Исследовательская работа на тему: «Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Исследовательская работа на тему "Что такое СОЛЬ и зачем она нужна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_takoe_sol_i_zachem_ona_nuzhna.docx | 947.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 31
хутора Коржевского муниципального образования, Славянский район
Исследовательская работа на тему:
«Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»
Номинация: естествознание (неживая природа)
Авторы работы:
Дети подготовительной к школе логопедической группы
Воспитатель: Павленко
Наталья Ивановна
2016 год
Участники проекта - воспитанники подготовительной к школе логопедической группы МБДОУ д/с к/в №31, педагоги, родители.
Предметно – содержательная область: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, трудовое воспитание.
Время проведения: январь- февраль (8 недель)
Содержание:
I. Введение
- гипотезы;
- методы исследования
- практическая значимость.
II. Основная часть «Что такое соль и зачем она нужна».
Опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность.
- Зачем нужна соль?
- -Где добывают соль?
- -Какие бывают виды соли?
- -Как её используют?
- -Качества соли?
III. Заключение.
- Выводы.
Введение
Объект исследования: соль
Цель исследования: узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.
Предмет исследования: неживая природа.
Тема исследования: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Учить дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи и временную зависимость в явлениях неживой природы. Развивать логическое мышление детей, интерес и внимание к явлениям неживой природы.
Гипотезы: предположим, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Актуальность: актуальность данного исследования заключается в том, чтобы изучить свойства соли, выяснить – действительно ли соль необходима человеку в жизни.
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Задачи исследования:
Образовательные:
- Выяснить, что такое соль, откуда она берётся, какая бывает соль,?
- Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое, стимулировать интерес к изучению неживой природы.
- Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
- Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.
Формировать познавательный тип общения между детьми, поощрять и стимулировать стремление к сотрудничеству при проведении опытов и в играх с правилами, развитию коммуникативных навыков.
- Упражнять в передаче своего эмоционального состояния в мимике, жестах, движениях
Воспитательные:
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Методы и приемы реализации проекта:
- Чтение словацкой народной сказки Опрос родителей детьми: как дома применяется соль?
- Опытно- экспериментальная деятельность.
3.Подбор художественной литературы: пословицы, поговорки, сказки и т. д.
4. Опрос родителей, родственников, медсестры детского сада, повара детского сада о разновидностях соли.
5. Наблюдение на прогулках за работой дворников во время гололёда, экскурсия на пищеблок, экскурсия в аптеку.
6. Творческая деятельность: рисование, лепка.
7. Чтение книг, беседы.
8. Просмотр слайдов и презентаций..
9. Оформление альбома «Зачем нужна соль» с подбором материала по данной теме.
Ожидаемые результаты:
1.Дети научатся исследовать материал, разовьётся познавательный интерес.
Проект рассчитан на 8 недель, проведён в соответствии с ФГОС».
1 ЭТАП – подготовительный
Работа с родителями:
- Познакомить родителей с проектом «Что такое СОЛЬ и зачем она нужна».
- Опрос родителей детьми: как применяют соль в быту.
- Приобрести с помощью родителей необходимые материалы для экспериментов.
- Домашнее задание: проведение опытов дома с родителями.
- Составление с родителями рассказа на тему «Что мы делали с солью».
Домашнее задание: дети выяснили, что:
- - соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;
- - соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму;
- - солью можно мыть посуду;
- - солью посыпают лед на дорогах, чтобы снег и лёд быстрее таяли и люди не падали, не случались аварии;
- - для здоровья полезны ванны с морской солью;
- соль используют в медицине: ею можно полоскать больное горло, разогретую соль в мешочке прикладывают бабушки к больным суставам, мамы добавляют соль в кремы или в шампуни для чистки кожи лица или детских коленок, солёной водой лечат насморк;
- если хочешь, чтобы растение пропало, ему нужно под корень насыпать соли;
- если вы хотите освежить краски ковра, нужно рассыпать 2 стакана соли по ковру и пропылесосить;
- соль предохраняет стекла от запотевания - протрите стекла теплым раствором соли;
- перед тем как зажечь праздничные свечи, обмакните их в соленую воду - свечи не будут оплывать, будут гореть ровнее и дольше;
- чтобы сливочное масло в жаркую погоде не таяло, оберните его салфеткой, смоченной в соленой воде.
