МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Детское экспериментирование как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечения их в научное творчество».
методическая разработка

 Ржавина Наталья Ивановна

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательская  деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_1.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Детское экспериментирование как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечения их в научное творчество».

Цель: Повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования дошкольников.

Задачи:

– повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

– сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную  деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.

Актуальность: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательская  деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер- класса должен будет провести и определить свойства материалов.

Участники мастер-класса:  педагоги детских садов.

Ход мастер-класса:

1 ЧАСТЬ - ВВОДНАЯ

Слайд № 1 

        Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечения их в научное творчество».

Слайд № 2

        Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть к познанию мира?

        Как способствовать развитию творческого потенциала, инициативности, уверенности в своих силах?

        Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность дошкольников?

        На эти вопросы я  искала ответы и пришла к выводу, что детское экспериментирование является значимым видом детской деятельности.

Слайд № 3 

        Поэтому для себя я выбрала реализацию STEM – технологии, которая включает в себя 6 образовательных модулей.

Слайд №4

           В своей профессиональной деятельности я реализую модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой», отличительной особенностью которого является идея всматривания в природу. Так высоту жирафа человек использует как подъемный кран, силу слона – как грузовик, улитка дарит нам идею присоски и пр. Ведь часто ребенок смотрит, но не видит всех этих чудесных свойств. 

2 ЧАСТЬ – ТЕОРЕТИКО-ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ

Слайд №5

Исследовательская деятельность начинается с создания условий. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создается центр экспериментирования или мини лаборатория.

        Я предлагаю Вам собрать свою исследовательскую лабораторию. Вытяните любую карту. Ваша задача, используя  собственный опыт и знания, подобрать карточки с оборудованием необходимым для проведения именно этого эксперимента.    

ЗАДАНИЕ № 1

Для этого у вас есть 1 минута

Педагоги в течение 1 минуты собирают карточки.

Вы профессионально справились с этим заданием и оборудовали свою лабораторию!          

Итак, создали условия. 

Слайд № 6

Следующий этап работы - Планирование деятельности. При планировании учитываются следующие факторы. Их вы видите на экране. 

Слайд №7

ЗАДАНИЕ № 2

Дальше Вы определяетесь с темой, проводите предварительную работу.

А какова же структура эксперимента? Сейчас мы это с Вами определим…….

        Перед вами разложены карточки с элементами алгоритма проведения эксперимента. Ваша задача совместными усилиями сложить правильную последовательность:

Педагоги в течение 1 минуты выкладывают алгоритм эксперимента

        Задавать наводящие вопросы:

        Как вы думаете, какой из элементов алгоритма будет стоять первый? Какой вторым, третьим……..

  1. Целеполагание (что хотим узнать…)
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Планирование деятельности по проверке гипотезы (Обсуждение алгоритма действий, выбор оборудования).
  4. Правила безопасности.
  5. Проведение эксперимента.
  6. Наблюдение за преобразованием объекта.
  7. Фиксация преобразований.
  8. Вывод.
  9. Связь с жизнью.

Слайд №8

3 ЧАСТЬ – ПРАКТИЧЕСКАЯ

            Сейчас я приглашаю вас в мини лабораторию. Сегодня мы расширим представления о магните и его  свойствах. Предлагаю Вам поучаствовать в эксперименте «Порхающая бабочка». Он для детей старшего дошкольного возраста. Мы уже опираемся на их начальные знания о магнитах.

Как Вы знаете, магнит притягивает железные предметы на расстоянии, у него есть магнитное поле. (Демонстрирую)

 1.Целеполагание (что хотим узнать…) - Как Вы думаете, может ли магнит действовать на железный предмет на расстоянии через препятствие?

 2.Выдвижение гипотезы – Да или НЕТ

 3.Планирование деятельности по проверке гипотезы (обсуждение действий, выбор оборудования…)

-Какое мы можем выбрать препятствие для магнита? – бумагу, картон.

-Обсуждаем, как интереснее провести этот опыт. Старшие дети уже могут предложить:

 изготовить бабочку и вклеить внутрь железную скрепку. Поскольку, бабочка у нас порхающая, привязать к скрепке нитку! Готовим вот такую картонную «полянку» из коробки. И нам понадобятся мощные магниты.

 Итак, оборудование выбрано.

 Для изготовления бабочки нам понадобятся вырезанные из бумаги заготовки (препятствие для магнита), скрепки, нитки, клей, кусочек пластилина.

Вам нужно склеить две части бабочек, проложив между ними скрепку, к которой привязана нитка. К концу нитки прикрепить пластилин.

Педагоги в течение 1 минуты выполняют задание.

4.Проговариваем правила безопасности. В зависимости от оборудования, выбранного для эксперимента. В нашем эксперименте это работа с мелкими предметами и с большими тяжёлыми магнитами.

          5.Проведение эксперимента 

  «Полянка» с магнитами наверху и  бабочки готовы.

 Выполняем эксперимент. Закрепите бабочку в нижней части коробки с помощью пластилина, поднесите к магниту. Попробуем удержать бабочку в магнитном поле на небольшом расстоянии, «оживить» наших  бабочек.

          6. Наблюдение за преобразованием объекта.

- Что мы наблюдаем?  - Наши бабочки «порхают»!

          7.Фиксация преобразований. С детьми можно зарисовать опыт, составить технологическую карту

          8. Вывод - Какой можно сделать вывод?         

Да. Магнит действует на железную скрепку в бабочке через бумагу и картон. Бумага и картон не являются препятствием.  На скрепку в бабочке действует магнитное поле.

          9.Связь с жизнью. Использование в жизни  свойства магнита притягивать предметы на    расстоянии.

Для того, чтобы Вы смогли у себя в группе организовать процесс экспериментирования я даю Вам эту памятку.

Слайд №9

4 ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Я считаю, что СТЕМ - технология развивает  интеллектуальные способности дошкольников и вовлекает  их в научное творчество.

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне, где – то,

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю.

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что – то получилось.

Слайд №10

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошел к концу. Предлагаю Вам оценить его качество с помощью магнитов:

Первая колба красная - «Мне понравилось….»;

Вторая колба жёлтая – «Я  буду использовать…..»;

Третья колба зелёная – «Уже использую ….».

Слайд № 11

Благодарю Вас за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

Мастер - класс с педагогами ДОУ "Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Данный мастер-класс ожет быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так к...

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников»

Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по исполь...

«Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Экспериментирование-как средство развития познавательной активности  дошкольников.Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной актив...

Мастер-класс Дидактическое пособие «3D-шашки» как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников

      Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....