СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по окружающему миру по теме

Абрамова Екатерина Александровна

Создание эколого-развивающей среды  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-razvivayushchaya_sreda.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Абрамова, воспитатель,

МДОУ детский сад №22 компенсирующего вида, г. Кинешма

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия.  Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая  предметная среда.

Актуальность экологических проблем в настоящее время вызвана необходимостью организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования  личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Неслучайно именно в этот период важно уделять особое внимание экологическому  воспитанию подрастающего поколения.

Эколого-развивающие пространство - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающее пространство дошкольного-образовательного учреждения  выступает как одно из условий экологического воспитания детей. В частности, созданная на территории ДОУ развивающая среда позволяет не только проводить с воспитанниками непосредственно образовательную деятельность  в разных формах, знакомить их с объектами живой и неживой природы, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.  Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Эколого-развивающее пространство включает в себя: уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные);

  • экологическая комната (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты,  природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами);
  • мини-лаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп,  природный материал);
  • библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка  картин и иллюстраций из жизни животных,  растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы);
  • территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев);
  • огород, цветник, мини-огороды (цветы, кустарники, овощные культуры);
  • экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи);
  • галерея (тематические выставки детских работ).
  • Уголок экологической культуры (иллюстрации  о поведении в природе, книги, игры)
  • Экологическая тропа

Растения и животные, находящиеся в детском саду,  должны быть расположены и сгруппированы в  "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Кроме постоянных растений и животных в уголках природы  находятся временные объекты природы, например мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. В группах хорошо  оборудовать мини-лаборатории для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лабораториях позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.

Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

Уголок экологической культуры представляет собой выставочные стенды, на которых расположены правила поведения на природе (лесу, лугу, реке и т.д.) в ярких, доступных детям иллюстрациях.

 С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней.

 Планируя работу по экологическому воспитанию, педагоги организуют деятельность воспитанников на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности. Мотивируют детей к посильному участию в изменении предметно-развивающей среды,  овладевают системой упражнений  (ситуаций)  для эффективного погружения дошкольников в экологическую деятельность. В своей работе педагог имеет возможность занимать разные позиции:

  • «Воспитатель-экспериментатор» - вместе с детьми изменяет среду, вносит новизну, дополняет,  обогащает в соответствии с запросами, потребностями ребенка;
  • «Воспитатель-тьютор» - выступает как советчик,  помощник, соучастник;
  • «Воспитатель-конструктор»  образовательного пространства  - организует новые поведенческие ситуации;
  • «Воспитатель-тренер» - побуждает детей к выполнению неоднократных действий в разных видах деятельности.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строиться на чувственном ее восприятии и эмоциональном отношении, знаний особенностей жизни, роста и развития живых существ, приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.  

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды  необходимо  использовать  различные методы и формы работы с детьми, такие как:  дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы. К формам работы по экологическому воспитанию и образованию можно также отнести просмотр видеофильмов, телепередач о природе; викторины на тему природы, оформление тематических  выставок.              

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

Список литературы:

1.Загребина Е.В. Создание эколого-развивающей среды на прогулочных   площадках в ДОУ// Справочник старшего воспитателя.-2012- №9- с.47-50

2.Николаева С.Н.. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. –М.:Мозаика-Синтез 2004.

3.Серебрякова Т.А.. Экологическое образование в дошкольном                возрасте. – М.: Издательский центр Академия -2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

«Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения».

Информационно–образовательная среда ДОУ (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разно...

Проект «Создание электронной развивающей среды в образовательном учреждении»

При переходе на новые образовательные  стандарты одним из ключевых факторов успешности  является использование современных информационных технологий.  На наш взгляд, это можно сделать к...

Проект МАОУ прогимназия №108 по теме: «Создание электронной развивающей среды в образовательном учреждении»

Проект МАОУ Прогимназии № 108 нацелен на развитие садовской инфраструктуры, а именно, информационной среды образовательного учреждения (приоритетное направление ННД/С), и предполагает, согласно ФЦПРО ...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»Новые условия, осознание важности и возрождение необходи...