Консультация для родителей "Экспериментируем вместе с детьми" (13.11.2016)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сядьте рядом с малышом и посмотрите, какие тайны скрывает в себе простая емкость с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimenty_roditelyam.docx | 324.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проведем эксперименты вместе с ребенком»
(советы для родителей)
Опыты с водой.
Любой взрослый знает, что при температуре ниже 0 вода замерзает и становится твердой, а при 100? С закипает и поднимается в виде пара. Для ребенка же все это неизвестно, и поэтому очень интересно.
Сядьте рядом с малышом и посмотрите, какие тайны скрывает в себе простая емкость с водой.
Идеи для наблюдения
Налейте в стакан с ложкой воду, и пусть малыш посмотрит на него сбоку. Он увидит там "сломанную" ложку!
Вырежьте из светлого картона несколько бутылок и расположите их на столе. Одну строго вертикально, другой - под небольшим углом, третью - горизонтально. Пусть ребенок нарисует фломастером, как будет выглядеть бутилированная вода. Затем налейте воду в настоящую бутылку и проверьте (уровень воды всегда будет горизонтальным).
Очень интересно наблюдать за поверхностью воды. Молекулы здесь держаться за друг друга так прочна, что образуют тонкую упругую пленку. Увидеть ее можно, если заполнить стакан водой до краев.
Несколько веселых заданий для маленького исследователя:
Можно положить что-нибудь в стакан с водой так, чтобы вода не вылилась через край? (Так, английские булавки, но класть по одной
Можно ли сделать так, чтобы металл не тонул в воде? (Так, надо взять иглу и с помощью вилки аккуратно разместить ее на поверхности воды)
Можно заставить плавать кусочек мела? (Так, если натереть на мелкой терке и раскрошить над поверхностью воды).
Игры со льдом.
Замораживать воду, используя различные формы и емкости, делайте разноцветный лед. Зимой из таких разноцветных "кирпичиков" можно строить крепости и дома на улице.
Цветными кубиками льда можно рисовать: положите их на лист бумаги и подождите, пока они растают, цветные потоки при этом перемешаются в произвольном порядке. Чтобы рисовать руками, при изготовлении льда сделайте им "ручки" из спичек или зубочисток.
Попробуйте перед замораживанием бросить в воду кусочки цветной бумаги, ткани, нитки, фольги. Получается очень красиво. Еще со льда можно сделать украшение для елки на лице: опустите в воду ленты или ленту так, чтобы при замораживании вышла петелька. По такому же принципу можно сделать ледяной значок (надо положить в воду английскую булавку) или ледяные бусы (соединить формочки нитью).
Посыпьте лед солью и посмотрите, что получится.
Можно замораживать различные жидкости: сок, молоко, масло и т.д. Сравните, как замерзает обычная и соленая вода.
При замерзании воды ее объем увеличивается. Продемонстрируйте это с помощью нехитрого эксперимента: налейте воду в трубочку для коктейля, концы залепите пластилином. Положите трубку пластилином, и когда вода застынет, покажите ее малышу. Одна из пробочек отскочит и из трубочки будет торчать лед.
Налейте в тазик воду и пустите туда кораблик и несколько льдинок. Объясните ребенку что такое айсберг, чем опасно столкновение с ним.
Устройте соревнования "кто быстрее растопит лед". Пусть ребенок сам выберет, куда поставить миску со льдом: на солнце, тень, накрыть ее или нет.
Исчезновение воды.
Проведите эксперимент: налейте в стакан воду и отметьте ее уровень, затем снимите стакан в сутки. Снова проверьте уровень воды и сделайте новую отметку. Вода испаряется. Для сравнения возьмите второй стакан и накройте его фольгой. На примере этого эксперимента можно объяснить ребенку куда деваются лужи.
Появление воды из воздуха.
Появление воды "ниоткуда" не менее интересно для ребенка, чем ее "бегство" из стакана. Речь идет о конденсации воздуха. Для демонстрации этого явления нужно чтобы влажный теплый воздух столкнулся с чем-нибудь холодным. Например, можно поставить стакан со льдом в теплую комнату.
Круговорот воды в природе.
Расскажите ребенку, что преобразования с водой (испарение и конденсация) происходят постоянно. Такой круговорот можно продемонстрировать, показав кипящую воду под прозрачной крышкой, или наблюдая за образованием капель воды на обычной крышке, при поднятой над кастрюлей с кипящей водой.
