Конспект познавательного занятия по знакомству с национальностями, живущими в России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Как вы понимаете словосочетание "Малая Родина?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с малой родиной | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 муниципального образования «город Донецк»
Конспект
познавательного занятия по знакомству с национальностями, живущими в России
«Приглашение на малую Родину»
Составила:
Воспитатель I
квалификационной категории
Прошкина О.Н.
Г.Донецк
2016г.
Программное содержание:
- Формировать умение пользоваться картой.
- Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- Воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
- Развивать дружеские и соседские отношения с народом Калмыкии.
- Объяснить детям разницу в понятиях «Родина» и «малая родина».
- Познакомить с калмыцким народным творчеством: пословицы, песни, танец, музыкальные инструменты.
- Познакомить с калмыцким национальным орнаментом.
- Развивать воображение и эстетическое восприятие.
- Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и воспитателя.
- Обогащать словарный запас детей: кочевой, юрта, пиала, знакомство с национальными словами, скотоводы, домбра.
Оборудование: макет, домбра, белые шарфы, слайды, куклы в национальных одеждах, пиалы, пиалы(папье-маше) для расписывания национальным орнаментом, кисти и гуашь, круглый столик, подушечки, лотосы-оригами.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна. Ребята, вам наверно интересно, почему я вас встречаю в такой одежде? Пусть это будет пока маленьким секретом. А пока я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение». С каждым правильным ответом на экране будет открываться картинка.
Игра:
Мы с вами живем в стране, которая называется …..(Россия). (слайд №2 )
В ней проживает много разных…. (народов, людей).
Столица России…. (Москва).
Президент нашей страны …. Владимир Владимирович Путин).
Вы живете в области, которая называется …. (Ростовская).
Вы родились в городе ….. (Донецк).
Молодцы, вы показали хорошие знания и я расскажу вам секрет. Сегодня у нас будет не просто занятие, а занятие-приглашение, потому что я приглашаю вас к себе на малую Родину , туда, где я родилась,в республику Калмыкия.
- Как вы понимаете словосочетание «малая родина»? Россия - это страна, в которой мы с вами все родились и живем – это наша общая Родина. Но вы знаете, что в нашей стране очень много республик, областей и краев. Вот они-то и являются малой родиной для людей, которые там родились. Вот вы родились в Ростовской области г.Донецке – это ваша малая родина. Я живу, как и вы в Донецке, хотя родилась в Калмыкии. Как вы думаете, что для меня будет малой Родиной, Донецк или Калмыкия?
Вы слышали что–нибудь о Калмыкии? А хотите познакомиться?
(включить слайд «Добро пожаловать в Калмыкию»)№1
-Мендт! Ирхитн,эржянявидн Хальмг Тангчур! Добро пожаловать в Республику Калмыкия!
(одеть в это время детям белые шарфы) .
- Ребята, белые шарфы обозначают гостеприимство и желание видеть вас у себя дома, в Калмыкии. Как вы думаете, что на мне одето? На мне одет калмыцкий национальный костюм. Шапочка называется «махла» , пояс – «бусе», платье –«терлек».
Есть, возможно, уголок красивей
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей нашей России
Ближе к сердцу Калмыкия моя!
Калмыкия расположена по соседству с Ростовской областью (слайд). Вот возле Ростовской области изображены казаки, а со стороны Калмыкии –калмыки. Ребята, в Калмыкии живут люди разных национальностей, коренные жители моей республики – это калмыки (слайд).
Калмыкия – это степной край. Весной степь выглядит очень красиво, потому что только в калмыцкой степи можно увидеть такое изобилие и разнообразие тюльпанов. Тюльпаны занесены в красную книгу, поэтому их рвать нельзя (слайд).
Столица Калмыкии – город Элиста. Называют город Элисту – степная жемчужина, потому что он расположен среди бескрайних степных равнин и холмов. Элиста – очень красивый город, и он очень отличается от многих городов России. (слайды)
Но символ Калмыкии – лотос, посмотрите какой он красивый, он даже изображен на флаге республики. (слайд). В Калмыкии говорят так, счастлив тот, кто хоть раз видел цветущий лотос. Красивые нежные цветы этого растения как будто парят над гладью воды. Лепестки и листья покрыты тончайшим восковым налетом, который переливается перламутром, а капли воды на них сверкают, словно драгоценные камни.
Калмыки – степной народ, очень давно они были кочевыми. Слово «кочевой» произошло от слова «кочевать», то есть «переезжать».
Раньше калмыки жили в юртах – так назывались их жилища. (слайд юрта)
Юрта очень быстро разбиралась, складывалась и грузилась на повозку. Потом перевозилась на другое место.
Подойдите сюда, я вам покажу как выглядело стойбище калмыков. (дети подходят к макету).
Сначала ставился каркас из прочного материала. Затем этот каркас покрывался “войлоком”, вот он. (показываю). Это, ребята, такой материал, который изготавливался из шерсти верблюдов. Войлок очень прочный и теплый, поэтому в юрте всегда было сухо и тепло.
В центре каждой юрты был очаг, где всегда горел огонь и готовилась пища, дым выходил на улицу вот через это отверстие, дымоход.
А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы?
(Ответы)
Скотоводы – это люди, которые разводят скот. Посмотрите, каких животных вы здесь видите. (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово “скотоводы”.)
- А как вы думаете, где калмыки брали еду и одежду? (ответы детей)
Благодаря животным у калмыков всегда было мясо и молоко. Из молока лошадей калмыки делали «кумыс» - это очень сытный и полезный напиток, который придавал силы и укреплял здоровье.
Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти - катали войлок, изготавливали одежду.
- Ребята, а теперь я приглашаю вас за калмыцкий стол. Посмотрите и скажите, что вы заметили необычного? Правильно, подушки. В калмыцкой юрте не было стульев, поэтому калмыки садились вот на такие подушки или коврики. Женщины и мужчины садились по-разному. Мужчины – скрещивали ноги, женщины скромно соединяли ноги. Проходите и рассаживайтесь.
(Включить музыку – звучание домбры).
- Ребята, а вы где-нибудь слышали эту музыку? Это звучит домбра, калмыцкий национальный инструмент (показываю его) и на слайдах. Домбра всегда звучит на калмыцких праздниках. Посмотрите какой он. Чем-то напоминает нашу балалайку, только звучит по-особенному. (дети рассматривают инструмент)
- Ребята, я знаю один очень красивый калмыцкий танец, который называется «Шарка-барка» , что в переводе обозначает танец журавлей. Хотите потанцевать? Я буду вам показывать движения а вы повторяйте.(на экране слайд танца, включить музыку ).
У нас с вами получается целый праздник с народной музыкой, с танцами, но чего-то еще не хватает. Как вы думаете, чего? Что люди еще готовят к празднику?
- Правильно, всегда готовят угощение. Ребята, калмыки очень любят встречать и угощать своих гостей. У калмыков есть такая поговорка: «Человек, угощающий другого - угощает и себя.» ( слайды)
-Национальной едой калмыков является чай из молока – «джомба» и «борцоки» - круглые пышки, олицетворяющие солнце. Калмыки говорят: «Чай хоть и жидкий, но голова всех блюд.» (слайды)
Ни один калмыцкий праздник – будь то свадьба, именины, народные гулянья, никогда не обходятся без джомбы и борцоков.
- Посмотрите на столике у вас стоят пиалы – это часть калмыцкой посуды. Калмыцкий чай поддается в пиалах. Пиалы украшаются калмыцким национальным орнаментом.
Посмотрите как выглядит орнамент .(слайд).
-Ребята, пиалы, которые стоят на нашем столике еще не имеют украшений и я прошу вас помочь мне их украсить. Проходите на свои места. Расписывать пиалы мы будем так, как это делали жители Калмыкии раньше, так же, сидя на подушечках. (поставить на середину стола поднос с набором для рисования). Посмотрите, это уже расписанная пиала. На одной из пиал я вам покажу, как правильно нанести орнамент, а потом и вы приступите к работе.
(дети под музыку расписывают пиалы).
- Молодцы! Получилось очень красиво! Спасибо вам за помощь! Хандж,анав! (Убрать со стола воду гуашь и кисти).
- Пусть наши работы подсохнут. А я, как радушная хозяйка, хочу угостить вас настоящими калмыцкими борцоками.( поставить на стол поднос с борцоками). Угощайтесь и подходите ко мне!
- Ну вот наша с вами встреча подошла к концу. Ребята, вам понравилась моя малая родина - Калмыкия? А что вы запомнили? Я очень рада. А вы запомнили, какой цветок является символом Калмыкии? Вот и я хочу на память подарить вам вот эти лотосы. (раздать детям поделки – лотосы). Счастья вам, мира и радости!
- Сян бяятн! До свидания, ребята! Сян бяятн! (дети выходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)
Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...
Конспект познавательного занятия в старшей группе по знакомству с национальностями "Земля - наш общий дом".
Конспект занятия о культуре народа республики Калмыкии....
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство с камешками»
Тема. " Знакомство с камешками»Цель:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение ...
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами воздуха и воды" в старшей группе.
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами воздуха и воды" в старшей группе. Цель занятия: выявить представления детей об объектах природы, умение описывать свойства данного объекта и ...
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами камня,глины, песка"
Конспект познавательного занятия с использованием метода моделирования и опытно- экспериментальной деятельности детей...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ПОДВИГОМ ВОИНОВ 6 – ОЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ БАТАРЕИ"
«Знакомство детей с подвигом воинов 6 – й Героической батареи»Цель: познакомить детей с историческим фактом военных лет - подвигом 6-ой Героической батареи, развивать любознательность, инт...
Конспект познавательного занятия с элементами продуктивной деятельности "День флага России"
Познакомить детей с российским флагом как символом государства, дать представление о его силе, мощи и символике....