Детское экспериментирование, как средство развития познавательных способностей
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза, сравнения, и классификации, обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novaya.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района
Санкт – Петербурга
Детское экспериментирование,
как средство развития
познавательных способностей
Воспитатель
Новикова А.В.
Санкт-Петербург
2016- 2017
« Я слышу - и я забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и я понимаю!»
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза, сравнения, и классификации, обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности .Дети любят экспериментировать , это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно - образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Пожалуй нет ни одного педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода. Обобщая собственный материал Н.Н.Подъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Природа- важнейшее средство воспитания и развития ребенка.
Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой. Неповторимо каждое существо, разнообразны природные материалы: глина, песок, снег, вода. Дети общаются с природой в разное время года: когда лежит пушистый снег, когда цветут сады, радуются прохладе воды, журчанию ручейка. Ни один дидактический материал не сравнить с природой по силе развивающего воздействия на ребенка.
Дети с нарушением зрения имеют недостаточное представление о предметах, явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения плохо видят и выделяют признаки, свойства предметов. Где невозможно получить зрительную, получают тактильную информацию, активно включают сохранные анализаторы. Дополнительную информацию получают за счет полисенсорной взаимосвязи - (слухо-двигательной, тактильной, осязательной). Главной задачей будет создание на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Основные принципы организации коррекционно-педагогической деятельности:
- учет общих специфических, индивидуальных особенностей развития детей;
- комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям;
- дифференцированный подход в зависимости от состояния зрения, способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных, форм методов работы, наглядных пособий.
Эксперимент, производимый ребенком, представляет собой преобразующее действие, позволяющее выяснить не только скрытые связи и свойства, но и познать объекты в их динамическом взаимодействии. Эксперимент учит определенным приемам правильного решения задачи, позволяет много раз опробовать познаваемый объект, познать новую область действительности.
В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимает знания о явлениях неживой природы. Неживая природа непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Задача педагогов - оказать помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины связи и отношения явлений окружающего мира. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе.
Особенно важно, чтобы ребенок приучался самостоятельно анализировать явления, находить его причину и производить простейшие умозаключения. Эксперимент, проведенный ребенком позволяет:
- дать полную информацию об изучаемом явлении или предмете;
- повысить наглядность и доступность материала;
- сделать наиболее эффективным процесс ознакомления;
- удовлетворить любознательность ребенка.
И главное помнить: не столько рассказывать, сколько видеть и слышать самому. Знания приобретаются через деятельность. Терпеливо выслушивать детей. Знания и умения, полученные детьми при экспериментировании, помогут правильно пользоваться дарами природы, беречь, охранять природу.
Литература:
- Э.Куликовская «Детское экспериментирование» (Москва – 2005г.);
- С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» (Москва – 2005г.);
- А.И. Иванова «Ребенок в мире поиска» (Москва – 2004г.);
- О.Дыбина «Неизведанное рядом» (Москва – 2005г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование как средство развития познавательных и коммуникативных способностей. .
Консультация знакомит родителей дошкольников с детским экспериментированием как средством развития познавательных и коммуникативных способностей....
Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.
Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников....
Мастер-класс«Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер класс для педагогов и родителей по окрашиванию соли цветными мелками...
Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
laquo;Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников».
Ожидаемые результаты...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Консультация "Особенности детского экспериментирования как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит...