Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная к школе группа). Тема: «Праздник урожая у Смешариков» (с использованием элементов ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Праздник урожая у Смешариков» (лексическая тема «Фрукты»).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, рефлексия, логические рассуждения, активизация словаря, фантазирование, вопрос-ответ, использование схемы-описания в качестве зрительной опоры при составлении рассказов о фруктах, педагогическая оценка.
Технологии, используемые в ходе мероприятия: ТРИЗ-технология, Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология.
Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекомендуется к использованию в других ОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для формирования основ системного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_urozhaya_u_smesharikov_nod.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
НОД
по ознакомлению с окружающим миром
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Праздник урожая у Смешариков»
(с использованием элементов ТРИЗ)
Проводит воспитатель:
Кранина Елена Валерьевна
г. Санкт-Петербург, гор. Петергоф
2015 год
Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Праздник урожая у Смешариков» (лексическая тема «Фрукты»).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, рефлексия, логические рассуждения, активизация словаря, фантазирование, вопрос-ответ, использование схемы-описания в качестве зрительной опоры при составлении рассказов о фруктах, педагогическая оценка.
Технологии, используемые в ходе мероприятия: ТРИЗ-технология, Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология.
Планируемые результаты:
- Дети проявляют интерес к участию в составлении рассказов с использованием схемы-описания;
- Дети отвечают на вопросы, принимают инструкцию по выполнению заданий;
- Дети проявляют положительные эмоции при составлении моделей различных предметов, при физической активности.
Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекомендуется к использованию в других ОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для формирования основ системного мышления.
Цель: развивать познавательные способности детей, формирование
основы системного мышления и логического анализа окружающей
действительности.
Задачи:
Образовательная: учить составлять модели различных предметов
(модель компота); закреплять умение строить модели любого вещества из карточек, кубиков с изображением маленьких человечков; продолжать учить детей выполнять задание в соответствии с алгоритмом.
Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, речь с движением; развивать связную речь как средство общения (закреплять умение детей правильно называть фрукты в дидактической игре «Чудесный мешочек»; совершенствовать умение связно и последовательно описывать их цвет, форму и другие качества с опорой на схему-описание); развивать вкусовые ощущения (учить узнавать вкус фруктов, опираясь лишь на вкусовой анализатор).
Воспитательная: развивать коммуникативные умения и навыки, воспитывать желание оказывать помощь.
Материал и оборудование:
- для воспитателя: мягкие игрушки Совунья в поварском колпаке и Копатыч, стакан с чаем и чайной ложечкой, поварешка в кастрюльке с жидкостью, крупа в миске, схема-описание рассказа о фруктах, блюдце с небольшими кусочками фруктов (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви); ширма, мешочек для игры, фрукты (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви); корзина с яблоками (для каждого ребенка).
- для детей: конверты, карточки или кубики с изображением маленьких человечков (моделирующих состав вещества: твердого, жидкого, газообразного) на каждого ребенка, 6 шапочек с изображением фруктов (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви).
Предварительная работа:
проведение дидактических игр по теме «Фрукты» («Один-много», «Большой-маленький»), разучивание физминутки «Фрукты», изготовление аппликации «Фруктовая корзинка»; знакомство с маленькими человечками (твердыми, жидкими, газообразными), где они живут.
Индивидуальная работа:
Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам в процессе НОД, при составлении рассказов о фруктах по схеме-описанию.
Последующая работа: Составление описательных рассказов о фруктах, составление моделей веществ (моделирование маленькими человечками), знакомство с настольной игрой «Путешествие маленьких человечков в мире неживой природы».
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, с какими звуками вы уже подружились?
(Дети называют гласные и согласные звуки.)
Воспитатель: Эти звуки можно обозначить буквами, а есть звуки, которые буквами обозначить нельзя. Мы с вами их можем только слышать. Это различные звуки, которые нас окружают: например, шум ветра, стук дождевых капель, шелест листьев. Попробуйте догадаться, что за звуки вы услышите сейчас за ширмой.
(За ширмой звенит ложечка в стакане с чаем, поварешка в кастрюльке с бульоном, сыплется крупа в пустую миску. Дети отгадывают, какие звуки они слышат.)
Игра «Да – нет»
Воспитатель: Кто же прячется за ширмой? Попробуйте отгадать.
Для этого мы сейчас поиграем с вами в игру «Да - нет». Вы мне будете задавать любые вопросы об этой профессии, об орудиях труда и инструментах, которые используются в этой профессии, а я буду на них отвечать только словами «да» или «нет», пока вы не угадаете задуманное.
Дети: Это повар!
Воспитатель: Правильно!
Он у плиты творит, Как на крыльях он парит. | Все бурлит вокруг него, Кухня – кузница его. |
(На ширме появляется Совунья, на ней надет поварской колпак.)
