Примерная парциальная образовательная программа «Первые шаги»
рабочая программа (младшая группа) на тему
В материале указаны авторы программы, цели и задачи, методическое оснащение программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_partsialnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 176.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево
структурное подразделение
детский сад № 3
Примерная парциальная
образовательная программа
«Первые шаги»
Выполнила Олишевская Н.М.
Серышево 2015г
Программа «Первые шаги» разработана сотрудниками Московского городского психолого- педагогического университета Смирновой Еленой Олеговной, Галигузовой Галиной Николаевной и Мещеряковой Софьей Юрьевной. (слайд №2)
Программа адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
В программе «От рождения до школы» рассматривается содержание работы с детьми от 2 месяцев до одного года отдельно, а возраст от 2 лет до 3 включён в дошкольный. Почему же в программе «Первые шаги» возраст от 2 до 3 лет выделяется особо?
Причины заключаются в следующем.
С одной стороны, родители и педагоги рассматривают этот возраст как период физиологического созревания, когда основная задача взрослого- просто уход за малышом. То есть возможности личности ребёнка остаются нераскрытыми. С другой стороны, сейчас стало модным «раннее развитие ребёнка», то есть все игры и занятия направлены на скорейшую подготовку к школе, на получение новой информации и тренировку каких- либо умений. Наша программа «От рождения до школы» тоже ставит задачей формирование мотивационной готовности к школе, то есть как бы включать данный возраст в общие задачи было бы не совсем корректным.
Авторы программы объясняют, что ведущими видами деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность и общение со взрослым. (слайд №3)
Поэтому при адекватном общении ребёнка со взрослым и при успешном развитии предметной деятельности у детей формируются определённые качества (слайд №4), что можно считать результатом освоения программы.
В том случае, если не развивать данные виды деятельности, то время можно считать упущенным и это скажется на дальнейшем развитии ребёнка.
Поэтому в программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития детей.
При разработке программы ее авторы использовали наследие народной педагогики, опыт отечественной и зарубежной психологии и педагогики в воспитании детей раннего возраста.
Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.
Задачи программы: (слайд №5)
Принципы построения программы : (слайд №6)
-развития (на каждом этапе малыш стремится что- то новое узнать)
-самоценности (полноценное проживание раннего возраста, использование его возможностей)
-деятельности (общение со взрослым и предметная деятельность)
-опора на игровые методы (в игре ребёнок может реализовать себя)
-содействия и сотрудничества детей и взрослых (реализуется в использовании индивидуального подхода (личностно- ориентированное взаимодействие))
-поддержки инициативы детей (выбор игр, занятий)
-полноты содержания образования (слайд №7)
-интеграции содержания образования (сочетание и взаимопроникновение разных видов деятельности, то есть занятия носят комплексный характер)
-преемственности (обеспечение успешного перехода в дошкольный возраст)
-сотрудничество с семьёй (согласованность в подходах к воспитанию и использование игр и занятий дома)
Программа имеет такую структуру: (слайд №8)
- целевой раздел (цели и задачи)
- содержательный (слайд №9)
В этом разделе дана характеристика раннего возраста, описаны характерные особенности развития ребёнка. Видно, что основные подходы к детям опираются на научные данные и длительные наблюдения, приводится много примеров, приводятся разъяснения и рекомендации в ненавязчивой форме.
Здесь же описаны трудности, связанные с кризисом 3 лет.
Авторы программы подробно разъясняют, как развивать познавательные способности детей. Известно, что от того, насколько развиты познавательные способности, зависит в дальнейшем формирование мотивационной готовности к школе и успешность обучения.
Интересно, что авторы предлагают не навязывать игры и занятия, а просто обеспечить свободный доступ к книгам, игрушкам, обучающим пособиям так, чтобы они находились постоянно в поле зрения детей. Тогда у них обязательно возникнут вопросы, а это способствует развитию потребности в получении знаний.
Также интересно то, что авторы предлагают уделять внимание экспериментированию. Для этого в группе должно быть специальное оснащение.
В программе объясняется, что такое личностно- ориентированный подход и как его осуществлять.
В этом же разделе описано содержание работы по образовательным областям)
Для этого используется методическая литература (слайды №№10- 15)
Специальные игры и занятия, направленные на развитие орудийных и
практических действий, описываются в первом разделе пособия «Развитие
предметных действий и познавательных способностей», где представлено более 50 игр с разнообразными предметами - мячами, каталками, сачками,
молоточками, совочками, конструкторами, застежками и др.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие у детей
познавательной активности, описываются во втором разделе данного пособия.
В нем представлено более 20 игр-занятий с «загадочными» предметами и
различными материалами – водой, красками, песком, бумагой.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие познавательных
процессов детей, описываются в третьем разделе пособия. В нем представлено 30 игр-занятий с вкладышами, кубиками, пирамидками, матрешками,
картинками.
Игры и занятия, способствующие развитию у детей целенаправленности и
самостоятельности в деятельности, представлены в четвѐртом разделе пособия.
