерные вопросы для обсуждения с детьми:

- Зачем вода нужна растениям?

 - А как они ее получают?

 - Почему животные не могут жить без воды?

 - Дети, а людям нужна вода

- Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем

Задание:

Дети разбиваются на две команды.

- Необходимо составить предложения по мнемотаблицам.

На стенде расположены  мнемотаблицы. Дети должны внимательно их рассмотреть и, посовещавшись, составить предложения.

Подведение итогов

Воспитатель:

Ребята, вы большие молодцы. О чем мы сегодня с вами говорили?

(ответы детей)

Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь

- А теперь пришла пора прощаться с Островом Грамматики и плыть домой.

Садятся на корабль, звучит музыка. Корабль плывет домой.

Воспитатель:

- Закончить занятие я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского:

  Давайте же мыться, плескаться,

  Купаться, нырять, кувыркаться.

  В ушате, в корыте, в лохани,

  В реке, ручейке, океане.

  И в ванне и в бане - всегда и везде

  Вечная слава - воде!

Вот мы с вами и вернулись в наш родной сад.

Вам понравилось наше путешествие? Вы можете рассказать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям, а сделать это можете с помощью рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Защитники нашей Родины»

Целью занятия является: формирование представлений о разных родах войск, воспитание уважения к защитникам Родины и гордости за свой народ, любовь к родине....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Космос и наша планета»

 Цели: 1. Сформировать у детей понятие «космос»; «солнечная система».2. Уточнить знания о планетах солнечной системы, о первых космонавтах.3. Закрепить умение четко, кратко отвечать на поставленные во...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Наши Защитники"

Тема « Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которы...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Наши любимые книги»

Цель: воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней.Задачи: 1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.2. Упражнять ориентироваться в жанр...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Наши пернатые друзья"

Цель:Развитие речевой деятельности детей в занимательной форме. Задачи:-Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы&raqu...