Совунья: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Правильно! Я – одна из моих друзей-Смешариков, Совунья. Вместе со мной к вам пришел и Копатыч, но он почему-то заснул и не дождался встречи с вами.
Воспитатель: Совунья, мы слышали, как ты что-то готовила за ширмой.
Совунья: Это я готовила праздничный обед. Мы с друзьями решили провести Праздник урожая. Копатыч решил приготовить праздничный обед. Но он совершенно не умеет готовить. Поэтому мне и поручили приготовить обед для всех гостей вместе с ним.
А готовлю я всегда только из полезных продуктов. Вот сегодня я вам принесла фрукты. Но я забыла, как они называются. Помогите мне, пожалуйста, вспомнить их названия, иначе у всех Смешариков праздник без угощения не начнется!
Воспитатель: Ребята, поможем Совунье? Иначе у всех Смешариков не будет праздника.
Дети: Да, поможем!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, Совунья принесла фрукты в красивом мешочке. Лежат они и ждут, когда вы отгадаете, какие фрукты в мешочке спрятались. Да еще и расскажете, большой он или маленький, твердый или мягкий, гладкий или шершавый. Кто хочет попробовать?
Игра «Чудесный мешочек»
(использование схемы-описания рассказа о фруктах)
Воспитатель: Ребята, а поможет рассказать о фруктах наша помощница-схема.
(В мешочке лежат яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви. Ребенок опускает руку в чудесный мешочек, выбирает фрукт и старается отгадать и назвать его. Игра повторяется до тех пор, пока все фрукты не окажутся на столе.)
Совунья: Ребята, мне нужен помощник. Вот для него поварской колпачок.
Дидактическая игра «Угадай, чего не стало»
Ребенок надевает колпак, дети по команде закрывают глаза.
Ребенок-поваренок прячет один фрукт. По повторной команде дети открывают глаза. Поваренок спрашивает: «Угадай, чего не стало?»
Дети: Не стало яблока (лимона , банана, апельсина...).
(Игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель: Совунья, ты нам сказала, что ты и Копатыч должны приготовить для всех Смешариков обед на Праздник урожая.
Совунья: Да, должны! Но, к сожалению, Копатыч совершенно не умеет готовить. Поэтому я решила самостоятельно сварить для всех гостей борщ, испечь пирог, нарезать салат, а вот компот Копатыч сварил сам.
Интересно, что у него получилось? Чтобы приготовить вкусный компот, надо использовать много продуктов!
Воспитатель: Ты права, Совунья. А еще все нужно уметь приготовить. Чтобы было веселей, надо иметь хороших друзей. Ты, например, удивишься, когда узнаешь, что тебе всегда кто-то незаметно помогает. У всех нас есть такие друзья - маленькие волшебные человечки, с помощью которых можно построить (выложить) модель любого вещества.
Совунья: А какие они, эти человечки?
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Совунье, кто же это такие, маленькие человечки.
(Дети берут конверты и наборы кубиков на каждого ребенка.)
Ребята, покажите, из каких человечков состоят камень, железо, дерево?
Дети: Это твердые человечки. (Дети показывают карточки.)
Воспитатель: Какие человечки живут в воде, чае, киселе, бульоне?
Дети: Это жидкие человечки. (Дети показывают карточки.)
Воспитатель: Какими человечками мы договорились обозначать воздух, пар, дым?
Дети: Это газообразные человечки. (Дети показывают карточки.)
Совунья: Ну надо же, как интересно! А Копатыч спит и ничего не знает о таких удивительных помощниках.
Воспитатель: Ребята давайте немного разомнемся, и Копатыч проснется.
Физминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. | Дети маршируют на месте. |
Фруктов нужно много. Вот! | Показывают руками "много". |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Имитируют, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок. |
Варим, варим мы компот, | Поворачиваются вокруг себя. |
Угостим честной народ. | Хлопают в ладоши. |
(Копатыч просыпается.)
Совунья: Ты почему спишь так долго, ведь у Смешариков скоро начнется праздник!
Копатыч: Вчера я очень устал, потому что варил для гостей компот.
Совунья: Расскажи, как ты его варил.
Копатыч: Хорошо. Я даже про это стихотворение сочинил. Вот послушайте.
Копатыч компот варил на обед, А тут отключили свет. Копатыч картошку берет И опускает в компот. Бросает в кастрюлю поленья, В печку кладет коренья, | Добавил в компот кочерыжку, Свеклу, морковку с излишком. Соли насыпал в кастрюлю, Приправил все это пилюлей. Всё кипело, пар клубился... Наконец, компот сварился! |
Совунья: Твои друзья не будут пить такой компот. И варить ты его не умеешь.
Воспитатель: Копатыч, все твои маленькие человечки поссорятся между собой и не будут дружить, потому что они не подходят друг к другу.
Копатыч: Как не подходят? Что за человечки? Как сварить вкусный компот?!
Воспитатель: Не торопись! Сейчас мы тебя научим его варить. Я буду рассказывать, что надо делать. А ребята будут маленькими человечками.
Воспитатель: Сначала надо взять кастрюлю. Ребята, из какого материала сделана кастрюля?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Какие человечки живут в этой кастрюле?
Дети: Мы твердые человечки. (Дети встают в круг и крепко берутся за руки.)
Воспитатель: Как ведут себя твердые человечки?
Дети: Они крепко держатся за руки.
Совунья: Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они?
Дети: Они тоже твердые. (Выходят дети в шапочках фруктов: «Я - груша!», «Я - яблоко!» и т. д..)
Воспитатель: Сейчас зальем фрукты кипящей водой и насыплем сахарного песку.
Дети: Вода жидкая, а сахар твердый.
Воспитатель: Как ведут себя человечки кипящей воды?
Дети: Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие «жидких человечков» воды, берут за руки «твердых человечков» песка и слегка покачиваются.)
Копатыч: Компот всегда очень вкусно пахнет, я все думаю, почему это?
Дети: Это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать.
Воспитатель: Кто хочет быть паром? Выходите!
Воспитатель: Вот и компот готов! Копатыч, ты все запомнил?
Копатыч: С первого раза? Нет! Не очень.
Воспитатель: Не переживай. Дети сейчас составят тебе модель компота с помощью маленьких человечков. Заодно и ты с ними подружишься. Ребята, кто из вас напомнит Копатычу, как варить компот?
(Дети вспоминают алгоритм приготовления компота. Затем дети садятся за столы и зарисовывают (или выкладывают из кубиков, карточек) модель компота.)
Воспитатель: Какие же человечки есть в компоте?
Дети: Твердые, жидкие и газообразные.
Копатыч: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду тренироваться составлять модели и сварю для своих друзей вкусный-превкусный компот.
Воспитатель: Копатыч, если ты что-нибудь забудешь, Совунья и ребята тебе помогут вспомнить.
Копатыч: Спасибо вам, ребята!
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Совунья: Все вы - молодцы, ребята. Отлично справились со всеми заданиями! А за что вы любите фрукты?
Дети:
Они вкусные, сочные, полезные.
В них много витаминов.
Они помогают расти и не болеть.
Совунья: Ребята, я хочу вас угостить. Сможете угадать, какие это фрукты, с закрытыми глазами?
Дидактическая игра «Угадай на вкус»
На столе стоит блюдце с небольшими кусочками фруктов (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви). Совунья угощает детей. Ребенок с закрытыми глазами угадывает, какой это фрукт, называет его и описывает его вкус. Например: «Это апельсин, он сладкий, сочный, спелый» и т.д..
Совунья: Молодцы, ребята, вы очень догадливые. А сейчас мы с Копатычем пойдем готовить праздничный обед.
Совунья и Копатыч: До свидания!
(Воспитатель и дети прощаются с Совуньей и Копатычем. Гости «уходят» из группы.)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы сегодня выполняли задания, как вы рассказывали о фруктах, о маленьких человечках. А что вам запомнилось? Что нового вы узнали?
(Ответы детей.)
Спасибо, вы - молодцы! (Воспитатель индивидуально поощряет детей.)
А наши гости оставили для вас вот эту корзину с яблоками из сада Смешариков за то, что вы пришли на помощь Совунье и Копатычу, и у всех Смешариков теперь состоится праздник! Большое всем вам спасибо!
(Воспитатель раздает детям яблоки.)
Список использованных источников
Литература:
1. М.Н.Шустерман, З.Г.Шустерман. «Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка». Речь, 2006.
2. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, Творческий центр, 2001.
3. С.И.Гин. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». НИИ школьных технологий, 2010.
Интернет-ресурсы:
2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/18/kartoteka-fizminutok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Мир доброты и вежливости».
Дети знакомятся с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: "Путешествие в Африку"
Знакомство детей с природными зонами Африки. Закрепление знаний детей о животных жарких стран....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема «Вода, вода, кругом вода»
Цель: закрепить знания детей о воде, её свойствах, научить применять их в предметно – практической деятельности. Задачи. Образовательны...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Тема: «Правила безопасности на дороге»
Цель: научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь...
КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «СЮРПРИЗЫ ЛЕСНОЙ ТРОПИНКИ»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКАКонспект непосредственной образовательной деятельности участвовал в районном конкурсе методических разработок"Моё лучшее занятие"в номинации "Тропинками здоровья&q...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром подготовительной к школе группе по теме: «У дедушки фермера»
Цель: создание условий для уточнения и закрепления у детей представлений о домашних животных...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «Один дома»
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе Тема: «Один дома»...