- если вас ужалит пчела или оса, нужно приложить к месту укуса соль, смешанную до состояния кашицы с водой. Это снимет боль и не допустит образование опухоли;
- соль можно добавлять в тесто и тогда поделки из него не портятся и долго сохраняются;
- солью можно рисовать;
- - соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
Мы приняли решение: необходимо всё это проверить:
II. Основная часть «Что такое соль и зачем она нужна».
Воспитатели - в течение проекта.
1.Проведение опытно- экспериментальной деятельности:
Зачем нужна соль?
- -Как её используют?
- -Где добывают соль?
- -Качества соли?
- -Какие бывают виды соли?
2.Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о соли. Воспитатели - в течение проекта.
3.Рассматривание иллюстраций в книгах, детских энциклопедиях, просмотр презентаций: « Откуда соль пришла?»
«Соляные пещеры».
«Соль в медицине».. Воспитатели группы - в течение проекта.
4.Беседы о том, как добывают соль, способах её применения,- воспитатели, родители, сотрудники детского сада – в течение всего проекта.
5.Наблюдения во время проведения долгосрочных опытов и экспериментов - в течение всего проекта.
6.Труд: чистка ковра солью,- дети, младший воспитатель.
7. Интегрированная ООД на тему «Волшебница соль»
8. Лепка из солёного теста.
9.Результаты экспериментов фиксировать в рисунках и фотографиях.
1.Опытно- экспериментальная деятельность:
Опыт №1. Растворяется ли соль в воде?
Мы взяли два стакана, налили в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей (не кипяток, чтобы не обжечься). Положили в каждый стакан по столовой ложке соли и начали размешивать. Важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды.
Вывод: соль растворяется в воде. Чем выше температура воды, тем соль растворяется быстрее.
Опыт №2 Как можно получить соль из морской воды. Размешали соль в воде и подержали ложку с солёной водой над горящей свечкой. Над ложкой стал подниматься пар – это испарялась вода. Когда вода выкипела, на дне остался белый порошок. Дети попробовали его на вкус и определили, что это соль.
Вывод: опыт подтвердил возможность получения соли из солёной воды путём выпаривания; соль не исчезает, а только растворяется в воде.
Опыт №3 Почему в море легче плавать, а в реке сложнее.
В банку с пресной водой опустили сырое яйцо, предметы разной величины и тяжести - яйцо и предметы утонули. В другую банку насыпали несколько столовых ложек соли и размешали до полного растворения. Опустили те же предметы - они все всплыли на поверхность.
Вывод: оказывается соль, повышает плотность воды, поэтому в море плавать легче.
Опыт № 4.а) как можно вырастить кристаллы соли на нитке?
В 1 мерный стакан мы в воду насыпали чайную ложку соли, во 2 - мы насыпали десертную ложку соли; в 3 стакан мы насыпали столовую ложку соли. Во все стаканы мы опустили одинаковые нитки разного цвета. Через 2 дня: в 1 стакане не произошло никаких изменений;
Во 2 стакане на ниточке появился маленький комочек соли;
В 3 стакане на ниточке образовалось много кристалликов соли.
Вывод: чем больше соли, тем быстрее вырастут кристаллы.
б) Ребята решили вырастить цветные кристаллики на нитках.
В стаканы насыпали соли, положили немного гуаши для цвета и хорошенько размешали с водой. Затем опустили в раствор белые ниточки. Через несколько дней на ниточках появились кристаллики соли, но они были белыми, а не цветными.
Вывод: соль не берёт цвет краски.
Опыт №5 . У нас на Кубани нет снега в этом году зимой, а так хочется зимнего настроения! Что же делать?
