Экологический проект в подготовительной группе "Деревья осенью"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сухопарова Галина Николаевна

Цель проекта- формирование познавательно-исследовательских знаний и мений детей дошкольного возраста. Воспитание основ экологического сознания, гуманно-ценностного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект в подготовительной группе

"Деревья осенью"

        Александр Ляпин "Осень "

Тополя пожелтели, пожелтели берёзы,

И до пят распустили ивы жёлтые косы,

Гребешок - ветерок чешет голову клёна,

Как огонь, полыхает его пышная крона.

Пахнет сеном и хлебом, пахнет дымом под

вечер

Холодком потянуло от извилистых речек.

Опустели сада, и поля почернели,

И счастливые свадьбы во всю загремели,

Зачастили туманы, стали длинными ночи,

В край любимый пришла раскрасавица осень.

1.    Актуальность темы

Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.

 Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. В.А. Сухомлинский предлагал «…вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».

Перед государством, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.  Поэтому на современном этапе работы с дошкольниками всё больше внимания уделяется поисково – исследовательской деятельности. Учеными доказано, что развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. Особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. Оно вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, поэтому занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.

Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.

Идея создания проекта «Деревья осенью» возникла не случайно, а в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые расположены на групповом участке. Однажды я услышала рассуждения воспитанников о том, что «наша березка хорошо спасает нас в летний зной». С тревогой в голосе дети говорили о том, что было бы, если бы не было «русской красавицы» на нашем участке. Было принято решение заняться проектно – исследовательской деятельностью с детьми, понимая, что именно так можно воспитывать экологическое сознание.

Сегодня ребенок с любовью относится к «Своему дереву», а завтра эту любовь он перенесет на другие деревья, а затем и на всю природу в целом.

Творческая работа объединила всех: дошкольников, родителей, педагогов. В качестве эпиграфа к проекту выбрано стихотворение кубанского поэта Александра Ляпина «Осень».

2.     Тип проекта

  • По доминирующей деятельности – познавательный
  •  По времени проведения – краткосрочный
  • Участники проекта – дети подготовительной группы, педагоги, родители

3.    Цель и задачи проекта

Цель: Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.

Задачи:

       Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;

       Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;

       Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;

       Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;

 4.    Формы и методы работы

       С детьми – познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;

       С родителями – вовлечение их в образовательный процесс дошкольного учреждения, популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников, проведение совместных мероприятий (выставки, трудовые и экологические десанты и т.д.).

5.    Ожидаемые результаты

  • Расширение кругозора детей о растительном мире Создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности по проекту
  • Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии деревьев, а также повышение уровня их экологического сознания

6.    Продукт проекта – итоговое открытое занятие.

          7.    Сроки реализации15.09.16-30.10.16

План работы по подготовке проекта:

  • Постановка целей проекта на основе изученных проблем.
  • Разработка плана движения к цели (воспитатели и  методист обсуждают план).
  • Составление плана проекта.
  • Сбор, накопление материала.
  • Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  •  Открытое занятие.

Экологический проект «Деревья осенью»:

  • развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям;
  • способствует освоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • гармонично формирует разные виды отношения детей к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяли развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует воспитанию любви к природе Краснодарского края.

Содержание этапов проекта

Подготовительный, исследовательский, заключительный (обобщающий)

Подготовительный этап

Проводились беседы и занятия с детьми, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, собирали гербарий.  Вместе с родителями участвовали в акции «Посади дерево». Изготовили поделки из природного материала.

На занятиях по изобразительной деятельности организовали выставку «Деревья смотрят в озеро»», «Ветка рябины», «Золотая осень»,  «Придумай, чем может стать красивый осенний листок», «Букет осенних цветов». Выполнили коллективную аппликацию «Осеннее панно», «Наша клумба». На музыкальном занятии разучили хоровод «Березонька» и песню «Калинка».

Работа с детьми

Перед началом работы над проектом  «Деревья осенью» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:

  • Как зовут тебя, дерево?
  • Какого ты роста?
  • Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
  • Есть ли у тебя цветы?
  • Какие семена созреют на месте твоих цветов?
  • Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
  • Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

Работа с родителями

Организация выставки работ из природных материалов, совместное изготовление кормушек для птиц, участие в акции «Посади дерево».

Исследовательский этап

На данном этапе детям предлагается выбрать дерево, которое им нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в лесах нашего района.

Задание детям: познакомиться со своим деревом, подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги и руки, а дереву - листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые, друзья и соседи, а у дерева? Что растет рядом с ними? Кто к нему прилетает? Предложить детям понаблюдать за деревьями.

Пусть найдут  место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая кора - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева, как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле - уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства Можайского района.Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.

Занятия

Занятие 1. Заучивание стихотворения А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Занятие 2. «Деревья – наши друзья».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Как деревья готовятся к зиме» - экскурсия в осенний парк.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Игровая деятельность

Дидактические игры

«Собери дерево». Цель: дети должны составить на доске дерево из частей (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды).

 «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

«Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

«С чьей ветки детки?». Цель: ребенок с закрытыми глазами достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево.

«Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

Наблюдения и исследовательская деятельность

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Потешки, песенки

Береза моя, березонька

Береза моя белая,

Береза моя кудрявая!

Стоишь, ты березонька,

Стоишь ты, кудрявая,

Посередь долинушки;

На тебе, березонька, листья зеленые;

Под тобой, березонька, трава шелковая.

-Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

- Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

солнцем вызрела.

 

Плачет ивушки, осинки:

Осень листья рвет с ветвей.

У сосенки не слезинки –

Платье зелено на ней!

Художественно-продуктивная деятельность

Выставка: «Деревья смотрят в озеро»», «Ветка рябины», «Золотая осень»,  «Придумай, чем может стать красивый осенний листок», «Букет осенних цветов». Коллективная аппликация -  «Осеннее панно», «Наша клумба».

Чтение художественной литературы

«Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям.

«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Заключительный, обобщающий этап

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие «Деревья - наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья осенью» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

  • Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
  • Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
  • Любить свой край, любить природу!

Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологическому проекту в младшей группе «Осенняя березка»

Этот проект краткосрочный, информационно – исследовательский, расчитан на две недели, когда начинается золотая осень. К проекту разработаны семь приложений....

Экологический проект в подготовительной группе "Деревья осенью"

Идея создания проекта «Деревья осенью» возникла не случайно, а в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые расположены на групповом участке. Однажды я услышала рассуждения воспи...

Экологический проект в средней группе «Осень разноцветная».

Цель проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композици...

Квест по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Осеннее путешествие"

Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе....

Экологическая зарядка в подготовительной группе «Осенние листочки»

Цель: приобщение к бережному отношению к природе через физическую культуруЗадачи: развивать у детей положительное отношение к утренней гимнастике; развивать у детей интерес к новым физическим упражнен...