Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе "Россия - щедрая душа".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по ФЦКМ "Россия - щедрая душа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_ftskm_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе.
«Россия – щедрая душа».
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю русскую культуру;
- закреплять знания народных пословиц и поговорок;
- познакомить с блюдами русской национальной кухни;
- рассказать о традициях и обычаях наших предков;
- активизировать словарь (щедрая, румяный, хлебушко, каравай, краюха, скатерть – самобранка.)
Ход НОД.
Воспитатель:
- Ребята, скажите мне, что такое Родина?
Ответы детей.
- Правильно, Родина – это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, все то, что нас окружает.
Наша Родина – Россия.
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля,
Изобильная, родная,
Щедрая моя земля!
- Ребята, а как вы думаете, что значит «щедрая земля»?
Дети: земля дает богатые урожаи овощей, фруктов, зерна, в лесах растет много грибов, ягод, орехов.
Воспитатель:
- Верно, а на щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился хлебосольством. А какие традиционно русские блюда вы знаете?
Дети: суп, щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья.
- Послушайте, какие пословицы и поговорки сложились о том, что ели и пили на Руси.
Хлеб – всему голова.
Что посеешь, то и пожнешь.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хлебушко – калачу дедушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Без каши обед – не в обед.
Хороша кашка, да мала чашка.
Без соли и хлеба - худая беседа.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, какой продукт был самым главным, почитаемым на Руси?
Дети: хлеб.
- Правильно, к хлебу относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками, его нельзя было выбрасывать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
А к праздникам пекли хлеб, который называется каравай.
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
- А сейчас отгадайте мою загадку.
Сдобный, пышный, ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята,
Это лакомство – (пирог).
- Да, ни один русский праздник не обходился без пирогов. Пекли пироги с капустой, луком, яйцами, яблоками, рыбой. Назывались они расстегаи, курники, кулебяки. А в каких русских сказках упоминаются пироги?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», Гуси – лебеди».
- Ребята, давайте сыграем в игру, которая называется «Пирог».
Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая:
Испекли мы пирог,
Положили на порог.
Этакий он высоконький,
Этакий он широконький,
Этакий он мякошенький.
Бери нож, режь да ешь.
Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит. Кого поймает, тот становится «пирогом».
Воспитатель:
- Отгадайте еще мою загадку.
Я – символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
(Блин)
- Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, вареньем, медом, икрой. А на какой праздник специально пекут блины?
Дети: на Масленицу.
- Правильно, этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.
- А вот для вас еще загадка.
Вкусна, сладка,
Глядит из горшка.
Из круп варится,
На всю Россию славится.
Является пищей нашей
И называется … (кашей).
- Правильно, каша была любимой едой русского народа. Каши варили из гречки, манки, пшена, ячменя. А чем же ели кашу?
Дети: ложками.
- Да, только деревянными ложками. А вот вам еще загадка.
Белый тулупчик
Сшит без рубчика.
(Яйцо)
Воспитатель:
- Куриное яйцо занимает важное место в русской кухне. Вкакой сказке о нем говорится?
Дети: «Курочка Ряба».
- А на какой праздник люди раскрашивают яйца в разные цвета и потом дарят друг другу?
Дети: на Пасху.
- В старину люди жили в деревнях и у них были свои огороды. Поэтому на столе всегда были овощи.
А чтобы их сохранить, люди их солили, сушили, мариновали, квасили. Зимой угощали квашеной капустой, солеными огурчиками.
- А что же пили наши предки? Распространенным напитком на Руси был кисель. Русская пословица гласит: «Где кисель, там и присел».
Очень любили русские люди квас. Его готовили из хлеба, клюквы, яблок, свеклы, шиповника.
Еще были разные медовые напитки: хмельной мед, мед – липец, мед клюквенный.
- Но прежде, чем пригласить гостей надо было стол чем – то застелить.
Дети: скатертью.
- Да, ребята, скатертью. А на скатерть ставили угощения.
У нас есть угощенье
Всем на удивленье.
Кушайте на здоровье,
Славьте русское хлебосолье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе "Зимняя Олимпиада в городе Сочи"
Конспект разработан в предверии зимних Олимпийских игр в городе Сочи. В ходе заимательной деятельности ребята расширяют представления об Олимпийских играх, закрепляют названия зимних видов спорт...
Конспект НОД. Познание. ФЦКМ в подготовительной группе "Животные Севера"
В конспекте представлена игровая технология, ИКТ, технология исследовательской деятельности....
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Весна идёт»...
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе Транспорт Москвы
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе Транспорт Москвы...
Конспект ООД по ФЦКМ в подготовительной группе «Прощай, зима морозная»
Цель: обобщить знания о зимних явлениях природы, зимовке животныхрасширять представления о зависимости зимних явлений природы и жизни живых существ...
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе на тему: Игра – викторина по экологии «Берегите наш город от мусора»
Задачи:1. Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.2. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов...
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе Тема: «Перелетные птицы»
Цель: Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах: продолжить знакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему и...