Конспект методической разработки занятия совместной деятельности по развитию речи в средней группе детского сада
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
«Составление описательного рассказа Поздняя осень с элементами мнемотехники».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Составление описательного рассказа Поздняя осень с элементами мнемотехники | 50.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект методической разработки занятия совместной деятельности по развитию речи
в средней группе детского сада
I. Тема занятия: «Составление описательного рассказа Поздняя осень с элементами мнемотехники».
II. Вступительная часть конспекта (преамбула)
1. программа, используемая в системе образовательно-воспитательной работы детского сада « От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е.)
2. индивидуальные и возрастные особенности воспитанников средней группы детского сада: в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
3. тема занятия взята в рамках календарно-тематического периода занятий ребёнка средней группы.
4. в тематике занятия используется следующая интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, творчески-художественно- эстетическое, речевое.
5. тип занятия: занятие построения системы знаний по в средней группе развития .
6. технологии занятия: занятие проблемного значения; игровые технологии развития; здоровьесберегающие технологии соблюдения здоровья ребёнка в детском саду.
7. время занятия: с 9.00- 09.15 (15 минут).
Цель занятия: закрепить знания детей об осени.
Задачи:
1. развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу;
2. развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание;
3. воспитывать культурно-гигиенические навыки, творческое воображение; умение вести коллективную работу по закреплению и уточнению полученных речевых знаний;
Рекомендации по использованию методической разработки конспекта: в любом типе ДОУ, при использовании на дополнительных занятиях в рамках ФГОС ДОУ
III. Методы обучения: по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные.
IV. Формы организации работы: игровая, индивидуальная.
V. Оборудование занятия:
Для воспитателя: Программа «От рождения до школы: (под редакцией Н.Е. Вераксы), книга «Дед Мороз и лето», музыка П.И. Чайковского.
Для детей: дидактические игры и игрушки в зонах, чистый коврик.
Подготовительная (предварительная работа): приготовление воспитателем и воспитанниками оборудования занятия: картинки, мнемосхема
Ход занятия
1. Организационный момент
- Какой сегодня день недели?
- Какой месяц по календарю?
- Какое сейчас время года?
- Ребята, вы помните, мы читали книгу "Дед Мороз и лето"? Дед Мороз никогда не видел лето, осень и весну. Он попросил написать ему письмо с рассказом об осени. А мы писать не умеем, как быть?
- Будем использовать символы, заменяющие слова.
2. Рассматривание картины :
- У нас есть картина, по которой мы будем составлять письмо. Какое время года изображено на картине?
- Представьте, что у вас в руках "кинокамера". Посмотрите на картину и скажите, что вы видите (по одному предмету).
- "Я вижу зайца" (дети называют, а воспитатель выставляет на доску карточки-символы) и т.д.
- Почему не видно бабочек и других насекомых?
- Кто еще ложится в спячку?
- Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем объединить все части.
(Соединяем две карточки и объясняем почему)
- "Я соединяю дерево и снег, потому что под деревом лежит снег".
(Дети встают в круг)
- Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в этом осеннем лесу.
- Что вы увидели?
- Что вы услышали?
- Понюхайте воздух, что вы почувствовали? Какой в лесу воздух?
3. Физминутка (на ковре)
Психогимнастика "Осенние листочки"
- А теперь влево покружитесь и в листочки превратитесь (под музыку кружатся, как листочки).
- "Сильный ветер вдруг подул
И листочки быстро сдул (воздушная струя).
Все листочки полетели
И на землю тихо сели" (ш-ш-ш).
- Теперь вправо покружитесь и в детишек превратитесь.
4. Работа с мнемотаблицей
- Ребята, я дома попробовала составить письмо Деду Морозу. Но сильный ветер разбросал все карточки. Необходимо собрать и выложить в таблицу.(Карточки со знаками и рисунками: вопрос, рисунок дерева, снега, реки, глаза, буквы Б и З, схема птиц и дня и ночи)
- О чем можно сначала рассказать? Например:
1)- Какое время года нарисовано на картинке?
2)- Осенью опадают листья.
3)- Выпадает снег.
4)- Река покрывается льдом.
5)- Некоторые животные впадают в спячку.
6)- Белка делает запасы на зиму.
7)- Заяц меняет шубку.
8)- Перелётные птицы улетают на юг.
9)- День становится короче, а ночь – длиннее.
5. Составление рассказа
- Расскажите об осени, используя таблицу (2 человека)
6. Вывод
- Готово наше письмо?
- Сможет Дед Мороз прочитать его?
Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?
- Что теперь надо сделать с письмом?
(Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).
Использованная литература:
1. «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
2. Учитель и инновации: идеи, опыт, практика: сборник методических материалов. Выпуск 5 /сост. М.М. Мединская, Н.П. Танина. – СПб.6 Скифия – принт, 2015. – 114 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада « Снежный хоровод».
Конспект занятия содержит игровой материал, позволяющий расширить знание детей о снеге, его свойствах и зимних явлениях природы. Словарная работа на занятии способствует пополнению словарного запаса д...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии Тема: «Дикие животные».
Методическая разработка по развитию речи...
Конспект заняти по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой".
Конспект занития по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой"....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"
Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Витамины"...