Экологический практико-ориентированный проект «Эколята - дошколята»
проект по окружающему миру на тему
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 общеразвивающего вида»
Утверждаю
Заведующий МДОУ № 32
__________Л.Д. Абрамова
03.08.2016
Экологический практико-ориентированный проект
«Эколята - дошколята»
Составитель проекта:
старший воспитатель Луференко А.Ю.
г. о. Электросталь
2016-2017г.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Методика "Ранжирование" позволила выявить представления детей подготовительной к школе группы о компонентах экологической культуры человека.
Наиболее значимыми для себя дети считают:
Представления детей 6-7 лет об экологической культуре человека. | |
владение правилами поведения в природе | 32%; |
потребность в общении с природой | 20%; |
убежденность в необходимости ответственно относиться к природе | 20%; |
понимание многосторонней (универсальной) ценности природы | 12%; |
практические экологические умения | 8%; |
интерес к экологическим проблемам | 8%. |
Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
Развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта: три года.
Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОУ, дети от 3 до 7 лет и их родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический (август - сентябрь)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап - организационный (учебный год)
Задачи этапа: экологизация всех разделов.
программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап - практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап - итоговый, диагностический (апрель)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
Изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 6-7 лет об экологической культуре человека.
Формы работы по реализации проекта:
наблюдения и экологические экскурсии по территории ДОУ;
Сюжетно – ролевые игры на территории ДОУ в уголках: «Деревня», «Пасека», «Птичий двор», «Космонавтика»
Создание мультимедийных презентаций по тематическому плану;
Беседы, чтения, сюжетные рассказы по картинкам и п.д.;
«Уроки доброты»;
Конкурсы, КВН и викторины;
Продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
Лаборатория (опыты и эксперименты);
Выпуск экологический газеты;
День (неделя) «Волшебная экология души»;
Инсценировки и театрализации;
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через совместной :
План действий по реализации проекта.
месяц | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
Сентябрь | Экологическая тревога: безразличное отношение человека к природе. | Чтение произведений о природе по возрасту; Экскурсия (наблюдения за деревьями, растениями, листьями, кустарниками и т.д.) по территории ДОУ; Фото выставка: «Мой любимый питомиц» | Благоустройство территории; Акция: «Посади свое дерево» |
Октябрь | Экологическая тревога: прививать любовь к природе, забота о деревьях | Чтение произведений про деревья по возрасту; загадки; беседы, разучивания стихотворений. Экскурсия (наблюдения за деревьями, листьями, сравнения с кустарниками и т.д.) по территории ДОУ; Викторина для старшего дошкольного возраста «Узнай дерево по листочку. | Выставка из природного материала «Золотая осень»; Мини музей «Предметы из дерева» |
3. | Экологическая тропа | Игра-путешествие «Собери и положи». Игра-любование на участке | Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи |
4. | Экологическая газета | Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты | Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета» |
Акция: «Птичье меню» (октябрь-ноябрь).
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нет еды | Наблюдение, беседа. | Оформление коробки для корма птиц |
2. | Экологические знаки | Аппликация «Птички в кормушке» | Составление слайдов, что едят птички |
3. | Экологическая тропа | Экскурсии, п/и, д/и Раскладывание корма в кормушки. | Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе |
4. | Экологическая газета | Разучивание стихов о птицах | «Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности. |
Акция: «Ёлочка-краса» (декабрь).
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вырубка елей к новогоднему празднику. | Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» | Выпуск плакатов и развешивание плакатов в микрорайоне |
2. | Экологические знаки | Изготовление альбома «Спасём ёлочку» | Изготовление табличек знаков «Не рубите ели» |
3. | Экологическая тропа | Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом. | Установка знаков по экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | «Кто дружит с елью?» | Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранение ели. Фотовыставка новогодней ели на своей экологической тропе. |
Акция: «Капелька воды» (февраль-март).
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: вода в опасности | Капитошка рассказывает... Опыты по изучению свойств воды. | Создание семейной лаборатории. |
2. | Экологические знаки | Рисование «Мир в капельке воды» | Выставка «Запрещающие знаки» |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия «Кому нужна вода» Развлечение «Вода и птички» | Изготовление атрибутов к развлечению |
4. | Экологическая газета | Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь». | Разучивание стихов о воде в семейном кругу. |
Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей - развлечение (апрель).
Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.
План-карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет
Акция: «Чистая планета» (сентябрь).
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога. Люди мусорят. | Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» Трудовой десант «Мы за чистый двор» | Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе» |
2. | Экологические знаки | Конкурс рисунков-знаков. Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе. | Конкурс рисунков-знаков. |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций | Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода. |
4. | Экологическая газета | Рисование «Какую пользу я принёс планете?» | «Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). |
Акция: «Открытие птичьей столовой» (октябрь-ноябрь).
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нечего есть | Решение проблемных ситуаций | Конкурс «Птичьи домики» |
2. | Экологические знаки | Рисование плаката «Покормите птиц зимой» | Презентация фильма «Птицы зимой» |
3. | Экологическая тропа | КВН «Друзья птиц» Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом) | Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи» |
4. | Экологическая газета | Рисование «Птичьи дома» | Придумывание историй «Как я спас птичку» |
Акция: «Ёлочка - живая иголочка» (декабрь).
Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Ёлочка просит помощи | Чтение письма от ёлочки. | Выпуск листовок и распространение в микрорайоне |
2. | Экологические знаки | Рисование запрещающих знаков вырубки елей | Рисование запрещающих знаков вырубки елей |
3. | Экологическая тропа | Установка запрещающих знаков | Установка знаков по экологической тропе |
4. | Экологическая газета | «Не дадим лесу остаться без ели» | Сочинение «Как мы спасали ель» Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе) |
Акция: «Жизнь в капле воды» (февраль-март).
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вода в опасности | Занятие в лаборатории. | Изготовление атрибутов к викторине «Вода - это жизнь» |
2. | Экологические знаки | Составление знаков «Берегите воду» для малышей | Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» |
3. | Экологическая тропа | Исследуем слой снега. | Викторина «Вода - это жизнь» |
4. | Экологическая газета | Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде». | Дневник наблюдений за водой. |
Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение (апрель)
Награждение юных защитников природы переходным галстуком юного защитника природы.
План-карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет
Акция: «Мой дом - моя планета» (сентябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога. Много мусора на улицах города | Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города. Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» | Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе» |
2. | Экологические знаки | Просмотр и обсуждение презентаций | Составление презентаций знаков для детей. |
3. | Экологическая тропа | Викторина «Чистюля» | Фото сессия на тропе |
4. | Экологическая газета | Рисование листовок к пословицам и поговоркам. | Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе. |
Акция: «Столовая для пернатых» (октябрь-ноябрь)
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицы голодают | Решение проблемных ситуаций. | Конкурс кормушек. |
2. | Экологические знаки | Создание книги «Птицы нашего края» | Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей» |
3. | Экологическая тропа | Зеленый патруль. Викторины. Экскурсии. | Составление презентаций о птицах |
4. | Экологическая газета | Рисование плана -схемы экологической тропы моей семьи для газеты. Разучивание стихов о птицах | Конкурс «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик» Подборка стихов «Покормите птиц зимой» |
Акция: «Ёлочка - хозяйка леса» (декабрь).
Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Ель просит защиты | Получение из леса посылки. | Выпуск листовок и распространение в микрорайоне |
2. | Экологические знаки | Рисование запрещающих знаков для презентаций | Презентация «Ёлочка - хозяйка леса» |
3. | Экологическая тропа | Украшение елей красными ленточками Цикл наблюдений за елью. | Установка знаков на экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | «Спасаем лес - сохраняем планету» | Сочинение «Как мы спасали ель» Презентация «Новогодняя ель на экологической тропе семьи» |
Акция «Земля - голубая планета» (февраль-март).
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Кран - кап, кап, кап. | Просмотр документальных фильмов о воде. | Организация медиотеки «Вокруг вода» |
2. | Экологические знаки | Закладка для книг «Помни о воде» | «Поделись опытом» - семейный патруль. |
3. | Экологическая тропа | Исследовательская деятельность «Вода в природе». Развивающие игры с капелькой воды. | Составление картотеки игр о воде. Презентация водоёмов на семейной экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | Защита плакатов «Вода - это жизнь» | Выпуск листовок «Берегите воду» |
Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение (апрель).
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Акция: «Интересно, что у нас под ногами?» (сентябрь). Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»
формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»
Автор проекта: Харланчук О.В., воспитатель 1 квалификационной категории, МОУ детский сад № 341Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему...
Экологический практико-ориентированный проект «Лучшая площадка детского сада»
Педагоги дошкольного учреждения, работая по годовому плану над задачами экологического воспитания (Программы развития дошкольного учреждения) находятся в творческом поиске инновационных форм работы с ...
Экологический практико-ориентированный проект «Юнные защитники природы»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. ...
Экологический практико-ориентированный проект «Эколята - дошколята»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая к...
Работа с воспитанниками и родителями по экологическому воспитанию по проекту «Эколята-дошколята»
Экологический стенд «Эколята-дошколята» Презентация проекта "Эколята-дошколята"...
Экологический практико-ориентированный проект «Эколята - дошколята»
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека....