ОД "Зимовье зверей"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Тема: ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ (чтение русской народной сказки)
Программные задачи: познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в морозы; развивать любознательность, желание помогать «братьям нашим меньшим»; прививать любовь к животным и к русским народным сказкам.
Ход занятия
1. Беседа.
Воспитатель. Хорошо зимой в лесу;
Встретишь рыжую лису,
Белый зайчик пробежит,
Лось рогатый - не спешит...
Медведь в своей берлоге спит,
Белка семечки грызет,
Дятел клювом все стучит,
Синичке песенки поет. Мороз им страшен - вот беда, лишь пережить бы холода... Поговорим о том, как зимуют в лесу звери и птицы, где спят, чем питаются. Кто залег в спячку с осени, почему?
Дети. Медведь, барсук, ёж.
Воспитатель. Верно. Эти животные нагуливают за лето и осень жир, а на зиму засыпают в заранее подготовленных жилищах, так им проще пережить лютые морозы. А как быть лисе, волку, зайцу, кунице, лосю и др.?
Воспитатель. Днем они добывают корм, а с наступлением сумерек ищут укромные места, где можно спрятаться от ветра, мороза. Это поваленные деревья, занесенные снегом, широкие ветки хвойных деревьев, опущенные до земли. У лисы -нора, у волка - логово, заяц ночует в укромных местах. А как вы думаете, олень, горный козел, лось строят себе дома?
Воспитатель. Они ходят целый день в поисках пищи, питаются ветками деревьев и кустарников, корой, хвоей, добывают сухую или зеленую траву из-под снега, спят стоя или ложатся на валежник.
Посмотрите на картину «Зимой в лесу». Видите, как мирно ходят копытные. Но за елью притаился волк. Что спасет животных?
Дети. Они убегут.
Воспитатель. Да, волк настигнет только слабых и больных. Что страшнее им в лесу - голод или холод?
Дети. И то и другое.
Воспитатель. Верно. К осени шерсть у зверей становится гуще, плотнее. Но бывает, что в сильные морозы даже она не спасает. Без пищи зверям не прожить и не согреться. А как выживают птицы?
Воспитатель. Им тоже страшен и голод и холод, корма мало. Птицы питаются семенами, плодами деревьев, кустарников, трав, добывают насекомых из-под коры деревьев. Некоторые в морозы выводят птенцов, например зимородок. Оляпка устраивает себе водные процедуры, ныряет в прорубь, добывает пищу.
Воспитатель. Как человек помогает зверям и нищим'.'' Дети. Развешивает кормушки, оставляет ягоды на деревьях, заготавливает сено и раскладывает его в лесу.
Воспитатель. Посмотрите на картины и иллюстрации, где изображены животные зимой. Каждый занят своим делом. Непросто выжить в это суровое зимнее время. Если животное не спасется от мороза, голода или хищников, весной мы его не увидим - это закон природы, выживают сильнейшие.
2. Чтение сказки.
Воспитатель. Сегодня мы прочитаем сказку о том, как звери без помощи человека могут зимовать.
Под музыку С. Прокофьева читает сказку «Зимовье зверей» по частям, показывает иллюстрации к ней.
Физкультминутка
С НЕБА ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Потягивания -руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну а мы идем, идем (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)
3. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель. Почему звери решили подготовиться к зиме?
Дети. В холод они могут замерзнуть.
Воспитатель. Почему дикие и домашние звери не ссорились, оказавшись вместе?
Дети. Их объединяло желание выжить.
Воспитатель. Как устроились звери?
Дети. Каждый выбрал место согласно его характеру и образу жизни: петух на жердочке, свинья в подполье и т. д.
Воспитатель. Чтобы не замерзнуть, достаточно ли теплого жилья?
Дети. Нужен еще корм, и звери его заготовили.
Воспитатель. Поэтому все делают запасы на зиму.
4. Игровое упражнение «Хищные и копытные».
Дети распределяются на две группы - «хищные» и «копытные». «Копытные» ходят «по лесу». По сигналу «Хищники!» «копытные» должны скрыться.
5. Игра «Кто где живет».
1-й вариант: покажите жилье, назовите его хозяина; 2-й вариант: назовите хозяина, покажите его жилье; 3-й в а р и а н т: загадайте загадки о животных, покажите на карточках их жилье.
Итоги.
Выводы:
• Зимой страшен и холод и голод, поэтому все живое готовится это пережить.
• Зимой надо подкармливать животных.
• В лесу нельзя: кричать, трясти деревья, разоряй, гнезда,
места ночевки и зимовки животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".
Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашни...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Как звери к зиме готовятся. Рисование тычками "Подарки зверям". во 2 младшей группе
В конспекте нод в игровой форме, с загадками и сюрпризными моментами идет ознакомление детей, как готовятся к зиме дикие животные: белка, заяц, медведь, волк, лмса. Здесь дети узнают, как называются д...
Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».
Цели: - Закрепить знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...
Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Звери зимнего леса»
Упражнять детей в умении предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета. Формировать навыки аккуратной работы. Вызыва...
Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Удивительный мир зверей»
Познакомить детей со способами сравнения предметов, соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине), пользуясь приёмами наложения и приложениями. Обозначать результат...
Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста "Санки для зверят. покатаем зверей"
Конспект НОД в группе раннего возратсаСанки для зверят. Покатаем зверей (один-много).Возрастная группа: с 2-3 лет.Образовательная область: «Познавательное развитие» (сенсорика)Интеграция о...
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи. Тема «Дикие звери зимой» Тема «Дикие звери зимой»
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи...