Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная к школе группа). Тема: «Праздник урожая у Смешариков» (с использованием элементов ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кранина Елена Валерьевна

Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Праздник урожая у Смешариков» (лексическая тема «Фрукты»).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, рефлексия, логические рассуждения, активизация словаря, фантазирование, вопрос-ответ, использование схемы-описания в качестве зрительной опоры при составлении рассказов о фруктах, педагогическая оценка.

Технологии, используемые в ходе мероприятия: ТРИЗ-технология, Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология.

Рекомендации  по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекомендуется к использованию в других ОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для формирования основ системного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_urozhaya_u_smesharikov_nod.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

НОД

по ознакомлению с окружающим миром

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Праздник урожая у Смешариков»

(с использованием элементов ТРИЗ)

Проводит воспитатель:

Кранина Елена Валерьевна

г. Санкт-Петербург, гор. Петергоф

2015 год

Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Праздник урожая у Смешариков» (лексическая тема «Фрукты»).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, рефлексия, логические рассуждения, активизация словаря, фантазирование, вопрос-ответ, использование схемы-описания в качестве зрительной опоры при составлении рассказов о фруктах, педагогическая оценка.

Технологии, используемые в ходе мероприятия: ТРИЗ-технология, Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология.

Планируемые результаты:

- Дети проявляют интерес к участию в составлении рассказов с использованием схемы-описания;

- Дети отвечают на вопросы, принимают инструкцию по выполнению заданий;

- Дети проявляют положительные эмоции при составлении моделей различных предметов, при физической активности.

Рекомендации  по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекомендуется к использованию в других ОУ общеразвивающей направленности в подготовительной к школе группе по интеграции образовательных областей ФГОС ДО для формирования основ системного мышления.

Цель: развивать познавательные способности детей, формирование
основы системного мышления и логического анализа окружающей
действительности.

Задачи:

Образовательная: учить составлять модели различных предметов
(модель компота); закреплять умение строить модели любого вещества из карточек, кубиков с изображением маленьких человечков; продолжать учить детей выполнять задание в соответствии с алгоритмом.

Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, речь с движением; развивать связную речь как средство общения (закреплять умение детей правильно называть фрукты в дидактической игре «Чудесный мешочек»; совершенствовать умение связно и последовательно описывать их цвет, форму и другие качества с опорой на схему-описание); развивать вкусовые ощущения (учить узнавать вкус фруктов, опираясь лишь на вкусовой анализатор).

Воспитательная: развивать коммуникативные умения и навыки, воспитывать желание оказывать помощь.

Материал и оборудование:

- для воспитателя: мягкие игрушки Совунья в поварском колпаке и Копатыч, стакан с чаем и чайной ложечкой, поварешка в кастрюльке с жидкостью, крупа в миске, схема-описание рассказа о фруктах, блюдце с небольшими кусочками фруктов (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви); ширма, мешочек для игры, фрукты (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви); корзина с яблоками (для каждого ребенка).

- для детей: конверты, карточки или кубики с изображением маленьких человечков (моделирующих состав вещества: твердого, жидкого, газообразного) на каждого ребенка, 6 шапочек с изображением фруктов (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви).

Предварительная работа:

проведение дидактических игр по теме «Фрукты» («Один-много», «Большой-маленький»), разучивание физминутки «Фрукты», изготовление аппликации «Фруктовая корзинка»; знакомство с маленькими человечками (твердыми, жидкими, газообразными), где они живут.

Индивидуальная работа:

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам в процессе НОД,  при составлении рассказов о фруктах по схеме-описанию.

Последующая работа: Составление описательных рассказов о фруктах, составление моделей веществ (моделирование маленькими человечками), знакомство с настольной игрой «Путешествие маленьких человечков в мире неживой природы».

Ход непрерывной образовательной деятельности

1. ВВОДНАЯ   ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, с какими звуками вы уже подружились?

(Дети называют гласные и согласные звуки.)

Воспитатель: Эти звуки можно обозначить буквами, а есть звуки, которые буквами обозначить нельзя. Мы с вами их можем только слышать. Это различные звуки, которые нас окружают: например, шум ветра, стук дождевых капель, шелест листьев. Попробуйте догадаться, что за звуки вы услышите сейчас за ширмой.

(За ширмой звенит ложечка в стакане с чаем, поварешка в кастрюльке с бульоном, сыплется крупа в пустую миску. Дети отгадывают, какие звуки они слышат.)

Игра «Да – нет»

Воспитатель: Кто же прячется за ширмой? Попробуйте отгадать.

Для этого мы сейчас поиграем с вами в игру «Да - нет». Вы мне будете задавать любые вопросы об этой профессии, об орудиях труда и инструментах, которые используются в этой профессии, а я буду на них отвечать только словами «да» или «нет», пока вы не угадаете задуманное.

Дети: Это повар!

Воспитатель: Правильно!

Он у плиты творит,

Как на крыльях он парит.

Все бурлит вокруг него,

Кухня – кузница его.

(На ширме появляется Совунья, на ней надет поварской колпак.)

Совунья: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Правильно! Я – одна из моих друзей-Смешариков, Совунья. Вместе со мной к вам пришел и Копатыч, но он почему-то заснул и не дождался встречи с вами.

Воспитатель: Совунья, мы слышали, как ты что-то готовила за ширмой.

Совунья: Это я готовила праздничный обед. Мы с друзьями решили провести Праздник урожая. Копатыч решил приготовить праздничный обед. Но он совершенно не умеет готовить. Поэтому мне и поручили приготовить обед для всех гостей вместе с ним.

А готовлю я всегда только из полезных продуктов. Вот сегодня я вам принесла фрукты. Но я забыла, как они называются. Помогите мне, пожалуйста, вспомнить их названия, иначе у всех Смешариков праздник без угощения не начнется!

Воспитатель: Ребята, поможем Совунье? Иначе у всех Смешариков не будет праздника.

Дети: Да, поможем!

2. ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, Совунья принесла фрукты в красивом мешочке. Лежат они и ждут, когда вы отгадаете, какие фрукты в мешочке спрятались. Да еще и расскажете, большой он или маленький, твердый или мягкий, гладкий или шершавый. Кто хочет попробовать?

Игра «Чудесный мешочек»

(использование схемы-описания рассказа о фруктах)

Воспитатель: Ребята, а поможет рассказать о фруктах наша помощница-схема.

(В мешочке лежат яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви. Ребенок опускает руку в чудесный мешочек, выбирает фрукт и старается отгадать и назвать его. Игра повторяется до тех пор, пока все фрукты не окажутся на столе.)

Совунья: Ребята, мне нужен помощник. Вот для него поварской колпачок.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало»

Ребенок надевает колпак, дети по команде закрывают глаза.
Ребенок-поваренок прячет один фрукт. По повторной команде дети открывают глаза. Поваренок спрашивает: «Угадай, чего не стало?»

Дети: Не стало яблока (лимона , банана, апельсина...).

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель: Совунья, ты нам сказала, что ты и Копатыч должны приготовить для всех Смешариков обед на Праздник урожая.

Совунья: Да, должны! Но, к сожалению, Копатыч совершенно не умеет готовить. Поэтому я решила самостоятельно сварить для всех гостей борщ, испечь пирог, нарезать салат, а вот компот Копатыч сварил сам.
Интересно, что у него получилось? Чтобы приготовить вкусный компот, надо использовать много продуктов!

Воспитатель: Ты права, Совунья. А еще все нужно уметь приготовить. Чтобы было веселей, надо иметь хороших друзей. Ты, например, удивишься, когда узнаешь, что тебе всегда кто-то незаметно помогает. У всех нас есть такие друзья - маленькие волшебные человечки, с помощью которых можно построить (выложить) модель любого вещества.

Совунья: А какие они, эти человечки?

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Совунье, кто же это такие, маленькие человечки.

(Дети берут конверты и наборы кубиков на каждого ребенка.)

Ребята, покажите, из каких человечков состоят камень, железо, дерево?

Дети: Это твердые человечки. (Дети показывают карточки.)

Воспитатель: Какие человечки живут в воде, чае, киселе, бульоне?

Дети: Это жидкие человечки. (Дети показывают карточки.)

Воспитатель: Какими человечками мы договорились обозначать воздух, пар, дым?

Дети: Это газообразные человечки. (Дети показывают карточки.)

Совунья: Ну надо же, как интересно! А Копатыч спит и ничего не знает о таких удивительных помощниках.

Воспитатель: Ребята давайте немного разомнемся, и Копатыч проснется.


Физминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот.

Дети маршируют на месте.

Фруктов нужно много. Вот!

Показывают руками  "много".

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Имитируют, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот,

Поворачиваются вокруг себя.

Угостим честной народ.

Хлопают в ладоши.

(Копатыч просыпается.)

Совунья: Ты почему спишь так долго, ведь у Смешариков скоро начнется праздник!

Копатыч: Вчера я очень устал, потому что варил для гостей компот.

Совунья: Расскажи, как ты его варил.

Копатыч: Хорошо. Я даже про это стихотворение сочинил. Вот послушайте.

Копатыч компот варил на обед,

А тут отключили свет.

Копатыч картошку берет

И опускает в компот. 

Бросает в кастрюлю поленья,

В печку кладет коренья,

Добавил в компот кочерыжку,

Свеклу, морковку с излишком.

Соли насыпал в кастрюлю,

Приправил все это пилюлей.

Всё кипело, пар клубился...

Наконец, компот сварился!

Совунья: Твои друзья не будут пить такой компот. И варить ты его не умеешь.

Воспитатель: Копатыч, все твои маленькие человечки поссорятся между собой и не будут дружить, потому что они не подходят друг к другу.

Копатыч: Как не подходят? Что за человечки? Как сварить вкусный компот?!

Воспитатель: Не торопись! Сейчас мы тебя научим его варить. Я буду рассказывать, что надо делать. А ребята будут маленькими человечками.

Воспитатель: Сначала надо взять кастрюлю. Ребята, из какого материала сделана кастрюля?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Какие человечки живут в этой кастрюле?

Дети: Мы твердые человечки. (Дети встают в круг и крепко берутся за руки.)

Воспитатель: Как ведут себя твердые человечки?

Дети: Они крепко держатся за руки.

Совунья: Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они?

Дети: Они тоже твердые. (Выходят дети в шапочках фруктов: «Я - груша!», «Я - яблоко!» и т. д..)

Воспитатель: Сейчас зальем фрукты кипящей водой и насыплем сахарного песку.

Дети: Вода жидкая, а сахар твердый. 

Воспитатель: Как ведут себя человечки кипящей воды?

Дети: Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие «жидких человечков» воды, берут за руки «твердых человечков» песка и слегка покачиваются.)

Копатыч: Компот всегда очень вкусно пахнет, я все думаю, почему это?

Дети: Это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать.

Воспитатель: Кто хочет быть паром? Выходите!

Воспитатель: Вот и компот готов! Копатыч, ты все запомнил?

Копатыч: С первого раза? Нет! Не очень.

Воспитатель: Не переживай. Дети сейчас составят тебе модель компота с помощью маленьких человечков. Заодно и ты с ними подружишься. Ребята, кто из вас напомнит Копатычу, как варить компот?

(Дети вспоминают алгоритм приготовления компота. Затем дети садятся за столы и зарисовывают (или выкладывают из кубиков, карточек) модель компота.)

Воспитатель: Какие же человечки есть в компоте?

Дети: Твердые, жидкие и газообразные.

Копатыч: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду тренироваться составлять модели и сварю для своих друзей вкусный-превкусный компот.

Воспитатель: Копатыч, если ты что-нибудь забудешь, Совунья и ребята тебе помогут вспомнить.

Копатыч: Спасибо вам, ребята!

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   ЧАСТЬ.

Совунья: Все вы - молодцы, ребята. Отлично справились со всеми заданиями! А за что вы любите фрукты?

Дети: 

Они вкусные, сочные, полезные.

В них много витаминов.

Они помогают расти и не болеть.

Совунья: Ребята, я хочу вас угостить. Сможете угадать, какие это фрукты, с закрытыми глазами?


Дидактическая игра «Угадай на вкус»

На столе стоит блюдце с небольшими кусочками фруктов (яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан, киви). Совунья угощает детей. Ребенок с закрытыми глазами угадывает, какой это фрукт, называет его и описывает его вкус. Например: «Это апельсин, он сладкий, сочный, спелый» и т.д..

Совунья: Молодцы, ребята, вы очень догадливые. А сейчас мы с Копатычем пойдем готовить праздничный обед.

Совунья и Копатыч: До свидания!

(Воспитатель и дети прощаются с Совуньей и Копатычем. Гости «уходят» из группы.)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы сегодня выполняли задания, как вы рассказывали о фруктах, о маленьких человечках. А что вам запомнилось? Что нового вы узнали?

(Ответы детей.)

Спасибо, вы - молодцы! (Воспитатель индивидуально поощряет детей.)

А наши гости оставили для вас вот эту корзину с яблоками из сада Смешариков за то, что вы пришли на помощь Совунье и Копатычу, и у всех Смешариков теперь состоится праздник! Большое всем вам спасибо!

(Воспитатель раздает детям яблоки.)

Список использованных источников

Литература:

1. М.Н.Шустерман, З.Г.Шустерман. «Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка». Речь, 2006.

2. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, Творческий центр, 2001.

3. С.И.Гин. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». НИИ школьных технологий, 2010.

Интернет-ресурсы:

1.http://kladraz.ru/blogs/natalja-ivanovna-anisimova/konspekt-nod-po-obrazovatelnoi-oblasti-razvitie-rechi-s-ispolzovaniem-yelementov-triz-den-rozhdenija-neznaikinoi-mamy-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html

2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/18/kartoteka-fizminutok


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Мир доброты и вежливости».

Дети знакомятся с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: "Путешествие в Африку"

Знакомство детей с природными зонами Африки. Закрепление знаний детей о животных жарких стран....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема «Вода, вода, кругом вода»

Цель: закрепить знания детей о воде, её свойствах, научить применять их в        предметно – практической деятельности. Задачи.   Образовательны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Тема: «Правила безопасности на дороге»

Цель: научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь...

КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «СЮРПРИЗЫ ЛЕСНОЙ ТРОПИНКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКАКонспект непосредственной образовательной деятельности участвовал в районном конкурсе методических разработок"Моё лучшее занятие"в номинации "Тропинками здоровья&q...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром подготовительной к школе группе по теме: «У дедушки фермера»

Цель: создание условий для уточнения и закрепления у детей представлений о домашних животных...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «Один дома»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе   Тема: «Один дома»...