Экологический практико-ориентированный проект «Эколята - дошколята»
проект по окружающему миру
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_praktiko-orientirovannyy_proekt.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» села Базарные Матаки Алькеевского МР РТ
Экологический практико-ориентированный проект
«Эколята - дошколята»
Составила: воспитатель Фахреева А.А.
2021 г.
Содержание
1. Паспорт проекта……………………………………………................................................ 3 стр. 1.1.Актуальность программы………………………………………..…. 5 1.2.Цель программы…………………………………………………….. 5 1.3.Задачи программы…………………………………………...……… 5 1.4.Принципы программы…………………………………………….... 6 1.5.Характеристика особенностей развития детей……………….… 6 1.6.Этапы экологического воспитания по программе……………… 7 1.7.Ожидаемые результаты…………………………………………... 8 1.8. Материально-техническое обеспечение……………………………... 9 1.9. Кадровое обеспечение………………………………………….… 10 1.10. Работа с родителями детей – участников программы………. 10 2. Учебный план…………………………………………………….….. 11 2.1. Учебный план для детей 5-6 лет…………………………….... 11 2.2. Учебный план для детей 6-7 лет…………………………….... 12 3. Содержание изучаемого курса………………………………….…. 14 3.1. Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет……………… 14 3.2. Содержание изучаемого курса для детей 6-7 лет…………..…. 15 4. Методическое обеспечение……………………………………..…… 17 5. Список литературы……………………………………………..…… 22 5.1. Литература, используемая для разработки программы……... 22 5.2. Литература для детей……………………………………………. 23 5.3. Литература для родителей………………………………………. 23 6. Календарный учебный график………………………………….… 25 6.1. Календарный учебный график для детей 5-6 лет…………..…. 25 6.2. Календарный учебный график для детей 6-7 лет…………..…. 31
1. Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема проекта | Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята» |
Сроки реализации проекта | 1 год |
Автор проекта | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты |
Участники проекта | Дети всех возрастных групп, педагоги, родители |
Особенности проекта | Социально-познавательный, долгосрочный |
Актуальность и социальная значимость проекта | Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. |
Постановка проблемы | В дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова). |
Аннотация проекта | Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников детского сада целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. |
Цель проекта | Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия. |
Задачи проекта | -дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы; -способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; -помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; -расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей; -помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; -разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе; -способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. |
Принципы, лежащие в основе проекта | -системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний; - использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе; - последовательность в обучении и воспитании; - преемственность при рассмотрении изучаемых тем; - анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов; - простота и доступность изучаемого материала; - наглядность при изучении тем и вопросов; - присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров; - наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала; - добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы; - безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; -наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка. |
Этапы реализации проекта | I этап - подготовительный. -внедрение в проект образы сказочных героев -изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту II этап - основной -совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей -включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам -активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы III этап - заключительный
|
Ресурсное обеспечение проекта: | Информационно-техническое: - мультимедийный проектор, -интерактивный панель, - ноутбук, - компьютер, - фотоаппарат, - видеокамера. Информационное обеспечение: - интернет, - учебное пособие «Азбука Природолюбия»; - хрестоматии; - альбомы и тетради для раскрашивания; - дидактический материал: схемы, таблицы, дид. Игры по краеведению; - наглядные, дидактические и раздаточные материалы; - художественные, познавательные и научно-популярные произведения; - семейные фотографии общения с природой, - тематические альбомы и фотоальбомы, - энциклопедические и справочные издания; - аудио и видеоносители информации; - настольные, напольные, компьютерные и другие игры, - элементы мультипликации; - художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Предполагаемые результаты: - повышение общей культуры ребенка; - формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; - формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; - развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; - расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей. Продукт деятельности детей: - Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия; - Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования; - Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях; - Ребёнок понимает ценность природных объектов. Продукт деятельности педагогов: - Разработка и оформление проекта; - Разработка конспектов ООД по тематике проекта - Презентация итогов проекта - Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.) - Тематические стенды и выставки, - Сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий. В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведётся просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов». |
Перспективы распространения | Использование данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений Алькеевского МР РТ |
Кадровое обеспечение проекта | Высокий уровень образовательной и квалификационной подготовки педагогических работников МБДОУ |
2. Этапы работы над проектом.
