"Зимние посиделки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИТЬ
"ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ"
(Образовательная область "Познание")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юдина Н.А - воспитатель
частное общеобразовательное учреждение
"Начальная школа - детский сад №64
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ"
(Образовательная область "Познание")
Возраст: старшая и подготовительная подгруппа.
Цель: формирование представления о культуре народного творчества.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок;
- расширить словарный запас детей;
Воспитательная:
- развитие интереса к русским традициям;
Развивающая:
- развитие зрительной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Материалы и оборудование:
Домотканые дорожки, скатерти белые, веретено, прялка, овечья шерсть, самовар, свечи, лавки, изделия прикладного искусства, полотенца, салфетки, платочки, русский костюм для Хозяюшки, настольная игра, аудиозаписи, музыкальный центр.
Словарная работа.
Завалинка, светелка, посиделки, лучина, хоровод, рукодельница, прялка, светец, кадка.
Конспект организованной образовательной деятельности
Оформление зала:
Зал оформлен под русскую горницу: пол покрыт домоткаными дорожками, у окна - стол с белой скатертью, вышитой русскими узорами, самовар, горят свечи. У другого окна - прялка с куделью и двумя веретенцами с намотанными нитками. По обеим сторонам столы - лавки, часть стены оформлена изделиями прикладного искусства: расшитые полотенца, скатерти, вышитые и вязаные салфетки, платочки и др.
(Звучит спокойная напевная мелодия. Детей встречает Хозяйка в русском народном костюме. Музыка стихает, в зал входят дети.)
Дети (стучат в "избу"): Добрый вечер, добрым людям!
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные!
Дети: Здравствуй, Хозяюшка!
Хозяюшка: Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Всем ли место хватило?
Дети: Пришли мы узнать, как вы живете, небось скучаете?
Хозяюшка: Некогда мне скучать. Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага.
Праздник не безделья, а искусного рукоделья!
А как шили - вышивали, так и песни напевали.
Песни пели от души, песни были хороши!
Весело поётся - весело прядётся.
Хозяюшка: Послушайте внимательно, отгадаете загадки, а отгадки вы найдете в моей горнице.
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто - к доске привязали!
(Прялка.)
-Что это: чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть!
- С овечки её остригли, после расщипали, а после…
(Чесали.)
- Чем оно больше вертится, тем толще становится.
(Веретено.)
Хозяюшка показывает детям веретено.
Веретено - главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.
Подарил мне батюшка чудо - веретёнышко, серебристое донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,
Мне и весело, и жарко, я - то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою..
Дети: Так и мы Хозяюшка умеем петь и плясать?
(Дети поют и танцуют «На горе то калина")
Русская народная хороводная песня "На горе - то калина".
1. На горе- то калина, под горою- то малина!
Ну что, кому дело, малина! Ну кому какое дело, малина!
2. Там девицы гуляли, там красные гуляли!
Ну что ж, кому дело, гуляли. Ну кому какое дело, гуляли.
3. Калинушку ломали, калинушку ломали.
Ну что ж, кому дело, ломали. Ну кому какое дело, ломали.
4. Во пучок вязали, во пучок вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали, ну кому какое дело, вязали.
5. На дорожку бросали, на дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали. Ну кому какое дело, бросали!
Хозяюшка: Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутиться, а на веретено нитка ложится. Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали.
Светец - деревянный (или железный). Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом светцом обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своём будущем.
- В старину вечером избы освещали горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку - светец. словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованный, черный… А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину... Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.
- Есть у меня игра одна, называется «Путешествие в историю»
Игра «Путешествие в историю».
Цель игры:
1. Знакомство с историей развития транспорта (наземного, воздушного), осветительных и обогревательных приборов, одежды, жилища.
2. Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Правила игры
Вариант 1. "Как это называется?"
Играют 2-6 человек и ведущий.
