"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Еремеева Елена Петровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Загадки Зимушки - Зиме»

 

 

 

 

Образовательная область: «Познавательное»

Форма организации деятельности: занятие

Возрастная группа: подготовительная  (6-7 лет)

 

 

 

 

Еремеева Елена Петровна

воспитатель второй речевой группы «Непоседы»

 

 

 

 

Образовательная деятельность (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Еремеева Елена Петровна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательная

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Музыкальная

Изобразительная

Восприятие художественной литературы

4.

Форма организации

Занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

«Загадки Зимушки - Зиме»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.         Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба помочь решить проблему.

2.         Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

- решение проблемных ситуаций;

- диалоговая беседа;

- рассматривание слайдов презентации «Зимушка - Зима».

3.         Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- рассмотрение иллюстраций;

- чередование видов деятельности;

4.         Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;

- самоанализ;

- обсуждение полученных результатов.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативная: диалоговая беседа.

Познавательное: рассматривание слайдов презентации «Зимушка - Зима» с комментариями;

Художественно-эстетическая:  самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная логопедическая группа (6-7 лет)

5.

Цель:

Расширять представление детей о зиме, её признаках. Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы

6.

Задачи:

- учить детей отгадывать загадки;
- развивать творческое воображение, слуховое и зрительную память, фантазию и связную речь;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, сопереживать животным и птицам, оказывать им посильную помощь.
 

7.

Планируемые результаты:

- ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, рассуждает.

- ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Центр познавательной активности: ноутбук, презентация «Зимушка - Зима», иллюстрация зимы, животных, птиц.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах

Опытно-исследовательская деятельность с разными оптическими приборами и приспособлениями; знакомство детей с новым видом оформительского искусства – витражом: рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с историей возникновения витражного искусства.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

30 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением солнечной системы).

В.: Ребята, сегодня произошло крушение неопознанного летающего объекта с неизвестной планеты и найден черный ящик с информацией. Хотите ли вы быть участниками эксперимента по расшифровке черного ящика, чтобы узнать, что же случилось на неизвестной планете. Прикрепите визитки со своими именами.

(Дети находят визитки со своими именами и прикрепляют их).

В.: Ребята возьмите зеркала и по отражению проверьте, правильно ли вы нашли свои визитки.

(Посмотрев в зеркало, дети не могут прочитать свое имя – изображение перевернуто).

В.: Объясните, почему так происходит.

(Дети приходят к выводу, что зеркало перевернуло изображение).

 

1.2

Мотивация деятельности детей

В.: Дети, вы хотите узнать, что находится в этом черном ящике?

(Дети открывают «черный ящик» и находят записку: записка написана с помощью копировальной бумаги, положенной красящим слоем вверх).

В.: Ребята, как мы можем прочитать записку? (Дети предлагают свои варианты, которые проверяют экспериментально). Воспитатель помогает прочитать записку: «Сердце планеты погасло. Исчезли цвета. Все стало белым, Спасение в книге Древних, но надписи тоже исчезли, Помогите!».

 

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В.: Почему исчезли цвета, как вы думаете? (Примерные ответы:Планету покрасили белым; покрылись пылью; грязью; заколдовал волшебник; наступила ночь).

В.: Хотите провести исследования? Где это мы с вами сможем сделать?

Д.: В нашей лаборатории.

(Дети надевают халаты и проходят центр экспериментирования)

 

II.

Основная часть:

Презентация ситуации.

Выявление проблемы.

Выявление проблем экспериментирования, обсуждение полученных результатов.

Систематизация информации о витражах.

Продуктивная деятельность.

22 мин.

 

В.: Но прежде, чем мы приступим к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории (Примерные ответы:

     Не шуметь и не мешать друг другу.

     Аккуратно обращаться с предметами, посудой.

     Помнить, что стеклянная посуда может легко разбиться, осколком  поранишь руки.

Не брать в рот пальцы, не тереть глаза руками).

В:  Проверьте, все у вас готово к исследованию? (Примерные ответы: Все готово. Можно приступать к исследованию).

В.: Ребята, хотите провести эксперименты?

(На столе все цвета красок)

В.: Какими цветами окрашен наш земной шар? (Воспитатель обращает внимание на глобус).

