Познавательно-исследовательская деятельность "Плавающее перо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Представляю вниманию непосредственную образовательную деятельность "Плавающее перо" для детей старшей группы детского сада с элементами экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.11.16_kurtsenko_konspekt_plavayushchee_pero.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Плавающее перо»
Автор конспекта:Курценко Ирина Владимировна, воспитатель, МКДОУ детский сад №445.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие (п. 2.6 ФГОС ДО).
Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие (п. 2.6 ФГОС ДО).
Цель:формирование целостного представления о целесообразности строения птиц.
Задачи:
- Дать представление о строении водоплавающих и не водоплавающих птиц на примере домашних курицы и утки.
- Активизировать познавательно-исследовательский интерес, дать положительную мотивацию к деятельности по экспериментированию в дальнейшем.
- Стимулировать речевую активность детей, пополнять активный словарный запас по теме.
- Формировать навыки эффективного социального взаимодействия детей друг с другом.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (п.2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)
Задачи этапа:
- мотивировать на деятельность;
- формировать умение слушать ответы друг друга;
- актуализировать у детей представления о диких и домашних животных.
Предметно-развивающая среда: звуковая запись «Птичий двор», магнитная доска с картинками диких и домашних птиц, лупа, планшет.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Приветствие и знакомство с детьми (в это время начинает звучать запись «Птичий двор»).
-Что за звуки, ребята? (ответы) Где мы можем их услышать? (…) А у нас здесь есть такие птицы? (…) Кто найдет?! (…)
Дети находят доску с картинками птиц домашних и диких.
-Какие из этих птиц живут на ферме/в курятнике? (…) А остальные где живут? (…) Делим птиц на 2 группы. Как можно назвать одним словом птиц из первой группы? (домашние) А из второй? (дикие)Кто из них людей не боится? (…) Почему?(…) А кто улетает от людей? (…) Убираем диких птиц с доски.
-Посмотрите внимательно ребята, Кто остался? (у нас остались утка и курица) Они одинаковые? (сходство-различие…)
-Кто из вас знает, как называют людей, которые изучают птиц, проводят эксперименты и наблюдения? (Ученые-орнитологи) Хотите побывать сегодня учеными, проводить эксперименты и разобраться, почему утка и курица такие разные? (…)
Достаю лупу.
-Что это у меня? (…) Для чего она? (…, лупа помогает нам увеличивать маленькие детали, лучше рассматривать их) Эта лупа не простая, а волшебная. С помощью ее я превращу вас в Ученых!
- В руки лупу я беру,Всех в Ученых превращу!
(провожу манипуляции лупой над каждым ребенком)
-Все превратились в Ученых? (…) Замечательно, можем начинать наше исследование!
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Задачи этапа:
- формировать положительную мотивацию к экспериментальной деятельности;
- дать целостное представление о строении водоплавающих и не водоплавающих птиц на примере домашних курицы и утки;
- формировать умение находить причинно-следственные связи;
- пополнять активный словарный запас по теме.
Предметно-развивающая среда: лупа, картинки курицы и утки на планшете; модели куриной и утиной лап; записикудахтанья и кряканья;макет гнезда; тазик с водой; 2 тарелки с растительным маслом; полотенца по числу детей; две прозрачные ёмкости с водой; утиные перья по числу детей; бумажные полотенца по числу детей; жидкое мыло, ложка.
Ход занятия:
-Итак, давайте ближе рассмотрим, что разного у этих двух птиц! Фиксирую внимание на изображениях курицы и утки (…)
- Например, начнем с лап! У нас в лаборатории есть модели лап.
Идем к столу. Надеваю на руки перчатки, показывающие различия в лапах курицы и утки.
Опыт «Перчатки».
-На что похожа моя правая рука? (…, на лапу утки) А моя левая рука? (…, на лапу курицы) Они одинаковые или разные? (…) Чем отличаются? (…, есть перепонки и нет перепонок).
-Для чего уткелапы с перепонками? (…) А курице для чего нужны ее лапы? (…)
-Итак, раз утка у нас плавает в воде, то она какая? (…, водоплавающая). А курица какая? (…, не водоплавающая)
-Давайте, как настоящие Ученые, проведем важный эксперимент и узнаем, как лапки разных птиц влияют на передвижение и почему.Выходим на свободное место.
Физминутка «Куры и гуси».
-Ученые, мы будем представлять себя курами и утками. Представьте, как двигаются куры! А как двигаются гуси? Представили себе! (…) А теперь какой звук вы услышите, так и двигайтесь!
Дети двигаются в соответствии со сменой звуков.
-Итак, дорогие Ученые, почему эти птицы двигаются по-разному? (лапы помогают плавать или рыть)
-Что еще разного у этих птиц? Акцент на клювы (…)
- -Вы говорили, что клювы! Проверим? (…)
Опыт «Самомассаж»
-Сложим пальчики в щепотку, постучим по руке. На что похоже? (…) На чей клюв? (…) Клювкакой?(…) Чем он помогает курице? (…) Что ест курица, как добывает корм? (…)
-Теперь сложим пальчики по-другому, пощиплем себя. На что похоже? (…) Чей клюв? (…) Он какой? (…)Уточка плавает и ищет корм в воде. А чем помогает плоский клюв уточке? (…)
Пока дети говорят, стараюсь незаметно бросить перо под ноги (ассистент в это время снимает платок со стола с гнездом). Жду реакции детей на перо(…)
- -Что это? (…) А чье оно? Что подскажет нам, чье это перо? (…) Ищем подсказку, находим стол с гнездом, в нем перья. Ах вот эточье перо! (…, утиное) А как вы думаете, дорогие Ученые, перья у утки и курицы разные или одинаковые? (…) Рассматриваем под лупой перьевой покров на картинках.
