Исследовательская работа на тему: «Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Павленко Наталья Ивановна

Исследовательская работа на тему "Что такое СОЛЬ и зачем она нужна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_takoe_sol_i_zachem_ona_nuzhna.docx947.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 31

хутора  Коржевского муниципального образования,  Славянский район

Исследовательская работа на тему:

«Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»

Номинация: естествознание (неживая природа)

SNV83536.JPG

                                                           

   

Авторы работы:

        Дети подготовительной к школе логопедической  группы

Воспитатель: Павленко                                                                                                        

        Наталья Ивановна

2016 год

Участники проекта - воспитанники подготовительной к школе логопедической группы МБДОУ д/с к/в №31, педагоги, родители.

Предметно – содержательная  область:  познавательное, речевое, художественно- эстетическое, трудовое воспитание.

Время  проведения: январь-  февраль (8 недель)

Содержание:

I. Введение

  • гипотезы;
  • методы исследования
  • практическая значимость.

II. Основная часть «Что такое  соль и зачем она нужна».

Опытно – экспериментальная и  исследовательская деятельность.

  • Зачем нужна соль?
  • -Где добывают соль?
  • -Какие бывают виды соли?
  • -Как её используют?
  • -Качества соли?

III. Заключение.

  • Выводы.

Введение

        Объект  исследования: соль 

        Цель исследования: узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.

        Предмет исследования: неживая природа. 

Тема исследования:  Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Учить дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи и временную зависимость в явлениях неживой природы. Развивать логическое мышление  детей,  интерес и внимание к явлениям неживой природы.

        Гипотезы: предположим, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.

Актуальность:  актуальность данного исследования заключается в том, чтобы изучить свойства соли, выяснить – действительно ли соль необходима человеку в жизни.

 Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

     

 Задачи исследования: 

Образовательные:

  • Выяснить, что такое соль, откуда она берётся,  какая бывает соль,?
  • Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?
  • Исследовать свойства соли опытным путём.
  • Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое,  стимулировать интерес к изучению неживой природы.
  • Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
  • Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.

Формировать познавательный тип общения между детьми, поощрять и стимулировать стремление к сотрудничеству при проведении опытов и в играх с правилами, развитию коммуникативных навыков.

  • Упражнять в передаче своего эмоционального состояния в мимике, жестах, движениях

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Методы и приемы реализации проекта:

  1. Чтение словацкой народной сказки Опрос родителей детьми: как дома применяется соль?
  2. Опытно- экспериментальная деятельность.

3.Подбор художественной литературы: пословицы, поговорки, сказки и т. д.

4. Опрос родителей, родственников, медсестры детского сада, повара детского сада о  разновидностях соли.

5. Наблюдение на прогулках за работой дворников во время гололёда,  экскурсия на      пищеблок, экскурсия в аптеку.

     6. Творческая деятельность: рисование, лепка.

     7. Чтение книг, беседы.

     8. Просмотр слайдов и презентаций..

     9. Оформление альбома «Зачем нужна соль» с подбором  материала по данной теме.

Ожидаемые результаты: 

1.Дети научатся исследовать материал, разовьётся познавательный интерес.

Проект рассчитан на 8 недель,  проведён в соответствии с ФГОС».

1 ЭТАП – подготовительный

Работа с родителями:

  1. Познакомить  родителей с    проектом  «Что такое СОЛЬ и зачем она нужна».
  2. Опрос родителей детьми: как применяют соль в быту.
  3. Приобрести с помощью родителей необходимые материалы для экспериментов.
  4. Домашнее задание: проведение опытов дома с родителями.
  5. Составление с родителями  рассказа на тему «Что мы делали с солью».

Домашнее задание:  дети выяснили, что:

  • - соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;
  • - соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму;
  • - солью можно мыть посуду;
  • - солью посыпают лед на дорогах, чтобы снег и лёд быстрее таяли и люди не падали,  не случались аварии;
  • - для здоровья полезны ванны с морской солью;
  • соль используют в медицине: ею можно полоскать больное горло, разогретую соль в мешочке прикладывают бабушки к больным суставам, мамы добавляют соль в кремы или в шампуни для чистки кожи лица или детских коленок, солёной водой лечат насморк;
  • если хочешь, чтобы растение пропало, ему нужно под корень насыпать соли;
  • если вы хотите освежить краски ковра, нужно рассыпать 2 стакана соли по ковру и пропылесосить;
  • соль предохраняет стекла от запотевания - протрите стекла теплым раствором соли;
  • перед тем как зажечь праздничные свечи, обмакните их в соленую воду - свечи не будут оплывать, будут гореть ровнее и дольше;
  • чтобы сливочное масло в жаркую погоде не таяло, оберните его салфеткой, смоченной в соленой воде.
  • если вас ужалит пчела или оса, нужно приложить к месту укуса соль, смешанную до состояния кашицы с водой. Это снимет боль и не допустит образование опухоли; D:\Фото детсад\кубань\SNV84831.JPG
  • соль можно добавлять в тесто и тогда поделки из него не портятся и долго сохраняются;      
  • солью можно рисовать;
  • - соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.

Мы приняли решение: необходимо всё это проверить:

II. Основная часть «Что такое  соль и зачем она нужна».

Воспитатели - в течение проекта.

                 1.Проведение опытно- экспериментальной деятельности:

Зачем нужна соль?

  • -Как её используют?
  • -Где добывают соль?
  • -Качества соли?
  • -Какие бывают виды соли?

2.Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок  о соли. Воспитатели - в течение проекта.

3.Рассматривание иллюстраций в книгах, детских энциклопедиях, просмотр                                                               презентаций:        « Откуда соль пришла?»

                                         «Соляные пещеры».

                                         «Соль в медицине».. Воспитатели группы - в течение проекта.

        4.Беседы о том, как добывают соль, способах её применения,-  воспитатели, родители, сотрудники детского сада – в течение всего проекта.

5.Наблюдения  во время проведения долгосрочных    опытов и экспериментов        - в течение всего проекта.

 6.Труд: чистка ковра солью,-  дети, младший воспитатель.D:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84559.JPG

7. Интегрированная ООД  на тему «Волшебница  соль»

8. Лепка из солёного теста.

9.Результаты экспериментов фиксировать в рисунках и фотографиях.

1.Опытно- экспериментальная деятельность:

Опыт №1. Растворяется ли соль в воде?

Мы взяли  два стакана, налили в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей (не кипяток, чтобы  не обжечься). Положили  в каждый стакан по столовой ложке соли и начали  размешивать. Важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. D:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84539.JPG

Вывод: соль растворяется в воде. Чем выше температура воды, тем соль растворяется быстрее.

Опыт №2  Как можно получить соль из  морской воды. Размешали соль в воде и подержали ложку с солёной водой над горящей свечкой. Над ложкой стал подниматься пар – это испарялась вода. Когда вода выкипела, на дне остался белый порошок. Дети попробовали его на вкус и определили, что это соль.

Вывод: опыт подтвердил возможность получения соли из солёной воды путём выпаривания; соль не исчезает, а только растворяется в воде.

Опыт №3 Почему в море легче плавать, а в реке сложнее.

   В банку с пресной водой опустили  сырое яйцо, предметы разной величины и тяжести - яйцо и предметы утонули.  В другую  банку насыпали    несколько столовых ложек соли и размешали  до полного растворения. Опустили  те же предметы - они   все   всплыли на поверхность.

Вывод: оказывается соль, повышает плотность воды, поэтому в море плавать легче.

Опыт № 4.а) как можно вырастить  кристаллы соли на нитке?

 В  1 мерный  стакан мы в воду насыпали чайную ложку соли, во 2 - мы насыпали десертную ложку соли; в 3 стакан мы насыпали столовую ложку соли. Во все стаканы мы опустили одинаковые нитки разного цвета.  Через 2 дня: в 1 стакане не произошло никаких изменений;D:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84543.JPGD:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84558.JPGD:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84576.JPGD:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84550.JPG

Во 2 стакане на ниточке появился маленький комочек соли;

В 3 стакане на ниточке образовалось много кристалликов соли.

Вывод: чем больше соли, тем быстрее вырастут кристаллы.

б) Ребята решили вырастить цветные кристаллики на нитках. 

В стаканы насыпали соли, положили  немного гуаши для цвета и хорошенько размешали с водой.  Затем опустили в раствор белые ниточки. Через несколько дней на ниточках появились кристаллики соли, но они были белыми, а не цветными.

Вывод: соль не берёт цвет краски.

Опыт №5 . У нас на Кубани нет снега в этом году зимой, а так хочется зимнего настроения! Что же делать?D:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84566.JPGD:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84572.JPGC:\Users\ЖОРИК\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SNV84609.jpg

В солёный раствор воды мы положили зелёную ветку можжевельника и оставили её на несколько дней, поставив миску на  подоконник. Вода из миски стала постепенно испаряться, а ветка стала превращаться в заснеженный куст.F:\DCIM\100SSCAM\SNV84610.JPG

Вывод: Если много знать, то зимнее, морозное настроение сделать и самим.

 Опыт№6 . Почему мясо, рыбу и многие другие продукты засаливают?

Мы взяли два кусочка теста. Один кусочек положили  на блюдечко  с номером 1, а во второй кусочек добавили соли и положили  на блюдечко с номером 2.  На следующий день  тесто на блюдечке с номером 1 неприятно пахло, оно испортилось. Со вторым кусочком ничего не произошло.

(Домашнее задание: засолить дома капусту, рыбу или что- то  ещё по выбору родителей).

Вывод: Соль обладает свойством убивать микробы и бактерии, поэтому солёные продукты медленнее портятся,  дольше  хранятся.

 

Опыт №7. Почему дворники посыпают ступеньки на крыльце и дорожки вокруг детского сада солью? 

Мы взяли на прогулку пакетик соли, нашли ровную поверхность, запорошенную снегом, высыпали соль буквой А и стали наблюдать. Прямо на наших глазах снег под солью растаял.  (Домашнее задание: посыпать в гололёд с папой или дедушкой дорожки дома солью). F:\DCIM\100SSCAM\SNV84626.JPGF:\DCIM\100SSCAM\SNV84624.JPGF:\DCIM\100SSCAM\SNV84623.JPG

Вывод: Соль помогает снегу и льду быстрее таять, поэтому на крыльце и дорожках не образуется гололёд, можно спокойно ходить, не боясь поскользнуться.

Опыт №8. Как соль влияет на  вкус продуктов. F:\DCIM\100SSCAM\SNV84611.JPG

Мы пошли на кухню и попросили повара дать попробовать непосоленый суп. Затем повар посолила суп и мы попробовали этот же суп снова, его вкус изменился, он нам понравился больше. В группе ребята предложить ещё подсолить суп. В одну тарелку мы ещё добавили соли и попробовали. Нам он не понравился совсем, т. к. был очень солёный. (Домашнее задание: провести эксперименты с солью с мамой или бабушкой на кухне).F:\DCIM\100SSCAM\SNV84613.JPG

Вывод: Соль придаёт вкус продуктам, но солить нужно в меру.

Опыт № 9. Как соль влияет на рост растений.

Возьмём два стакана, две луковицы. В первый стакан нальём пресной воды, в другой солёной и поместим в них луковицы. В процессе наблюдения увидим, как соль влияет на рост растений. В течении двух недель будем наблюдать за ростом лука. Выясним, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен. Соль отрицательно влияет на рост растений.

Опыт № 10. Можно ли солью вымыть грязную посуду?

Мы взяли грязный стакан, насыпали на губку немного соли и потёрли стакан. Он стал чистым, даже блестел на свету. (Домашнее задание: помочь перемыть посуду  и почистить  ковёр с солью . Познакомить маму и бабушку со старым   чистящим средством).

Вывод: Соль отличное чистящее средство!

III. Заключение:    Работать по данной теме нам было очень интересно. Мы спрашивали у родителей,  что они знают о полезных для жизни людей свойствах соли. Оказывается, родителям известно немало и они с удовольствием делились с нами своими знаниями. А мы рассказывали о том, что узнали сами, когда проводили исследования и читали книги, смотрели презентации. Из книг мы узнали, что не только людям соль необходима, но даже  животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их. D:\С ФОТИКА\100SSCAM\SNV84583.JPG

  Мы узнали много интересного и своими знаниями хотим поделиться с ребятами и воспитателями других групп нашего детского сада. Мы обязательно подарим всем желающим  наш проект «Эта удивительная соль» и подарим альбом «Опыты с солью».  

Приложение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое мнемотехника и зачем она нужна детям?

МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов....

«Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»

laquo;Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»...

Что такое логоритмика и зачем она нужна

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упраж...

Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"

Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"...

Конспект занятия в средней группе «Что такое деньги и зачем они нужны?»

Цель: развитие у дошкольников финансовой грамоты, воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств....

НОД конспект занятия в старшей группе «Что такое деньги и зачем они нужны?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.Задачи:Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта&raq...