Детское экспериментирование как средство развития познавательных и коммуникативных способностей. .
консультация (средняя группа) по теме
Консультация знакомит родителей дошкольников с детским экспериментированием как средством развития познавательных и коммуникативных способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Детское экспериментирование
как средство развития познавательных и коммуникативных способностей.
2014г
Дети всегда такие разные: серьезные и грустные, веселые и задумчивые, шалуны и непоседы. Но все они, без исключения, маленькие вундеркинды – первооткрыватели. Работая с детьми среднего возраста, я вижу, какой это любознательный, пытливый народ. Опираясь на собственный опыт, я предполагаю, что средний возраст - самый благоприятный для развития ребенка и особенно его познавательной активности.
Опыты и эксперименты становятся для ребёнка самой увлекательной игрой, тогда мы сможем вырастить новое, в своих поисках и находках поколение. В своей теории педагог, психолог Николай Николаевич Поддьяков доказал, что именно - экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у детей.
Жизнь не стоит на месте. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. И все эти качества закладываются уже в раннем детстве.
Каждый день ребята делают для себя очень важные открытия и чтобы не погасить искорки любознательности, а развивать их и помогать находить ответы, надо знать особенности ребенка, найти к нему подход и, конечно же, создать условия для поддержания его желания узнавать мир. Особенность экспериментирования с детьми в том, что оно происходит в привычной, обычной для детей жизни через игру, ненавязчиво, по принципу «Помоги мне это понять самому». Например: Как узнать, надо надевать сегодня на прогулку варежки или нет? Давайте узнаем. И во время прогулки предлагаю детям подержать снег в руках. Холодно? Руки замерзли? Вопрос отпал.
Ни для кого не секрет, что дети очень любят, есть снег? Проверяем. На прогулке вместе с детьми набираем в чашку снег, приносим в группу. Снег растаял, и дети сами увидели, какой он грязный. Можно его кушать? Дети сами отвечают: « Конечно, нет!». И так от эксперимента к эксперименту, получая новые знания о мире: тонет – не тонет, тает – не тает, намокает, рвется, мнется.
Дети не всегда делают выводы вслух, но наблюдение за их дальнейшим поведением позволяет утверждать, что эксперимент не прошел бесследно.
Экспериментирование проводится и в организованной деятельности с детьми. С этой целью в группе создан уголок экспериментирования, где собраны предметы живой и неживой природы, утилизированный и прочий материал (кусочки, ткани, пробки, мерные ложки, сита и воронки разного материала, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые шприцы без игл и т.д.). Природный материал: (камешки, перья, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, ёмкости с землей, песком, листья, веточки ) и т.п.
По совместной организованной деятельности был разработан цикл деятельности «В гостях у профессора Знайкина» и картотека опытов, игры по экспериментированию.
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду. Интересно поиграть с Зимушкой-Зимой, которая пришла в гости, принесла снежки ватные и из снега: дети обследуют, проводят опыты, сравнивают их, находят сходства и различия, делают простейшие выводы, а затем просто играют.
В процессе ознакомления с водой, снегом, дети научились умению наблюдать, обследовать, сравнивать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дети приобрели знания, что вода льется, переливается из лейки в стаканчик, она может быть прозрачной, но можно раскрашивать в разные цвета и тогда она будет цветной, а если заморозить цветную воду, то она превратится в красивую льдинку. Так дети научились преобразовывать окружающую среду - быть творцами.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой –пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
Игры, рисование и экспериментирование с песком развивают у детей фантазию, художественно - творческие способности, мелкую моторику.Тема: «Воздух»
В режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
Тема: «Камни»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму, так же дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста, помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Работа по детскому экспериментированию строится по принципам: от простого и знакомого, к сложному и малознакомому; от близкого к далёкому.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх по экспериментированию всегда ведётся непрерывный разговор с детьми, активно использую художественно-литературный материал (стихи, потешки, рассматриваются детские энциклопедии), который позволяет мне заинтересовать детей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Такая организация совместной деятельности пробуждает творческую активность, стимулирует речевые высказывания детей и развитие коммуникативной функции речи детей. Они с удовольствием играют друг с другом, активны в познавательной деятельности, особенно хорошо развивается связная речь и мотивация их на осмысленную поисково–исследовательскую деятельность.
Детям, привыкшим к играм с элементами экспериментирования, свойственна свобода мышления, раскованность, готовность решать проблемные ситуации.
Работу по игровому экспериментированию осуществляем совместно с родителями воспитанников. Мы информируем их о результатах детских экспериментов и предлагаем схожую игровую ситуацию для проведения домашних опытов, так же вывешиваются консультации («Игры на кухне», «Игры в ванной», «Маленькими шагами в прекрасный мир!») выставляются папки передвижки «Экологическое воспитание», «Опыты в природе», «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста»).
На мой взгляд, такие «домашние задания» способствуют формированию более качественного общения родителей со своими детьми. Родители становятся партнерами ребенка в процессе эмоционального и практического познания мира, совместные переживания которого способствуют формированию эмоциональной близости ребенка с родителями на деловой основе. Суть моего педагогического опыта характеризует пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму!».
Список используемой литературы:
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ УправлениеДОУ,N4,2004,
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание.N1,2005
- Материалы Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.
Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул Организация театрализованной...
Презентация "Синквейн, как средство развития творческих и коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями"
Презентация "Синквейн, как средство развития творческих и коммуникативных способностей детей с речевыми нарушениями"...
Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста...
Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».
Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...
" Сказка, как средство развития творческих и коммуникативных способностей в культурной практике"
Проект " Сказка, как средство развития творческих и коммуникативных способностей в культурной практике"Цели :- Развитие свободной творческой личности ребёнка- Формирование интереса и п...
Исследовательский проект «Театрализованная деятельность – как средство развития творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников».
Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому проблема творческого развития детей является одной из перспективн...
«Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
laquo;Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС...