Конспект занятия по познавательному развитию "Осенняя пора"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Афанасьева Елена Ринатовна

Конспект занятия по познавательному развитию "Осенняя пора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Конспект занятия по познавательному развитию

             Рассказ-рассуждение на тему «Осенняя пора»

Цель: сформировать представление об осени как о времени года.

Воспитатель:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я...
(осень).

Дети отгадывают загадку.

-Правильно! Дети, какое сейчас время года?(Осень.)

- Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.(Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

-Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться н и загорать.

Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

- Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется? (Листопад.)

-Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?(Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.)

-А почему деревья сбрасывают листья? (Они так готовятся к зиме.)

-Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле. (На земле.)

-Как происходит сбрасывание деревом листа? (Ветер отрывает.)

-Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться? (Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.)

-Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки? (Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.)

-Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы знаете? (Птицы собираются стаями и улетают на юг.)

-Почему? (Им нечего есть.)

-Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет. (Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.)

-Как готовятся к зиме люди? Животные? (Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.)

-А дикие животные готовятся к зиме? Как? (Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.)

-Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы? (Да, ёж спит. Зимой у него могут завестись насекомые-паразиты, которые будут его беспокоить. Грибы и яблоки в норке будут преть, гнить и распространять запах, от которого все насекомые погибают. И ёжик спокойно спит всю зиму.)

-Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая? (Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.)

Воспитатель берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.

-Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать эти письма?

(Листок, листочек, листья.)

-Какие листья?

Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т.д. Дети называют листья.

-Образуйте родственные слова от слова «лист».

(Лист, листок, листик, листочек, лиственный, лиственница, листопад.)

Физкультминутка.

- Кто из вас был в выходные дни в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу? (рассказы детей)

-Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.

(Лесок, лесочек.)

-Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.

(Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.)

-Тропа в лесу какая? Как по-другому можно сказать это слово?

(Лесная. Тропа, тропинка, тропиночка, тропочка.)

-Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы, бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?

(Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная, покрыта пёстрым волшебным ковром.)

Игра «Подбери предмет»

Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?

Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;
осенняя – погода, ночь, одежда, сырость;
осеннее – небо, пальто, дерево, увядание;
осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.

 Подбор  глаголов  к слову «листья». Листья что делают?

(Желтеют, увядают, опадают, осыпаются, засыхают, расцвечиваются; под ногами шуршат, шелестят, шепчутся, перешёптываются...)

Итог. Дети, о чём мы сегодня говорили?

(Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.)

- Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем скоро наступит поздняя осень. Как в народе её называют?

( «Золушка в лохмотьях».)

-Я думаю, что мы хорошо отдохнули на лесной полянке, полюбили осень, почувствовали запах прелых листьев, их шелест, запах земли, цвет воздуха. Теперь можно и домой отправляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Унылая пора "(рисование по мокрому слою).

Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию во 2-ой младшей группе "Осень чудная пора"

Знакомство детей 2-ой младшей группы с временем года осень...

Конспект занятия по аппликации «Осенняя пора» в младшей группе.

В лесочке, где всталиБерёзки стеной,Пригнула я веточкуС жёлтой листвой.И кажется мне,(От волненья дрожу)Как будто я осеньЗа ручку держу.Коллективная работа "Осенняя пора". Конспект заня...

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия по аппликации «Зимняя пора», на сайте «Инфоурок», 10.01.2022

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия по аппликации «Зимняя пора», на сайте «Инфоурок», 10.01.2022...

Конспект занятия по речевому развитию "Пора в лесу весну встречать" 1 младшая группа

Цель: дать детям представления о весенних изменениях в природе.Программные задачи:Образовательная:- познакомить с обобщающим понятием «дикие животные»;- активизировать и расширять сло...