-Может кто-то из вас знает, что особенного в утиных перьях, чем покрыты перья у утки? (…) Перья покрыты специальной смазкой. Мы можем это проверить на себе!
Подходим к столу с маслом.
Опыт с маслом.
-Давайте для начала представим, что наша рука, это крыло птицы и оно покрыто перьями.
-Опустите руку в воду. Какая она стала? (мокрая)А какая была? (сухая) Вытирайте руку полотенцем.
Теперь намажьте одну свою руку маслом и опустите ее в воду. Вытащите и внимательно посмотрите на свою руку. Что с ней случилось? (…)Что вы видите на ней? (…) А теперь потрясите свою руку. Что происходит? (…) Капельки воды скатываются, стекают также как в поговорке «Как с гуся вода». Вытирайте ручки салфетками. Сейчас руки у нас жирные, а что нужно сделать, чтоб они очистились? (помыть с мылом) То есть чем помогает мыло? (…) Помоем с вами руки позже в группе.
-Итак, какой вывод мы можем сделать? Чем помогает жирная смазка утке? (…, помогает воде скатываться с их перышек, перья остаются сухими) Дорогие Ученые, мы взяли масло из тарелки, но утки не носят с собой тарелки. Откуда они берут смазку? (…) Она содержится в специальных железах возле хвоста. Уточка своим плоским клювом как лопаточкой берет и смазывает этим жиром свои перышки.
Мы можем проверить, как именно жир помогает перышкам!
Проходим и садимся за столы.
Опыт «Плавающее перо»
У нас есть утиные перья из гнезда и два озера – большое и поменьше. Чтоб провести этот опыт, мы с вами должны быть очень внимательными и осторожными. В первом озере обычная вода, а вот во второе озеро мы добавим немного жидкого мыла. Напомните, чем нам помогает мыло?(...)
5 человек, которые сидят возле большого озера, аккуратно опуститесвои перья туда. Смотрите, что происходит с пером? (…) Что помогает утиному перу плыть? (…) А теперь 5 человек, которые сидят возле озера с мыльной водой, возьмите ваши перья и потихоньку опустите их в воду. Что с ним произошло? (…) Почему? (…, жир смылся, перья намокли, стали тяжелые, утонули) Вытащите свои перья на салфетки. Итак, чем помогает утке жирная смазка на перьях? (…)
- А как вы думаете, у курицы есть такая смазка? (…) Почему? (…)
-Дорогие Ученые, сегодня мы с вами совершили большую работу и успели провести большое исследование. Сейчас с помощью волшебной лупы будем превращаться обратно в детей. Подходите ко мне! Идем на свободное место и садимся на пол.
Снова лупу я беру
Всех детей я возвращу!
Заключительная часть (рефлексивный этап) (п. 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)
Задачи этапа:
- формировать умение обобщать знания, полученные на занятии;
- вызвать желание делиться полученными знаниями с другими людьми;
- тренировать эффективное социальное взаимодействие в ходе совместной самостоятельной деятельности в игре.
Предметно-развивающая среда: макет гнезда, яйца с кусочками от разрезной картинки внутри (на каждого ребенка по 1 яйцу), образец разрезной картинки; маленькая магнитная доска.
Ход занятия:
-Молодцы ребята! Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?(…)
-Что интересного было сегодня у нас здесь? (…)
-Кому вы можете рассказать о том, что вы узнали?(…)
-Благодаря кому, мы смогли провести опыт с перышками? Откуда эти перья? (…) Пойдемте, поблагодарим нашу уточку!
Подходим к гнезду, благодарим, находим там яйца с игрой.
-Ребята, посмотрите-ка, для вас тут есть подарок! Берите по одному яйцу. Что там внутри? (…) Из двух кусочков, получится картинка? (…) А что же тогда делать? (…) Держите магнитную доску и образец картинки. Можете пока пособирать ее все вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно ...
Познавательно-исследовательская деятельность "Зачем птицам перья?"
Исследовательская деятельность. Тема: «Для чего птице перья?»....
Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера
Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья"
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья" для средней группы...
Познавательно- исследовательский проект «Зачем птицам перья» (птицы Приморского края) Для детей 5-6 лет
Внедрение проекта активизирует познавательный интерес, повышает детскую самостоятельность. Совершенствует знания детей о птицах Приморского края и способствует формированию у детей умения анализироват...
Конспект НОД «Волшебное перо» Познавательно-исследовательская деятельность
Задачи:Образовательные:Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.Развивающие:Развитие познавательно-исследовательской активност...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Чудеса птичьего пера»
В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети расширяют представления о строении птичьего пера, закрепляют знания и птицах. Учатся устанавливать причинно-следственные связи и де...