Карточки выложены на столе картинками вверх в любом порядке, Ведущий называет то, что изображено на одной из карточек, например "Свеча". Тот, кто первым отыщет картинку с этим изображением, берет ее себе. Побеждает тот, кто будет иметь самое большое число картинок.
Вариант 2 " Сортировка"
Играют 2-4 человека и ведущий.
Карточки разложены на столе. Ведущий раздает игрокам по 1 карточке с изображением разных средств и предметов. Эта игра развивает произвольное внимание и зрительную память.
Например:
- автомобиль (наземный транспорт)
- трамвай (рельсовый транспорт)
- крейсер (водный транспорт)
- дирижабль ( воздушный транспорт)
- электродуговая лампа (осветительный прибор)
- русская печь ( обогревательный прибор)
- пещера (жилище)
По команде ведущего игроки должны выбрать из карточек, разложенных на столе, те, которые относятся к тому же типу транспортных средств и предметов, что и их собственная карточка. Побеждает тот, кто сделает это правильно и быстрее. Эта игра учит классифицировать и обобщать, выделять существенные признаки.
Вариант 3. "Сложи по порядку"
Играют 2-4 человека и ведущий.
Карточки заранее разложены по группам: наземный транспорт, рельсовый транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, осветительные приборы, обогревательные приборы, одежда, жилище.
По команде ведущего игроки должны разложить по порядку: от самых древних до самых современных. Начинать следует с красной стрелки и контролировать себя совпадением цветных кружков но стороне карточек (хронологический отсчет в обратном направлении можно начинать и с голубой стрелки). Побеждает тот, кто быстрее всех сложит свои карточки.
Эта игра развивает скорость мышления, умение классифицировать и обобщать.
- На такие посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли.
Хозяюшка: выходите, выходите, свою удаль покажите/
Русская народная игра "Челнок"
Ребята выбирают двух ведущих, один их них - челнок, другой - нить. Остальные участники игры встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить у другой.
Все поют:
Челнок бежит, земля дрожит,
Шьет, пошиваен. Дале посылает!
Со словами "дале посылает" челнок начинает бегать змейкой, пробегать через каждые ворота, а нить его догонять. Если нить догонит челнок прежде, чем он оббежит круг, то она становится челноком, а нить выбирается новый игрок.
Хозяюшка: Что за дива посиделки на Руси!
Так и хочется и вас, детишек, пригласить.
Вечерком зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном
Да совета у сердечка попросить!
- А совет простой - беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России. В знак благодарности каждому из вас подарю рисунок для раскрашивания - на нём изображена девушка с прялкой.
Дети благодарят Хозяюшку за подарок.
Хозяюшка: Приглашаю всех гостей выпить чай погорячей.
С пирогами! С кренделями! С любимыми ватрушками!
Хозяюшка приглашает всех госте к столу.
Литература
1. Иванцова Л.В. Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, посиделки, кукольный спектакль. М.:ИКЦ "МарТ"; 2009, 272стр.
2. Лободина Н.В. Комплексные занятия , 2-е издание, Издательство «Учитель», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного возраста "Зимние посиделки" в соответствии с ФГТ.
Непосредственно образовательная деятельностиь проводится для детей среднего дошкольного возраста в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские неде...
зимние посиделки.
Знакомство детей с народными праздниками....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»
Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...
Методическая раработка развлечения "Зимние посиделки"
Конспект музыкального развлечения...
«Зимние посиделки у Арины».
Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Воспитывать любовь к народной культуре....
«Зимние посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие у детей интереса к традициям и культуре своего народа.Формирование художественного вкуса ребёнка посредством фольклорного слова, народных песен и хороводов.Воспитание у детей духовной нравств...
Открытое занятие "Зимние посиделки".
Развлечение с использованием народных игр для детей старшего возраста. Сценарий развлечения составили: Краснопёрова И.В. (воспитатель), Новожилова О.В. (муз.руководитель)....