В солёный раствор воды мы положили зелёную ветку можжевельника и оставили её на несколько дней, поставив миску на подоконник. Вода из миски стала постепенно испаряться, а ветка стала превращаться в заснеженный куст.
Вывод: Если много знать, то зимнее, морозное настроение сделать и самим.
Опыт№6 . Почему мясо, рыбу и многие другие продукты засаливают?
Мы взяли два кусочка теста. Один кусочек положили на блюдечко с номером 1, а во второй кусочек добавили соли и положили на блюдечко с номером 2. На следующий день тесто на блюдечке с номером 1 неприятно пахло, оно испортилось. Со вторым кусочком ничего не произошло.
(Домашнее задание: засолить дома капусту, рыбу или что- то ещё по выбору родителей).
Вывод: Соль обладает свойством убивать микробы и бактерии, поэтому солёные продукты медленнее портятся, дольше хранятся.
Опыт №7. Почему дворники посыпают ступеньки на крыльце и дорожки вокруг детского сада солью?
Мы взяли на прогулку пакетик соли, нашли ровную поверхность, запорошенную снегом, высыпали соль буквой А и стали наблюдать. Прямо на наших глазах снег под солью растаял. (Домашнее задание: посыпать в гололёд с папой или дедушкой дорожки дома солью).
Вывод: Соль помогает снегу и льду быстрее таять, поэтому на крыльце и дорожках не образуется гололёд, можно спокойно ходить, не боясь поскользнуться.
Опыт №8. Как соль влияет на вкус продуктов.
Мы пошли на кухню и попросили повара дать попробовать непосоленый суп. Затем повар посолила суп и мы попробовали этот же суп снова, его вкус изменился, он нам понравился больше. В группе ребята предложить ещё подсолить суп. В одну тарелку мы ещё добавили соли и попробовали. Нам он не понравился совсем, т. к. был очень солёный. (Домашнее задание: провести эксперименты с солью с мамой или бабушкой на кухне).
Вывод: Соль придаёт вкус продуктам, но солить нужно в меру.
Опыт № 9. Как соль влияет на рост растений.
Возьмём два стакана, две луковицы. В первый стакан нальём пресной воды, в другой солёной и поместим в них луковицы. В процессе наблюдения увидим, как соль влияет на рост растений. В течении двух недель будем наблюдать за ростом лука. Выясним, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен. Соль отрицательно влияет на рост растений.
Опыт № 10. Можно ли солью вымыть грязную посуду?
Мы взяли грязный стакан, насыпали на губку немного соли и потёрли стакан. Он стал чистым, даже блестел на свету. (Домашнее задание: помочь перемыть посуду и почистить ковёр с солью . Познакомить маму и бабушку со старым чистящим средством).
Вывод: Соль отличное чистящее средство!
III. Заключение: Работать по данной теме нам было очень интересно. Мы спрашивали у родителей, что они знают о полезных для жизни людей свойствах соли. Оказывается, родителям известно немало и они с удовольствием делились с нами своими знаниями. А мы рассказывали о том, что узнали сами, когда проводили исследования и читали книги, смотрели презентации. Из книг мы узнали, что не только людям соль необходима, но даже животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.
Мы узнали много интересного и своими знаниями хотим поделиться с ребятами и воспитателями других групп нашего детского сада. Мы обязательно подарим всем желающим наш проект «Эта удивительная соль» и подарим альбом «Опыты с солью».
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое мнемотехника и зачем она нужна детям?
МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов....
«Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»
laquo;Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»...
Что такое логоритмика и зачем она нужна
Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упраж...
Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"
Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"...
Конспект занятия в средней группе «Что такое деньги и зачем они нужны?»
Экономика в средней группе конспкт НОД...
Конспект занятия в средней группе «Что такое деньги и зачем они нужны?»
Цель: развитие у дошкольников финансовой грамоты, воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств....
НОД конспект занятия в старшей группе «Что такое деньги и зачем они нужны?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.Задачи:Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта&raq...