Что такое мнемотехника и зачем она нужна детям?
консультация по развитию речи на тему
МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое мнемотехника и зачем она нужна детям? МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.
Ни для кого не секрет, что у некоторых детей существуют проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Есть дети, у которых нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение
Мнемотехника для дошкольников - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи дошкольников. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко, Т.В.Большевой и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, схемы – модели Л.Е.Белоусовой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. Уже в течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Работа с мнемотаблицей:
- Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации, то есть преображение из символов в образы.
- Воспроизведение таблицы по памяти или, другими словами, пересказ с опорой на символы (образы), то есть отработка метода запоминания.
Работая с мнемотаблицами и схемами – моделями, достигли следующих результатов:
- Дети хорошо пересказывают знакомые сказки.
- Дети научились свободно, не стесняясь, высказываться в специально организованной деятельности и в свободной деятельности детей.
- У детей расширился круг знаний об окружающем мире.
- Стал богаче словарный запас.
Я думаю, что наши дети не будут испытывать трудности при обучении в школе, так как связная речь является важным показателем умственной способности ребенка и готовности его к школьному обучению.
Босенко А.А., воспитатель I категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-850846-1479881712.jpg)
Исследовательская работа на тему: «Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»
Исследовательская работа на тему "Что такое СОЛЬ и зачем она нужна"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1273396-1602000655.jpg)
Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"
Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-1451488-1674666019.jpg)
2023 Что такое мнемотехника и зачем она нужна - консультация родителям
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее)....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/11/picture-1484564-1699682123.jpg)
Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сох...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-995343-1515937439.jpg)
Консультация для родителей "Что такое мнемотехника и зачем она нужна?"
Консультация для родителей « Что такое мнемотехникаи зачем она нужна»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/22/picture-1485762-1695390728.jpg)
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника и зачем она нужна»
Консультация для родителей«Что такое мнемотехника и зачем она нужна»Мнемотехника — это совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи. Они помога...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-1495884-1700055602.jpg)
Консультация для родителей " Что такое мнемотехника и зачем она нужна
родители, занимающиеся с детьми, могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворени...