Конспект занятия по экологии "Доктора леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Овчарова Галина Александровна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_ekologii_na_temu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии на тему:

«Доктора леса»

(по образовательным областям «Познание» (формирование целостной картины мира), «Безопасность» (экология))

 Цели: Продолжить формировать умение находить свои связи между изменениями в неживой и живой  природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилет птиц. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.

Задачи: Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу « зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать зрительную память. Закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник       ( игра «Сложи квадрат» - итог – общая дорожка).

Материал: Иллюстрации, картинки с изображением птиц,  мнемотаблица к стихотворению,

модель проталины, игра « Сложи квадрат», проигрыватель модели «Весна».

Ход занятия:

Педагог загадывает загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улетай – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

Дети объясняют свой ответ, используя модели « весны».

Педагог: Сколько месяцев длится весна? Назовите их. ( Ответы детей). Какой сейчас месяц? (Ответы детей)

Апрель – середина весны. Снег растаял. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идет теплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыши, мать - и – мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья . Хотите послушать музыку весны в лесу?

Педагог: В весеннем лесу сыро, давайте построим дорожку, чтобы нам удобнее было гулять (перемещение по группе).

Игра «Сложи квадрат»: каждый складывает свой квадрат, затем объединяют в одну «дорожку». По окончании постройки дети подходят к репродукциям картин И. Левитана «Март», А. Саврасова  «Грачи прилетели».

Звучит музыка ( А. Вивальди «Весна».) По окончании музыки дети делятся впечатлениями, читают стихи о весне.

Педагог: Посмотрите на мою «Проталину» - на что она похожа? (ответы детей)

Педагог: На проталинах появились цветы. В каком месяце это было? Посмотрите, сколько подснежников! «Сорвите» по два цветка и вставьте, не мешая друг другу.

С теплыми лучами солнца «цветок» начинает распускать «лепестки»: приготовьте правую руку – кисть со сложенными вытянутыми пальцами – «бутон». «Цветок» медленно начинает распускаться: сссссссс… (показ педагогом длительного выдоха). Улыбнитесь. Покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам. «Цветок» распускается… Распустился.

Покажите «цветок» солнышку (поднять руки вверх, круговое движение кистью). Смотрите! Еще «цветок» распускается (левая рука, повтор упражнения). Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются: ссссс…Начался «веселый дождик» (подскоки с высоким подниманием рук вверх и в стороны). (Ощутить чувство радости и веселья). Поднялся ласковый ветерок (наклоны в стороны, руки вверху). Скорость увеличивается – ураган (по мере ускорения движения и увеличения амплитуды ощущать сначала чувство радости, затем тревоги). «Сверкнула молния» (из основной стойки выпады в различных направлениях с резкими движениями руками. Ощущать чувство торжества и силы.

Ветер прогнал тучи, «солнышко просыпается» (из приседа медленно встать, подняться на носках, потянуться руками вперед и вверх к «солнцу». Ощутить радость рождения нового дня). Мнемотаблица.

Педагог: Идем по лесу. Кругом мох да мох, и сосенки на нем растут. А вот и большие черные – черные птицы летят на поляну: Ш! Ш! Ш! Ш! (Движение по кругу)

Что же это за птицы? (Показ иллюстрации тетеревов). Это, дети, лесные петухи. У них синеватые головы с коротким клювом и красными бровями. Петухи красуются перед тетерками, чуфыкают, бормочут:

«Чуфф – ши! Чуфф – ши!

Красные брови хороши!»

Всех прилетных птиц

Чистит пашню от червей.

Взад – перед по пашне вскачь.

А зовется птица….(грач)

Ходят важные, носами землю ковыряют: червяков ищут. (Дети изображают: «Кра! Кра! Весна! Весна!»)

А по болоту ходят такие большие птицы – ростом прямо с баранов, и шеи у них длинные – длинные. Кто такие? Трру! Трру – рру! (Журавли)

Педагог: А кто поет такую песню:

Зинь – зинь – танн!

Зинь – зинь –танн!

Скинь кафтан!

Скинь кафтан! (Синичка)

Педагог: Каких перелетных птиц вы еще знаете? (ответы детей)

Педагог: А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? (ответы детей)

Педагог: Сегодня я расскажу вам о самых настоящих докторах леса.  Моя первая загадка об одном из них:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник? (Дятел)

Педагог: (рассказывает, используя системный оператор)

Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятлов. Зачем он ему? Правильно, он не только из - под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, и семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении. Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают. На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответ детей)

Педагог: В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.

Иволга – тоже лесной доктор. (Показ иллюстрации). Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы. А вот еще загадки:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (Петух) 

Кто там прыгает – шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым – чистым,

«Кле, кле, кле» поет со свистом? (Клест) 

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом на угад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля) 

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)

Можно ли этих птиц называть докторами леса? (ответы детей)

Педагог: Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей: Объясните свой ответ. (Ответ детей)

Педагог: Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают «Правила друзей леса»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Прогулка по лесу"

непосредственно-образовательная деятельность из цикла интегрированные занятия "Окружающий мир " и "Конструирование"...

Конспект занятия "Пожар в лесу"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста....

конспект занятия "Зима в лесу"

Учить составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.Развивать связную монологическую речь.Закреплять знания детей о сезонных изменениях зим...

Конспект занятия "Что в лесу опасно"

Название конспекта: « Что в лесу опасно».Тема: Безопасность в лесу.Время на занятие: 25 минутВозраст: старшая группаОбласть ФГТ: Безопасность.Программа, в рамках которой проводится занятие:  Прог...

Конспект занятия "В заколдованном лесу".

Расширять  представления  детей  об  осенних  изменениях  в  природе.   Показать  детям,  что  природа  прекрасна  во  все  в...

Конспект занятия "Весна в лесу"

Занятие для детей подготовительной группы....

Конспект занятия: «В сказочном лесу»

Программное содержание:- Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, используя прием приложения, обозначать результат сравнения словами «длиннее», «короче».- Закреплять умение находить много п...