Смешивания.
Дети любят смешивать буквально все. Проще смешивать чистую воду и краски. Делать это можно в прозрачных банках или закрываются пластиковых бутылок. С помощью бутылок можно получить больше эффектов: ее можно поставить на стол и следить за процессом смешивания красок, или энергично потрясти, покатать по столу и т.д. В ней можно создать маленький вихрь, вращая бутылку в одном направлении.
Вместо красок в воду можно бросить измельченную мел, блестки, соль, сахар, молоко, сок, чай, кофе, перец, натертую на мелкой терке свеклу или морковь, мука, шампунь, мыло и т.д.
Взаимодействие воды и масла.
Отдельно стоит сказать о взаимодействии воды и масла, с ними можно провести интересные опыты:
"Несмешивающихся жидкостей". Возьмите три прозрачные емкости. В первую налейте окрашенную воду на треть объема. Затем аккуратно добавьте масло и в последнюю очередь добавьте спирт. Посмотрите, что получится. Точно также налейте воду, масло и спирт в оставшиеся две емкости. Добавьте в третью емкость примерно одну чайную ложку средства для мытья посуды. Две последние емкости закройте крышками и потрясите. Через несколько часов сравните жидкости во всех трех банках. Это достаточно эффективный способ объяснить, результаты которого довольно просто: спирт смешивается с водой, а масло не смешивается с водой, ни со спиртом. При этом спирт легче масла. При добавлении средства для мытья посуды жир распадается на капельки, которые никак не могут соединиться вместе.
"Несмешивающиеся вещества и капелька краски".
Налейте в банку воду и сверху немного масла. Затем нанесите с помощью пипетки или стряхните с кисточки несколько капель разбавленной водой краски. Вы увидите, что они не перемешиваются с маслом, а принимают форму маленьких шариков. Попробуйте ложкой протолкнуть краску в воду.
"Рисование маслом и водой".
Смешайте краску одного цвета с водой, а краску другого цвета - с маслом. Окуните толстую кисточку в подкрашенную воду и нанесите водный раствор на лист бумаги. Возьмите кисточку тоньше и капните маслом с шариками краски сверху на водные развод.
Тонет - не тонет
Попробуйте утопить в воде апельсин, гладкий и скомканный лист бумаги, кусок пластилина в различных формах (шар, челнок, и т.д.), яйцо (в пресной и соленой воде).
Фокусы с давлением.
Эти опыты кажутся детям настоящим чудом.
"Перевернутый стакан и лист бумаги". Наполните стакан водой до краев, накройте его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно переверните стакан. Уберите руку. Вода из стакана не будет выливаться.
"Сухая салфетка в стакане". Скомкайте салфетку и положите ее на дно стакана. Наполните большую миску водой и опустите в нее перевернутый стакан с салфеткой внутри. Салфетка должна остаться сухой.
"Подводная лодка". Поставьте стакан в миску, наполненную водой, и переверните его вверх дном. Опустите в миску изогнутую трубочку так, чтобы один ее конец оказался в перевернутом стакане, а другой высовывался из воды. Подуйте в трубочку. Стакан наполнится воздухом и всплывет вверх.
Информационные листы.
Вода находиться везде.
Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода находится всюду. И не только в океанах и морях, в реках или озёрах, в родниках или болотах. Вода содержится в каждой породе, в каждом камне. Возьмите любой камень с дороги — и в нём, в мельчайших, не видимых глазом трещинах, есть вода.
Много воды и в живых организмах — в каждом растении, в каждом животном. Без воды не может жить ни одно живое существо. Обычно воды в растениях и животных больше чем 50 процентов по весу.
Не свободна от воды и атмосфера: в ней находятся водяные пары, дождевые капли, снежинки. Много воды на Земле. И вся она, где бы ни находилась, не живёт сама по себе, изолированно. Вода морей и рек, подземные источники и дождевые капли — все они связаны друг с другом.
В природе нигде нет покоя, всё находится в движении, развивается, изменяется. Не остаётся в покое и вода. Если бы можно было совершить фантастическое путешествие с частицей воды, мы побывали бы за короткое время в самых различных местах земли — в её глубоких пластах и высоко в воздухе, в реке и в море. Эта частица побывала бы и в грозовой туче, и в тумане, и в росе; она замерзала бы красивой снежинкой, забиралась бы в стволы деревьев и тела животных. Вода — вечный, неутомимый путешественник — совершает в природе великий круговорот.
В течение одного года в воздух испаряется около четырёхсот тысяч кубических километров воды! Эта огромная масса воды, странствуя по белому свету, каждодневно, ежечасно изменяет лицо Земли.
Как образуется дождь.
Русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, автор замечательной сказки «Аленький цветочек», сказал однажды:
«Вода краса всей природы».
Старый писатель был прав. Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подёрнутой туманом, и в голубом озере, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море.
Краса эта во всём, что связано с водой в природе. Она и в облаках, оживляющих безбрежный воздушный океан. А что, если бы никогда не было облаков?
Об этом даже подумать страшно! Не было бы дождя и снега, высохли бы реки, моря и озёра, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека.
Каждый день вставало бы яркое солнце, сияло бы в ясном, безоблачном небе, сверкающей золотой монетой спускалось бы за горизонт, и никто не любовался бы вечно ясной погодой!
Но такого безоблачною неба не бывает. И с детских лет до глубокой старости мы не устаём любоваться плывущими в небе облаками. В них обязательно бывает вода, прежде чем она заструится ручейком по дну оврага, заплещет волной в море или окажется за нашим столом в стакане чая.
Вот почему не надо огорчаться, когда на смену ясной погоде приходит ненастье и по чистому небу начинают плыть серые дождевые тучи. Они несут влагу и работают на нас.
«Как и в какую погоду образуются сосульки?
Если в оттепель то как могла замёрзнуть вода при температуре выше нуля?
А если в мороз то откуда на крыше могла появиться вода?» так спрашивали однажды ребята учителя. И вот что он им ответил:
Вода замерзает и превращается в сосульки...
— Сосульки образуются только на морозном воздухе из просачивающейся откуда-нибудь воды. Слой снега на крыше дома, например, подогревается со стороны чердака. Поэтому снег на крыше снизу подтаивает, и образующаяся при этом вода стекает до карниза или водосточной трубы. Здесь, попадая на морозный воздух, вода замерзает и превращается в сосульки. В других случаях снег подтаивает не снизу, а на поверхности. Это бывает на южной стороне крыши, где снег разогревается под действием солнечных лучей. Снег тает, и вода по скату крыши стекает вниз. Но как только вода попадает в тень или повиснет в виде капель, она быстро замерзает.
Постепенно воды натекает всё больше и ледяные сосульки растут.
Но вот наступает оттепель. Начинает таять снег и лёд. Там, где сосульки прикреплены к карнизу или крыше, они обтаивают особенно сильно. Здесь к действию тёплого воздуха прибавляется ещё тепло, идущее от крыши, к которой прикреплены сосульки, и они обламываются и падают вниз.
Присмотритесь, при какой температуре воздуха возникают сосульки и при какой отпадают. Найдите причину таяния снега на морозе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми на 2015-2016 учебный год (средняя группа).
I.Целевой раздел 1.Пояснительная записка1.1.Нормативно-правовая база1.2.Цели и задачи1.3Принципы и подходы к формированию программы1.4.Возрастные особенности детей 4-5лет 1.5 Целевые о...
План работы структурного подразделения ГБОУ СОШ пос. Ильмень с неорганизованными детьми на 2015-2016 учебный год.
Цель организации работы с неорганизованными детьми – оказаниедейственной помощи семье в воспитании детей, не посещающих детскиесады, и максимальное привлечение в ДОО детей из малообеспеченных инеблаго...
Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа разработанная на основе образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и...
Консультация для родителей "Вместе с мамой, вместе с папой"
"Вместе с мамой, вместе с папой"...
Выступление на региональной научно-практической конференции "Инновации и современные технологии в системе образования" по теме: "Образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ", 2016 г.
В данном выступлении описан опыт работы школы-интерната для детей с ОВЗ по применению образовательных технологий....
Консультация для родителей "Вместе с мамой, вместе с папой"
УВАЖА ЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Предлагаемые упражнения Вы можете выполнить вместе со своим малышом....
отчет о работе с детьми за 2015-2016 уч.год
Отчёт о проделанной работе с детьми....