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1 этап - подготовительный | ||
Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала | ||
Предварительная работа с детьми, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику. | Сентябрь 2020г. | Все педагоги |
Организация предметно-пространственной развивающей среды группы в рамках реализации проекта; | Сентябрь 2020г. | Все педагоги |
Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», костюмов эколят. | Сентябрь 2020г. | Творческая группа |
Создание стендов (уголков) «Эколята – дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми. | Сентябрь 2020г. | Все педагоги |
Фотогазета «Эколята дошколята – друзья Природы!» | Сентябрь 2020г. | Воспитатели групп |
2 этап - основной | ||
Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят» | Октябрь 2020г. | Воспитатели групп |
Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы | Октябрь 2020г. | Все педагоги |
Игра – викторина старший дошкольный возраст «Берегите нашу планету от мусора» | Октябрь 2020г. | Все педагоги |
Создание Лэлбука «Эколята» (различные поделки, рисунки и композиции с «Эколятами») | Октябрь 2020г. | Все педагоги |
«Животный мир. Заповедники» - виртуальная экскурсия | Ноябрь 2020г. | Творческая группа |
Цикл занятий «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей. | Ноябрь 2020г. | Все педагоги |
Неделя экологических игр «Елочка и Тихоня очень любят поиграть» | Ноябрь 2020г. | Все педагоги |
Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» | Ноябрь 2020г. | Старший воспитатель |
«Любимые питомцы». | Декабрь 2020г. | Воспитатели групп |
«Животные Красной книги нашего края». | Декабрь 2020г. | Воспитатели групп |
Консультация для педагогов: «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» | Декабрь 2020г. | Старший воспитатель |
Всемирный День Земли (проведение в ДОУ уроков Природолюбия) | Декабрь 2020г. | Все педагоги |
«День добрых дел» - кормушки для птиц | Январь 2021г. | Воспитатели групп |
Беседа: «Солнце – большая звезда». | Январь 2021г. | Воспитатели групп |
«Воздух вокруг нас». | Февраль 2021г. | Воспитатели групп |
«Без воды нам не прожить» | Февраль 2021г. | Воспитатели групп |
«Мы за чистое село» детские рисунки | Февраль 2021г. | Воспитатели групп |
«Без воды нам не прожить» | Март 2021 г. | Воспитатели групп |
Фотогазета «Станет чище на планете, если ей помогут дети! | Март 2021 г. | Воспитатели групп |
«Растительный мир» | Март 2021 г. | Воспитатели групп |
Неделя «Эколята знают все!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения) «Умница всему научит!» | Апрель 2021г. | Воспитатели групп |
Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (экологические ширмы) | Апрель 2021г. | Воспитатели групп |
Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам» | Апрель 2021г. | Воспитатели групп |
Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун исследователь» | Май 2021г. | Все педагоги |
Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края) | Май 2021г. | Творческая группа |
Рисование «Сохраним лес от пожаров!» | Май 2021г. | Воспитатели групп |
Тематическая неделя на тему «Вода и жизнь» к Международному Дню очистки водоёмов»: | Июнь 2021г. | Все педагоги |
Тематическая неделя на тему «Цветы – улыбка природы» – акция «Летние цветы – улыбка природы» | Июль 2021г. | Все педагоги |
Тематическая неделя «Путешествие Эколят» (тематические дни «Эколята и мир растений», «Эколята и мир животных», «Эколята и водный мир», «Эколята защищают чистоту водуха») | Август 2021г. | Все педагоги |
Трансляция отчётных фотоматериалов на сайте ДОУ, от проведённых мероприятий, и консультативного материала для родителей, по тематике Проекта. | Учебный год | Творческая группа |
Работа по индивидуальным планам педагогов в рамках реализации мероприятий, посвященных Году экологии в России | Учебный год | Все педагоги |
3 этап – заключительный | ||
Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята» | Май 2021г. | Все педагоги |
Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы» | Май 2021г. | Все педагоги |
Презентация проекта «Эколята-дошколята-2020» | Май 2021г. | Все педагоги |
Мониторинг по экологическому воспитанию
Раздел 1. Экологические представления о взаимосвязях в системе «человек природа» и в самой природе. | ||
Цель | ||
Методика | «Удивительная прогулка» | Выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах. |
"Живая - неживая природа" | Выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе. | |
"Знатоки природы" | Определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. | |
Раздел 2. Экологически ответственное отношение к природе, овладение системой нравственных норм и правил экологического характера. | ||
Методика | «Лес благодарит и сердится» | Выявить отношение к природе и уровень сформированное представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею |
«Экологические знаки» | Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности. | |
«Продолжи рассказ» | Выявить у детей уровень развития нравственных мотивов. | |
Раздел 3. Эмоционально-ценностное отношение к природе. | ||
Методика | "Радости и огорчения" | Выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников. |
"Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова) | Исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами. | |
"Картинная галерея" | Выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней. | |
Раздел 4. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой. | ||
Методика | «Экологический светофор» (Модификация методики Цветковой И. В.) | Выявить у детей уровень: представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности; умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно); опыта в экологически ориентированной деятельности. |
«Кормушки для птиц» | Определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность. | |
«Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме) | Выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения. |
Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
3. Иллюстрации с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. 80с.
4. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
5. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
6. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
7. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
8. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
10. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
11. Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
12. Природоохранный социально-образовательный проект «Эколятадошколята». http://эколята.рф/
13. Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
14. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с. 15. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Литература, рекомендуемая для детей по данной программе:
Экологические стихи для дошкольников
1. Я. Аким. «Наша планета»
2. С. Михалков. «Прогулка»
3. А. Усачев. «Мусорная фантазия»
4. С. Михалков. «Будь человеком»
5. Г. Ладонщиков. «Дельный совет»
6. В. Орлов. «Что нельзя купить»
7. С. Михалков. «Случай на зимовке»
8. С. Михалков. «Зяблик»
Сказки на экологическую тему для дошкольников
9. В. Бианки. «Анюткина утка»
10. К. Ушинский. «Весна»
11. М. Пришвин. «Лесной доктор»
12. В. Чаплина. «Крылатый будильник»
13. С. Сахарнов. «Морские сказки»
14. М. Пришвин. «Золотой луг»
15. К. Паустовский. «Собрание чудес»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»
формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»
Автор проекта: Харланчук О.В., воспитатель 1 квалификационной категории, МОУ детский сад № 341Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему...
Экологический практико-ориентированный проект «Лучшая площадка детского сада»
Педагоги дошкольного учреждения, работая по годовому плану над задачами экологического воспитания (Программы развития дошкольного учреждения) находятся в творческом поиске инновационных форм работы с ...
Экологический практико-ориентированный проект «Юнные защитники природы»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. ...
Экологический практико-ориентированный проект «Эколята - дошколята»
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие ...
Работа с воспитанниками и родителями по экологическому воспитанию по проекту «Эколята-дошколята»
Экологический стенд «Эколята-дошколята» Презентация проекта "Эколята-дошколята"...
Экологический практико-ориентированный проект «Эколята - дошколята»
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека....