Конспект занятия по экологии "Доктора леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии на тему:
«Доктора леса»
(по образовательным областям «Познание» (формирование целостной картины мира), «Безопасность» (экология))
Цели: Продолжить формировать умение находить свои связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилет птиц. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.
Задачи: Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу « зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать зрительную память. Закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник ( игра «Сложи квадрат» - итог – общая дорожка).
Материал: Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблица к стихотворению,
модель проталины, игра « Сложи квадрат», проигрыватель модели «Весна».
Ход занятия:
Педагог загадывает загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улетай – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Дети объясняют свой ответ, используя модели « весны».
Педагог: Сколько месяцев длится весна? Назовите их. ( Ответы детей). Какой сейчас месяц? (Ответы детей)
Апрель – середина весны. Снег растаял. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идет теплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыши, мать - и – мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья . Хотите послушать музыку весны в лесу?
Педагог: В весеннем лесу сыро, давайте построим дорожку, чтобы нам удобнее было гулять (перемещение по группе).
Игра «Сложи квадрат»: каждый складывает свой квадрат, затем объединяют в одну «дорожку». По окончании постройки дети подходят к репродукциям картин И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели».
Звучит музыка ( А. Вивальди «Весна».) По окончании музыки дети делятся впечатлениями, читают стихи о весне.
Педагог: Посмотрите на мою «Проталину» - на что она похожа? (ответы детей)
Педагог: На проталинах появились цветы. В каком месяце это было? Посмотрите, сколько подснежников! «Сорвите» по два цветка и вставьте, не мешая друг другу.
С теплыми лучами солнца «цветок» начинает распускать «лепестки»: приготовьте правую руку – кисть со сложенными вытянутыми пальцами – «бутон». «Цветок» медленно начинает распускаться: сссссссс… (показ педагогом длительного выдоха). Улыбнитесь. Покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам. «Цветок» распускается… Распустился.
Покажите «цветок» солнышку (поднять руки вверх, круговое движение кистью). Смотрите! Еще «цветок» распускается (левая рука, повтор упражнения). Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются: ссссс…Начался «веселый дождик» (подскоки с высоким подниманием рук вверх и в стороны). (Ощутить чувство радости и веселья). Поднялся ласковый ветерок (наклоны в стороны, руки вверху). Скорость увеличивается – ураган (по мере ускорения движения и увеличения амплитуды ощущать сначала чувство радости, затем тревоги). «Сверкнула молния» (из основной стойки выпады в различных направлениях с резкими движениями руками. Ощущать чувство торжества и силы.
Ветер прогнал тучи, «солнышко просыпается» (из приседа медленно встать, подняться на носках, потянуться руками вперед и вверх к «солнцу». Ощутить радость рождения нового дня). Мнемотаблица.
Педагог: Идем по лесу. Кругом мох да мох, и сосенки на нем растут. А вот и большие черные – черные птицы летят на поляну: Ш! Ш! Ш! Ш! (Движение по кругу)
Что же это за птицы? (Показ иллюстрации тетеревов). Это, дети, лесные петухи. У них синеватые головы с коротким клювом и красными бровями. Петухи красуются перед тетерками, чуфыкают, бормочут:
«Чуфф – ши! Чуфф – ши!
Красные брови хороши!»
Всех прилетных птиц
Чистит пашню от червей.
Взад – перед по пашне вскачь.
А зовется птица….(грач)
Ходят важные, носами землю ковыряют: червяков ищут. (Дети изображают: «Кра! Кра! Весна! Весна!»)
А по болоту ходят такие большие птицы – ростом прямо с баранов, и шеи у них длинные – длинные. Кто такие? Трру! Трру – рру! (Журавли)
Педагог: А кто поет такую песню:
Зинь – зинь – танн!
Зинь – зинь –танн!
Скинь кафтан!
Скинь кафтан! (Синичка)
Педагог: Каких перелетных птиц вы еще знаете? (ответы детей)
Педагог: А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? (ответы детей)
Педагог: Сегодня я расскажу вам о самых настоящих докторах леса. Моя первая загадка об одном из них:
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник? (Дятел)
Педагог: (рассказывает, используя системный оператор)
Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятлов. Зачем он ему? Правильно, он не только из - под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, и семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении. Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают. На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответ детей)
Педагог: В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.
Иволга – тоже лесной доктор. (Показ иллюстрации). Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы. А вот еще загадки:
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
Кто там прыгает – шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым – чистым,
«Кле, кле, кле» поет со свистом? (Клест)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом на угад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)
Можно ли этих птиц называть докторами леса? (ответы детей)
Педагог: Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей: Объясните свой ответ. (Ответ детей)
Педагог: Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают «Правила друзей леса»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Прогулка по лесу"
непосредственно-образовательная деятельность из цикла интегрированные занятия "Окружающий мир " и "Конструирование"...
Конспект занятия "Пожар в лесу"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста....
конспект занятия "Зима в лесу"
Учить составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.Развивать связную монологическую речь.Закреплять знания детей о сезонных изменениях зим...
Конспект занятия "Что в лесу опасно"
Название конспекта: « Что в лесу опасно».Тема: Безопасность в лесу.Время на занятие: 25 минутВозраст: старшая группаОбласть ФГТ: Безопасность.Программа, в рамках которой проводится занятие: Прог...
Конспект занятия "В заколдованном лесу".
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать детям, что природа прекрасна во все в...
Конспект занятия "Весна в лесу"
Занятие для детей подготовительной группы....
Конспект занятия: «В сказочном лесу»
Программное содержание:- Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, используя прием приложения, обозначать результат сравнения словами «длиннее», «короче».- Закреплять умение находить много п...