консультация для педагогов
консультация по окружающему миру на тему
опыт работы по ознаомлению с родной природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_obuchenie_doshkolnikov_cherez_oznakomlenie_s_prirodoy_rodnogo_kraya.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание и обучение дошкольников через ознакомление с природой родного края
Не то, что мните вы - природа,
Не слепок, не бездушный лик,-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Первые шаги в природе! И этот кузнечик, и эта бабочка, и песенка жаворонка в небе, и танец в травах, и взгляд на окружающий мир глазами котёнка, и желание поделиться кусочком хлеба с чайкой – именно с них начинается развитие целостного восприятия картины окружающего мира.
Поэтому вот уже несколько лет приоритетное направление нашей работы – это экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края. Эту тему мы проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности детей: в процессе наблюдений, ежедневных прогулок, экскурсий, походов, чтения художественной и познавательной литературы и т.д.
Есть своя особая красота и у поля, и у тихой лужицы, оставшейся на глинистой дороге после сильного дождя, и у обычных растений, которые растут под нашими ногами. Мы учим детей видеть не только этот мир окружающей природы, но и участвовать в её созидании.
На занятиях и в свободной деятельности проводим беседы о том, как ещё в далёкие времена люди заботились, чтобы природа родного края стала богаче и краше. Поэтому около своих домов высаживали и белоствольные берёзы, и чарующую своим ароматом черёмуху, и яркую рябину, и могучие дубы. Мы с детьми решили продолжить эту давнюю традицию, приложив к этому свой труд и старание.
Ежегодно на территории ДЕТСКОГО САДА разбиваем цветники, сажаем деревья и кустарники, ухаживаем за разными растениями. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зелёных насаждении, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами и растениями сада, огорода состоит в поливе, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят простейшим приёмам труда, объясняем им, для чего это нужно делать, помогаем испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний день и осенний период дети трудятся в уголке природы. Они учатся ухаживать за комнатными растениями.
В течение всего года с детьми ведутся постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Экскурсии в поле, на речку, на луг, на пруд, в лес обогащают детей новыми впечатлениями, учат их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.
Помогают детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории нашего дошкольного учреждения. Работу мы начали с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, небольшой уголок леса, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытнической деятельностью, есть место для отдыха и занятий спортом.
Очень интересны детям народные приметы. Объясняем, что народ издавна замечал, как растения и животные ведут себя перед сменой погоды. Рассказываю о некоторых из них. Сколько же радости бывает у ребят, кода приметы эти подтверждаются собственными наблюдениями!
Основные же знания о природе своего родного края дети получают на занятиях кружка «Юный эколог», руководителем которого является О.А.Хлыстова. Темы занятий самые разные: «Растения летом, осенью, зимой и весной», «Дикие животные», «Птицы зимой», «Насекомые нашей местности», «Деревья нашего леса» и т.д. Проводим также разные экологические праздники и развлечения: «В гостях у Лесовика», «Природы жалобная книга», «Земля – наш дом родной», «День рождения леса», «В гостях у Рябинки и другие. Впечатления от увиденного и услышанного дети передают в рисунках, аппликации, поделках из природного материала, играх.
Вот так в процессе нашей работы по данному направлению стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.
Для проведения работы подобрали разнообразную методическую, художественную и познавательную литературу о природе, оформила папки по следующим темам: «Природа родного края», «Животные, растения, птицы, насекомые нашей местности», «Экологический Устав», «Волшебная книга Матушки Природы», «Природы жалобная книга» и др.
Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем. С детьми старшего возраста мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе Большой Глушицы, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Экскурсовод рассказал детям и об экологических проблемах Большеглушицкого края.
В подготовительной группе создан музей «Чудо –дерево»
В нашем детском саду регулярно проходят экологические акции «Мы за чистое село», «Берегите воду», «Есть ли жизнь без мусора»
Знакомство дошкольников с природой родного края делает образовательное пространство содержательнее, так как природа выступает здесь «не каким – то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды, где ребёнок рождается, живёт, познаёт окружающую действительность и самого себя, учится восприятию красоты природы, её гармонии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....