Конспект занятия в средней группе ДОУ «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие №28
Воспитатель: Идрисова А.М.
Тема «Птицы»
Программное содержание: Дать представление о внешнем виде, повадках, среде обитания, особенностях питания некоторых птиц. Уточнить названия этих видов птиц.
Учить устанавливать отношения сходства различия в парных картинках, идентифицировать их по одному признаку. Учить решать жизненные задачи реально и использовать знакомые приемы фантазирования.
Воспитывать эмпатийное отношение к птицам. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Предварительная работа: наблюдение за птицами (воробьи, вороны, синицы, снегири) во время прогулки. Чтение художественной литературы: рассказ «Гусь и журавль» К.Д.Ушинского, стих. «Что за птица?» В. Сутеева, стих. «Птичка» А. Кольцова, стих. «Летела ворона» Р.Сеф; загадывание загадок о птицах. Разыгрывание мини-сценки по стихотворению «Воробьишко». Д.и. «Где, чей домик?», д. и «Летает – не летает». Разучивание подвижной игры «Плавает, летает, прыгает», народной песенки «Ой, летали птички», пальчиковой гимнастики «Птички - невелички».
Оборудование: игрушечный птенчик; сюжетные картинки с изображением (деревенского дома и гнездышка под крышей, дерева и скворечника, леса и дупла, озера и хатки на островке посреди озера) и предметные картинки птиц (утка-кряква, воробей, скворец, дятел) для волшебной дорожки; сюжетные картинки, изображающие деревенский двор с домашними птицами; сюжетная картинка с изображением гнезда ласточки в теплом сарае; предметные картинки (ворона, голубь, сова, сорока, синичка, кукушка); предметные разрезные картинки с изображением птиц (гусь, курица, воробей, ласточка, синичка, дятел, кукушка, петушок, скворец, уточка) для игры «Части - целое».
Ход
1 часть
В: Ребята, вы слышите, какие-то звуки раздаются у нас за окошком. Что это за звуки?
(….Это пищит птенчик)
В: А как он пищит? (….Жалобно)
В: Давайте, я посмотрю, может с птенчиком что-то случилось?
(воспитатель возвращается с игрушкой птенчика)
В: Что же с птенчиком могло случиться? (он мог потеряться, выпасть из гнезда)
В: А чей это птенчик? Какой птицы? Мы можем догадаться?
(Птенчик маленький и нельзя догадаться, чей он)
В: Ребята, чтобы узнать, чей это птенчик, давайте выясним, где живут птицы. Отправимся в путь по волшебной дорожке и возьмем птенчика с собой. Может он вспомнит, где его дом и кто его мама.
2 часть
(На дорожке разложены лицом вниз картинки с изображением деревенского дома и гнездышка под крышей, дерева и скворечника, леса и дупла, озера и хатки на островке посреди озера).
Дидактическая игра «Волшебная дорожка»
В:
- По тропинке мы идем,
Маму птенчика найдем.
- А вот и первая остановка. Куда мы пришли? (воспитатель поворачивает первую картинку)
(Мы пришли к деревенскому домику)
- Живет ли здесь птичка?
- Как вы догадались?
- Что за птичка здесь может жить?
(ЗАГАДКА О ВОРОБЫШКЕ)
Чик – чирик! К зернышкам – прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей).
В: Так, кто здесь живет?
В: Рядом с человеком, под крышей домика может жить воробьиная семья.
- Какие еще птицы живут рядом с домом человека? (с порой на картинки можно выяснить, что под крышей дома может жить ласточка, во дворе живут куры, гуси..)
- Но птенчик говорит, что это не его домик.
- Отправляемся дальше.
- По тропинке мы идем,
Маму птенчика найдем.
- А вот и вторая остановка. Куда мы пришли? (воспитатель поворачивает вторую картинку)
(Мы пришли в сад).
- Живет ли здесь птичка?
- Как вы догадались? (В саду на дереве висит скворечник)
- Что за птичка здесь может жить?
(ЗАГАДКА О СКВОРЦЕ)
На шесте дворец –
Во дворце певец…! Кто это? (Скворец).