В.: Ребята, может у нас на планете смешались все цвета? Хотите проверить, возьмите палитру и краски.

(Детям предлагается попробовать смешать все цвета красок: получится грязный цвет).

В.: Подумайте, какой можно сделать вывод? (Примерные ответы:простым смешиванием красок белый цвет получить нельзя, значит, цвета не смешались между собой).

В.: А может земля стала быстро вращаться? Представьте, что это Земля, попробуйте вращать.

В.: Подумайте, какой можно сделать вывод?(Примерные ответы:При очень быстром вращении цвета сливаются и становятся почти белыми).

В.: Земля не может так быстро вращаться, не будет жизни на Земле.

В.: В записке говорилось о книге Древних, а может быть там, есть ответ на наш вопрос?

(Дети достают свиток и видят, что он белый: текст написан лимонным соком).

В.: Как вы думаете, как можно прочитать это послание?

В.: Опустим письмо в лоток, в нем вода с йодом. Буквы проявились, их можно прочитать.

Текст страницы Книги Древних: «Сердце планеты оживет, если его раскрасить в разные цвета с соблюдением обязательного условия:

1-е – ни в коем случае не дотрагиваться!

2-е - раскрасить нужно геометрическими фигурами и растительными элементами».

(Воспитатель достает из ящика светильник в виде жемчужины).

В.: Это «сердце планеты», оно белое.

В.: Как раскрасить не дотрагиваясь?

(Дети предлагают посмотреть через цветные стеклышки, посветить лазерным лучом).

В.: Саша, каким цветом стала планета? (Синим) А у тебя Ксюша? (Красным) Настя, а ты видишь, что планета стала синяя и красная? (Нет).

В.: Почему, сделайте вывод. (Примерные ответы:только видно тому, кто смотрит сквозь стекло, для других – ничего не изменилось).

В.: А лазерным лучом можно окрасить всю планету, и станет ли она цветной?(Примерные ответы:Нет)

В.: Почему, сделайте вывод. (Примерные ответы:лазерный фонарик окрашивает только в красный цвет и очень маленькую точку).

(Дети предлагают включить проектор и вставлять разные стеклышки, получим окрашивание белого предмета).

В.: Но есть еще и второе условие: как получить геометрические фигуры и орнамент?(Примерные ответы:Нарисовать; сделать витраж.)

В.: Давайте вспомним, что такое витраж?(Примерные ответы:Рисунок из окрашенных стекол).

В.: Когда-то, много веков назад, художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло – так появился первый витраж. Все детали, каждый кусок стекла скрепляли между собой прокладками свинца. Окрашивали стекла в тех же печах, где плавилась стеклянная масса. В зависимости от температуры одна и та же краска давала разные оттенки цвета. Раньше роспись была по цветному и обычному стеклу. В наше время появились витражи из цветных пластмасс. Не всегда они соединяются свинцом. Часто их наклеивают на прозрачную основу и прижимают сверху вторым прозрачным листом. Получается так называемый пакетный витраж. Сейчас витражи применяют для украшения стен, используя искусственную подсветку. Мы можем тоже изготовить витражи сами, хотите?

В.: Для того, чтобы оживить сердце планеты, выполним главное условие Книги: цвета радуги, геометрические фигуры, растительный орнамент.

(Каждый ребенок приступает к витражной росписи пленки).

 

III.

Заключительная часть

Заключительный этап решения проблемы.

Выдвижение новых проблем.

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В.: Соединив все расписные рамки, создадим круг, внутрь которого и поместим «источник жизни» Соединенные рамки с росписью искусственно подсвечиваем и видим пробуждение жизни в «источнике» (Зажигается светильник). (Светильник горит разными цветами – подсветка витражей изнутри. Звучит космическая музыка. Запись биения сердца.)

В.:  Дети, проблема решена?(Примерные ответы:Планеты ожила, мы ее спасли).

В.: Давайте подумаем, как мы доставим витражи на планету?

В.: Я хочу подарить вам подарок. (Вносит шары зеленого цвета). Представьте себе, что это наша зеленая планета, давайте сохраним ее такой же чистой и красивой. Ведь если не будет у нас чистой планеты, то не будет и таких красивых и умных, а главное здоровых детишек как вы, обнимите ее и берегите.

Воспитатель читает стихотворение «Спасем планету от беды».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo_od_zimushka_-_zima.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Загадки Зимушки - Зиме»

Образовательная область: «Познавательное»

Форма организации деятельности: занятие

Возрастная группа: подготовительная  (6-7 лет)

Еремеева Елена Петровна

воспитатель второй речевой группы «Непоседы»


Образовательная деятельность (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Еремеева Елена Петровна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательная

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Музыкальная

Изобразительная

Восприятие художественной литературы

4.

Форма организации

Занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

«Загадки Зимушки - Зиме»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба помочь решить проблему.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

- решение проблемных ситуаций;

- диалоговая беседа;

- рассматривание слайдов презентации «Зимушка - Зима».

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- рассмотрение иллюстраций;

- чередование видов деятельности;

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;

- самоанализ;

- обсуждение полученных результатов.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативная: диалоговая беседа.

Познавательное: рассматривание слайдов презентации «Зимушка - Зима» с комментариями;

Художественно-эстетическая:  самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная логопедическая группа (6-7 лет)

5.

Цель:

Расширять представление детей о зиме, её признаках. Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы

6.

Задачи:

- учить детей отгадывать загадки;
- развивать творческое воображение, слуховое и зрительную память, фантазию и связную речь;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, сопереживать животным и птицам, оказывать им посильную помощь.

7.

Планируемые результаты:

- ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, рассуждает.

- ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Центр познавательной активности: ноутбук, презентация «Зимушка - Зима», иллюстрация зимы, животных, птиц.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах

Опытно-исследовательская деятельность с разными оптическими приборами и приспособлениями; знакомство детей с новым видом оформительского искусства – витражом: рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с историей возникновения витражного искусства.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

30 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением солнечной системы).

В.: Ребята, сегодня произошло крушение неопознанного летающего объекта с неизвестной планеты и найден черный ящик с информацией. Хотите ли вы быть участниками эксперимента по расшифровке черного ящика, чтобы узнать, что же случилось на неизвестной планете. Прикрепите визитки со своими именами.

(Дети находят визитки со своими именами и прикрепляют их).

В.: Ребята возьмите зеркала и по отражению проверьте, правильно ли вы нашли свои визитки.

(Посмотрев в зеркало, дети не могут прочитать свое имя – изображение перевернуто).

В.: Объясните, почему так происходит.

(Дети приходят к выводу, что зеркало перевернуло изображение).

1.2

Мотивация деятельности детей

В.: Дети, вы хотите узнать, что находится в этом черном ящике?

(Дети открывают «черный ящик» и находят записку: записка написана с помощью копировальной бумаги, положенной красящим слоем вверх).

В.: Ребята, как мы можем прочитать записку? (Дети предлагают свои варианты, которые проверяют экспериментально). Воспитатель помогает прочитать записку: «Сердце планеты погасло. Исчезли цвета. Все стало белым, Спасение в книге Древних, но надписи тоже исчезли, Помогите!».

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В.: Почему исчезли цвета, как вы думаете? (Примерные ответы:Планету покрасили белым; покрылись пылью; грязью; заколдовал волшебник; наступила ночь).

В.: Хотите провести исследования? Где это мы с вами сможем сделать?

Д.: В нашей лаборатории.

(Дети надевают халаты и проходят центр экспериментирования)

II.

Основная часть:

Презентация ситуации.

Выявление проблемы.

Выявление проблем экспериментирования, обсуждение полученных результатов.

Систематизация информации о витражах.

Продуктивная деятельность.

22 мин.

В.: Но прежде, чем мы приступим к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории (Примерные ответы:

     Не шуметь и не мешать друг другу.

     Аккуратно обращаться с предметами, посудой.

     Помнить, что стеклянная посуда может легко разбиться, осколком  поранишь руки.

Не брать в рот пальцы, не тереть глаза руками).

В:  Проверьте, все у вас готово к исследованию? (Примерные ответы: Все готово. Можно приступать к исследованию).

В.: Ребята, хотите провести эксперименты?

(На столе все цвета красок)

В.: Какими цветами окрашен наш земной шар? (Воспитатель обращает внимание на глобус).

В.: Ребята, может у нас на планете смешались все цвета? Хотите проверить, возьмите палитру и краски.

(Детям предлагается попробовать смешать все цвета красок: получится грязный цвет).

В.: Подумайте, какой можно сделать вывод? (Примерные ответы:простым смешиванием красок белый цвет получить нельзя, значит, цвета не смешались между собой).

В.: А может земля стала быстро вращаться? Представьте, что это Земля, попробуйте вращать.

В.: Подумайте, какой можно сделать вывод?(Примерные ответы:При очень быстром вращении цвета сливаются и становятся почти белыми).

В.: Земля не может так быстро вращаться, не будет жизни на Земле.

В.: В записке говорилось о книге Древних, а может быть там, есть ответ на наш вопрос?

(Дети достают свиток и видят, что он белый: текст написан лимонным соком).

В.: Как вы думаете, как можно прочитать это послание?

В.: Опустим письмо в лоток, в нем вода с йодом. Буквы проявились, их можно прочитать.

Текст страницы Книги Древних: «Сердце планеты оживет, если его раскрасить в разные цвета с соблюдением обязательного условия:

1-е – ни в коем случае не дотрагиваться!

2-е - раскрасить нужно геометрическими фигурами и растительными элементами».

(Воспитатель достает из ящика светильник в виде жемчужины).

В.: Это «сердце планеты», оно белое.

В.: Как раскрасить не дотрагиваясь?

(Дети предлагают посмотреть через цветные стеклышки, посветить лазерным лучом).

В.: Саша, каким цветом стала планета? (Синим) А у тебя Ксюша? (Красным) Настя, а ты видишь, что планета стала синяя и красная? (Нет).

В.: Почему, сделайте вывод. (Примерные ответы:только видно тому, кто смотрит сквозь стекло, для других – ничего не изменилось).

В.: А лазерным лучом можно окрасить всю планету, и станет ли она цветной?(Примерные ответы:Нет)

В.: Почему, сделайте вывод. (Примерные ответы:лазерный фонарик окрашивает только в красный цвет и очень маленькую точку).

(Дети предлагают включить проектор и вставлять разные стеклышки, получим окрашивание белого предмета).

В.: Но есть еще и второе условие: как получить геометрические фигуры и орнамент?(Примерные ответы:Нарисовать; сделать витраж.)

В.: Давайте вспомним, что такое витраж?(Примерные ответы:Рисунок из окрашенных стекол).

В.: Когда-то, много веков назад, художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло – так появился первый витраж. Все детали, каждый кусок стекла скрепляли между собой прокладками свинца. Окрашивали стекла в тех же печах, где плавилась стеклянная масса. В зависимости от температуры одна и та же краска давала разные оттенки цвета. Раньше роспись была по цветному и обычному стеклу. В наше время появились витражи из цветных пластмасс. Не всегда они соединяются свинцом. Часто их наклеивают на прозрачную основу и прижимают сверху вторым прозрачным листом. Получается так называемый пакетный витраж. Сейчас витражи применяют для украшения стен, используя искусственную подсветку. Мы можем тоже изготовить витражи сами, хотите?

В.: Для того, чтобы оживить сердце планеты, выполним главное условие Книги: цвета радуги, геометрические фигуры, растительный орнамент.

(Каждый ребенок приступает к витражной росписи пленки).

III.

Заключительная часть

Заключительный этап решения проблемы.

Выдвижение новых проблем.

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В.: Соединив все расписные рамки, создадим круг, внутрь которого и поместим «источник жизни» Соединенные рамки с росписью искусственно подсвечиваем и видим пробуждение жизни в «источнике» (Зажигается светильник). (Светильник горит разными цветами – подсветка витражей изнутри. Звучит космическая музыка. Запись биения сердца.)

В.:  Дети, проблема решена?(Примерные ответы:Планеты ожила, мы ее спасли).

В.: Давайте подумаем, как мы доставим витражи на планету?

В.: Я хочу подарить вам подарок. (Вносит шары зеленого цвета). Представьте себе, что это наша зеленая планета, давайте сохраним ее такой же чистой и красивой. Ведь если не будет у нас чистой планеты, то не будет и таких красивых и умных, а главное здоровых детишек как вы, обнимите ее и берегите.

Воспитатель читает стихотворение «Спасем планету от беды».


Еремеева Елена Петровна МАДОУ «Д/С №16». Оренбургская область, г.  Бугуруслан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...