В данном пособии использованы материалы Т.В.Ермоловой.
В пособии «Развитие игровой деятельности» даются подробные
методические рекомендации по развитию процессуальной игры, описываются разнообразные игровые сюжеты, предполагающие вариативность
использования сюжетных игрушек и предметов-заместителей, специальные
игры на развитие воображения.
В пособии «Физическое развитие» содержатся более 60 игр и занятий,
способствующих развитию у детей основных видов двигательной активности: ходьбы, бега, прыжков; представлены общеукрепляющие комплексные игры, в которых формируется правильная осанка, укрепляется мышечная и костная системы.
В пособии «Развитие речи» дается описание 50 игр и занятий, направленных
на развитие таких аспектов речевого развития, как понимание речи взрослого
активная речь. Помимо этого в пособие включены игры, способствующие
развитию мелкой моторики.
Пособие «Развитие общения детей со сверстниками» включает 70 игр, в
которых у детей пробуждается интерес к ровесникам, складываются
положительные эмоциональные контакты, в которых они приобретают первый опыт игрового взаимодействия. Это совместные игры с предметами,
хороводные, пальчиковые игры, игры с правилами.
Здесь же написано, каким должен быть воспитатель, как он должен общаться с маленькими детьми.
- организационный раздел
В программе «Первые шаги» имеется раздел, посвященный организации режимных моментов. В него включены рекомендации, которые помогают педагогам более полно реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении. Делается акцент на вовлечении детей в разные виды деятельности, избегая принуждения; разрешении конфликтных ситуаций; формировании у ребенка положительного самоощущения и установлении доверительных отношений между педагогом и детьми.
Ценным является наличие специального раздела программы, который посвящен педагогической работе с детьми в период адаптации. В данном разделе разбираются трудности, возникающие в период адаптации ребенка к детскому саду. Рассматриваются факторы, определяющие ход первых шагов адаптационного процесса. В программе делается акцент на педагогических приемах, помогающих ребенку привыкнуть к яслям.
В программе содержатся рекомендации по организации развивающей предметной среды в помещении детского сада, в группе и на участке. Также приводится перечень оборудования, игрушек, предметов и пособий для каждого направления развития ребенка.
Авторы программы «Первые шаги» смогли охватить широкий спектр направлений развития ребенка, при этом предоставив педагогам свободу творческого выбора игр и занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей детей.
Программа может быть полезна и родителям. Здесь собрано большое количество игр и занятий с детьми раннего возраста, подробно описываются различные процессы развития детей. Имеются рекомендации по взаимодействию с малышами в той или иной ситуации.
Анкета «Информация о ребенке и семье »
Имя, фамилия ребенка……………………………………………………
Возраст …………………………………………………………………
Имя, фамилия родителей………………………………………………
Адрес, телефон ……………………………………….………………………
Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья) …………
Легко (с трудом) вступает в контакты с незнакомыми взрослыми…………
Легко (с трудом) вступает в контакты с другими детьми......................
……………………....................................................................................................
Любимые игры, занятия, игрушки ребенка....................................
…………………………………………...........................................................
Чего боится и чему радуется малыш...................................................
…………………………………………………...................................................
Что ребенок любит (не любит) есть…………………………………………
В какое время спит ………………………………………………………
Умеет ли пользоваться горшком или привык к памперсам......................
…………………………......................................................................................
Есть ли аллергия на.....................................................................................
…………………………………………………………………….......................
Специальная информация о ребенке.......................................................
…………………………………………………..................................................
Участие родителей в жизни детского сада:.............................................
……………………………………………
посещение ежемесячных собраний
посещение или планирование мероприятий для родителей
изготовление игрушек, пособий
покупка игрушек, методических материалов
оформление групповых помещения благоустройство участка
помощь во время экскурсий, посещений детского театра и пр.
что-то еще...................................................................................................
Обычно для родителей представляют интерес следующие темы:
∙ Роль раннего возраст в дальнейшем развитии ребенка
∙ Рост и развитие детей
∙ Болезни раннего возраста и их профилактика
∙ Питание маленьких детей
∙ Как приучать к горшку
∙ Как и чему учить ребенка в раннем возрасте
∙ Развивающие игры и игрушки
∙ Как развивается общение детей друг с другом
∙ Детские капризы
∙ «Трудный ребенок»
∙ Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка
∙ Защита прав и достоинства ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа второй группы раннего возраста по реализации основной образовательной программы (по программе "Первые шаги")
Данная Рабочая программа сформирована на основе основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики ,социокультурной ситуации развития каж...
1.СЕНТЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа
1.СЕНТЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...
2.ОКТЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа
2.ОКТЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...
3.НОЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа
3.НОЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...
5.ЯНВАРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа
5.ЯНВАРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...
6.ФЕВРАЛЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа
6.ФЕВРАЛЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста в первой младшей группе с использованием УМК программы "Первые шаги"
Данная Рабочая программа сформирована на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики, социокультурной ситуации развития...