Календарно-тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Календарно-тематический план разработан в соотвествии с требованиями ФГОС, возрастными требованиями детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому развитию детей № 27 «Кораблик» городского округа «город Якутск»
677000, Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Губина 3/1 (А), тел/факс:21-82-30
Календарно-тематический план
Опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе на 2015-2016 учебный год
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Значение и оснащение уголков экспериментирования в старшем дошкольном возрасте
Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла;
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
- Природный материал;
- Разные виды бумаги;
- Красители: пищевые и непищевые;
- Медицинские материалы;
- Прочие материалы.
(Данный пункт разработан на основе статьи Г. П. Ткгкшевой, А. Е. Чистяковой «Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольная педагогика» (Зима -2001)
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Перспективное планирование по элементарной исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | Тема | Цель | Вывод |
сентябрь | Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка» | Познакомить детей со свойствами песка. | Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. |
октябрь | Проект «Секреты подсолнечного масла» | Расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека. Познакомить со свойствами масла. | Бумага впитывает подсолнечное масло. Подсолнечное масло не растворяется в воде. Масло полезно для человека. |
ноябрь | Элементарная исследовательская деятельность «Таяние снега» | Познакомить детей со свойствами снега. | Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду. |
Декабрь | Элементарная исследовательская деятельность «Прозрачность льда» | Познакомить со свойствами льда. | Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен» |
январь | Элементарная исследовательская деятельность «Зависимость состояния воды от температуры» | Закреплять представления о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха. | Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое. |
февраль | Элементарная исследовательская деятельность «Лёд – твёрдая вода» | Познакомить детей со свойствами воды. | Лёд и снег – это тоже вода. |
март | Проект «Как растёт лук?» | Развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей | Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода. |
апрель | Элементарная исследовательская деятельность «Весёлые кораблики» | Уточнять, из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево…) Развивать умения выявлять различные свойства предметов (тонет - не тонет…) | Независимо от размера металлические предметы тонут. Дерево, пластмасса – плавают. Бумага плавает пока не размокнет. |
май | Элементарная исследовательская деятельность «Солнечный зайчик» | Выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов | От блестящих предметов свет отражается, т.е. можно «поймать» солнечного зайчика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"
Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...
Календарно-тематические занятия в ОО "Физическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)
В документе собраны физкультурные занятия для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет на 2020 - 2021 учебный год с использованием методической литературы автора Л. И. Пензулаевой &qu...
Календарно-тематические занятия в ОО "Физическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)
В документе собраны занятия по физической культуре для детей подготовительной к школе группы 6 - 7 лет на 2021 - 2022 учебный год на основе методической литературы автора Л. И. Пензулаевой...
Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста «Роль тепла в жизни растений»
quot;Роль тепла в жизни растений"...
Календарно-тематический план на тему "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста
День Победы-самый главный праздник нашей страны! Но это и самый трудный для детского понимания праздник. Чтобы тема Великой Победы стала понятна детям дошкольного возраста, была проведена большая пред...