В: Так, кто здесь живет?
В: В саду в скворечнике живет семья скворцов. А кто построил им домик – скворечник?
- А почему человек хочет, чтобы в его саду жили скворцы?
- Какие еще птицы могут жить в саду?
В: Но птенчик говорит, что это не его домик.
- Отправляемся дальше.
По тропинке мы идем,
Маму птенчика найдем.
- А вот и третья остановка. Куда мы пришли? (воспитатель поворачивает третью картинку)
(Мы пришли в лес).
- Живет ли здесь птичка?
- Как вы догадались? (В лесу на дереве дупло)
- Что за птичка здесь может жить?
Пестрый, но не луг, в красной шапочке, но не гриб.
С крепким клювом, но не клест.
Лечит деревья как врач, но не грач. (Дятел).
В: Так кто здесь живет?
В: Дятла люди зовут лесным доктором. Кого лечит дятел?
- От кого спасает деревья дятел?
- Какие еще птицы живут в лесу?
- Где, кроме дупла, могут жить птицы? (Птицы строят себе гнезда. Показать картинку)
В:
- Но птенчик говорит, что это не его домик.
- Отправляемся дальше.
По тропинке мы идем,
Маму птенчика найдем.
- А вот и следующая остановка. Куда мы пришли? (воспитатель поворачивает следующую картинку)
(Мы пришли на озеро).
- Живет ли здесь птичка?
- Как вы догадались? (На островке стоит хатка)
- Что за птичка здесь может жить?
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка).
В: Так кто здесь живет?
В: Птенчик говорит, что это его домик.
В: Вернули ли мы птенчика домой?
- Так кто его мама?
- А кто сам птенчик? (утенок)
- А что умеет делать утенок ? (бегать, ходить, плавать)
- А все ли птички могут плавать?
- Давайте рассмотрим лапки утенка. Какие они? (Они широкие. На лапках есть перепоночки. Они помогают утенку плавать)
- А какие еще птицы могут плавать и живут возле воды?
В: Этих птиц называют водоплавающими.
Физминутка.
Игра «Плавает, летает, прыгает»
Выполнять имитационные движения и менять их при смене музыки. Если дети не смогут менять движения в соответствии с ритмом самостоятельно, воспитатель вначале показывает и напоминает, что чаще делает та или иная птица.
3 часть
(На столе лежат предметные разрезные картинки с изображением птиц (гусь, курица, воробей, ласточка, синичка, дятел, кукушка, петушок, скворец, уточка ).
Дидактическая игра «Части – целое». Предложить детям собрать разрезные картинки так, чтобы получилась реальная птица.
В: - Назови свою птичку. Что она умеет делать? Посели ее туда, где бывает ее домик.
(На ковре разложены составляющие волшебной дорожки: деревенский двор, сад, лес, водоем).
Итог:
В: Ребята, птицы всегда очень осторожные и когда к ним кто-то приближается – улетают. Почему они такие? (Они маленькие, их легко обидеть)
- А как нам подружиться с птицами? (Не подходить близко к их гнездам. В лесу можно только слушать пение птиц. Не пугать их. Зимой подкармливать птиц. Строить для них кормушки, скворечники).
- Вот такой скворечник построил мальчик Вова со своим папой и повесил его в парке. В скворечнике поселились скворцы. Вечером они долго пели у своего скворечника. О чем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....
Конспект занятия для средней группы: "Перелетные птицы"
1. Название конспекта2. Задачи.3. Ход занятия:- Кинессилогия- Мотивация- Элемент сюжетно-ролевой игры- Словарная работа- Разные виды игр и упражнения- Вопрсы детям- Загадки- Релаксация4. Итог....
Конспект занятия в средней группе «Покормите птиц зимой»
Программные задачи: Учить распознавать птиц: воробья, синицу, снегиря, расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношени...
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
Дать знания детям о зимующих птицах...
Конспект занятия для средней группы "Зимующие птицы".
Для работы с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы».
Познакомить детей с картой - схемой «Птицы». Закрепить понятия «перелетные» и «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Воспитывать заботли...
Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»
Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное представлени...