Формирование грамматического строя. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Составление рассказа по сюжетной картине «Весна».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»

Побуждать детей отгадывать загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме

«Составление рассказа по сюжетной картине «Весна».

Программное содержание:

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»

Побуждать детей отгадывать загадки.

Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.

Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением.

Ход занятия:

- Ребята, по дороге в детский сад я нашла цветочек. Цветочек не простой, посмотрите у него на лепестках, что – то написано. Что же это? Загадки! Послушайте и постарайтесь отгадать.

Загадки:

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее  (весна).

Светит нам оно с утра,

Просыпайся, детвора! (солнышко)

Если дождь, его возьмем-

С ним не страшно под дождем! (зонтик)

Замелькали огонечки

В эти летние денечки.

Крылышками машут,

По цветочкам пляшут. (бабочки)

- Сегодня мы с вами поговорим о весне и её приметах.

Давайте вспомним, что бывает ранней весной.

Речевое упражнение «Какой? Какая? Какое?»

А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)

Давайте вспомним, что бывает ранней весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Весной… ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи.

Весной набухают почки

Весной прилетают птицы.

Весной появляются сосульки.

Весной бегут ручьи.

Весной просыпаются насекомые ?

Весной дикие животные меняют цвет шубки.

Весной у зверей появляются детеныши.

Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и - мачеха.

Весной появляется трава.

Весной идет дождь.

- Молодцы вы хорошо помните приметы ранней весны. А какая весна у нас сейчас? (Поздняя)

Скажите пожалуйста, каких цветов у нас больше всего на участке? (Одуванчиков).

Игра «Одуванчик»

Как воздушный шар на ножке   (Дети стоят на носочках, сомкнув руки над головой).

Одуванчик у дорожки,   (Делают наклоны влево – вправо).

Одуванчик – шарик белый   (Опять встают на носочки).

Дунул я. И улетел он!   (Дуют, округлив губы, не раздувая щёк).

(Н.Нищева).

- Какие весенние месяцы вы знаете?

Давайте все вместе скажем: “Март, апрель, май – их не забывай”.

Д/и «Подбери слово» Активизировать в речи детей прилагательные.

- Весна, какая? (Тёплая, дождливая, цветная…). Трава, какая? (зелёная, мягкая…). Небо весной, какое? (Голубое, теплое…). Цветы, какие? (Яркие, белые, жёлтые…). Ветер, какой? (Теплый, ласковый…).

Рассматривание сюжетной картины «Весна». Закрепление навыка составление описательного рассказа по сюжетной картинке.

Воспитатель и дети рассматривают картину и вместе составляют небольшой рассказ,

после этого предлагает детям повторить рассказ(задание выполняют 4 -5 детей).

Игра «Оживи картинку». Учить детей отвечать на вопросы.

-  Ребята, предлагаю поиграть в игру «Оживи картинку»

На столе лежат картинки. Ребенок выходит, берет картинку и рассказывает, что он на ней видит. На последней картинке изображены дети играющие с солнечным зайчиком.

Игра с зеркальцами.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картину,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот и спрятался в кроватке.

С нами он играет в прятки.

1, 2, 3, 4, 5

Мы идем его искать.

(Если солнца не будет, то после загадки перед детьми возникает проблемная ситуация, которую они объясняют: “нет солнца – не может быть солнечных зайчиков”)

Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. Хорошо отвечали на вопросы, составляли рассказ по картине. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?

На прощанье воспитатель дарит маленькие солнышки.

Анализ занятия по развитию речи

Цели: Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»

Побуждать детей отгадывать загадки.

Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.

Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением.

!!!!!!!!

Тип - новый материал.

Структура: сюрпризный момент с использованием цветка - загадок.  Беседа о приметах весны. Составление предложений на заданную тему.  Физкультминутка. Игра "Одуванчик ".  Д/и "ПОДБЕРИ СЛОВО. " Расматривание картины "В " с последующем составлением рассказа. Повторять 3-4 детям. Игра ОЖИВИ КАРТИНКУ. Игра с зеркальцем.  Подарки. Детям.

Этапы логически и последовательны, связаны между собой.

Содержание занятия имеет научную основу, так как все произведения подчинены определенным литературным правилам. Все произведения доступны пониманию детей.

При помощи сюрпризного момента, создала атмосферу, заинтересовала детей предстоящим занятием. Провела игру. Дети старались правильно произносить слова. Радостью и с интересом воспринимали игрушки, которые принёс Старичок Лесовичок. Во время физкультминутки дети помогали мне, стараясь правильно произносить слова. Во время отгадывания загадок старалась привлечь менее активных детей. Очень понравилось, что ребята старались помогать друг другу (поправляли и подсказывали). Поведение итогов.

Дети активно участвовали в занятии, активно и с удовольствием играли. Выразили желание продолжить игры во время одевания на прогулку. Сказали, что очень ждут Стаичка Лесовичка в гости. Они хотят узнать, как дела у лесных зверей.

Цели занятия достигнуты.

Буду продолжать обогащать словарь детей в быту и игровой деятельности.

С детьми более низкого уровня развития речи буду заниматься подгруппами, используя игры и упражнения, рекомендованные в лекциях, например:

Игра «Летает — не летает»

Детям предлагается закончить предложение.

— Птичка… (летает).

— Рыбка… (не летает).

— Самолет… (летает).

— Машина… (не летает).

— Вертолет… (летает).

— Поезд… (не летает).

— Муха… (летает).

И т.д.

Игра «Я, ты, он, она»

Педагог называет местоимение. Дети должны правильно подобрать глагольную форму.

— Я сижу.

— Ты… (сидишь).

— Он… (сидит).

— Мы… (сидим)

И т.д.

Игра «Что? Где? Когда?»

В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете в группе? В зале? Дома?»

«Где вы играете? Спите? Умываетесь?»

«Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?»

Такие упражнения можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении.

Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши).

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На одной картинке девочка кормит куклу, на другой — моет посуду. Дети не только называют действия (кормит, моет), но и могут рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Составление рассказа по картине "Куры"

Программное содержание:Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ по картине;Словарь и грамматика:учить правильно называть изображенное на картине, обогащать их речь прил...

Конспект занятия по развитии речи во второй младшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Катаемся на санках».

Задачи:Образовательные: продолжать расширять знания и представления  детей о зиме, её признаках, о зимних забавах, оживить в памяти детей собственные впечатления от катания на санках, побуждать д...

Развитие речи во второй младшей группе на тему: Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

Цель: продолжать расширять знания и представления детей о зиме, её признаках, о зимних забавахЗадачи:Образовательные:  оживить в памяти детей собственные впечатления от катания на санках, побужда...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Составление описательного рассказа по картине "Катаемся на санках".

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа по картине "Катаемся на санках" имеет следующие задачи: 1. Учить отвечать на вопросы по содержанию кар...

Конспект занятия по «Развитию речи» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке»

Доминирующая образовательная деятельность: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познаватель...

Конспект занятия по «Развитию речи» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Составление описательного рассказа о животных по картинкам»

Доминирующая образовательная деятельность: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познаватель...

Конспект занятия по «Развитию речи» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Доминирующая образовательная деятельность: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познаватель...