Конспект ООД "Кудесы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Богданова Елена Сергеевна

Конспект ООД по приобщению детей шестого года жизни к истокам русской народной культуры разработан с целью накопления и обогащения двигательного опыта детей через русские народные игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_domovoy_konspekt.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по приобщению детей шестого года жизни к истокам русской народной культуры.

Богданова Елена Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №172», г. Воронеж.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема: «Кудесы».

Цель: накопление и обогащение двигательного опыта детей через русские народные игры.


Задачи:
1. Приблизить детей к культуре наших предков через организацию русских народных игр.
2. Познакомить детей с народным праздником «Кудесы» (Ефремов день).
3. Формировать представления детей посредством пословиц, загадок, закличек о культуре своего народа, ее богатства и разнообразия.
4. Воспитывать основы духовности, патриотизма и нравственности у детей.

Материалы и оборудование: ООД проводится в русской избе.

Предварительная работа: посещение "Русской избы", разучивание пословиц, закличек, знакомство с русскими народными подвижными играми.

                               Ход образовательной деятельности.

Изба. Хозяйка избы, девушка Марья, мотает нитки в клубок. Под музыку дети приходят к Марье в гости.
Дети: Мир тому, кто в этом дому. Здравствуй, Марьюшка.
Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Я рада гостям, как добрым вестям! Добро пожаловать!
Дети: Марьюшка, полно дома сидеть, бежим скорей на улицу, будем веселиться, играть и резвиться.
Марья: Некогда мне. Надо бы нитки в клубок смотать.
Дети: А веселье делу не помеха, давай мы тебе поможем. Игра называется
«Клубок».
Игра-хоровод. Участники игры взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький, нитки аленьки.    
Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.
Нитка боле, боле, боле.
За клубочком погналась

И ниточка порвалась

Исполняя песню, игроки закручиваются в улитку, затем раскручиваются. Музыка прерывается все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг другу спиной и одновременно хлопая в ладоши поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.
Марья: Ой какая интересная игра! И поработали и поиграли. Как в народе говорят: сделал дело, гуляй смело! А какой клубочек у нас замечательный получился!
А я знаю очень интересную игру с клубочком в неё можно играть дома и на улице, но тогда вместо клубочка можно взять….
Дети: Мяч.
Марья: Выходи ,народ! Становись в хоровод!
Русская народная игра называется
«Ловишки с мячом!»
Участники игры встают в круг, передают друг другу мяч со словами:
Раз, два, три, мяч скорей беги
Четыре, пять, шесть вот он, вот он здесь!
Тот, у кого мяч на словах «здесь» окажется в руках, становится водящим.
Водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки! Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный выходит из игры. Если промахнулся, то из игры выходи водящий. Игра продолжается до последнего игрока.
Марья: Ох, устала я что-то, ребятки. Приглашаю вас в горницу. Посидим рядком, да поговорим ладком.
Дети проходят в избу, присаживаются на скамеечки.
Марья: Давайте вспомним, как в старину назывались такие собрания, когда люди ходили друг к другу в гости?
Дети: Посиделки.
Марья: Чем же занимались на посиделках, почему их так любили?
Дети: Было весело и интересно.
Марья: А какие были посиделки?
Дети: Рабочие – когда выполняли работу и праздничные – когда просто веселились. Такие посиделки устраивались в праздники.
Марья: А какие вы знаете народные праздники?
Дети: Рождество, Пасха, Масленица.
За печкой слышится шуршание и возня. Марья делает вид что ей послышалось.
Марья: На Руси много праздников существует – главных церковных и маленьких, которые связаны с какими-то поверьями и приметами. Любит русский народ работать, любит и отдыхать.
Вдруг падает кочерга.
Марья: Ой, батюшки, забыла!!!!!
Сегодня же Кудесы!
Знаете чей это праздник?
Слушайте загадку:
Тихо стало, ночь приходит
И уснули все давно,
Но по дому кто-то бродит,
Хотя дома и темно.
Шевелит в углу поленьем
Половицами скрипит
Что-же это за явленье
Кто-же ночью там не спит
И куда исчезли ножик, ложки, кочерга с метлой,
Это всё конечно сделал
Хитрый добрый….
Дети: Домовой.
Марья: Верно! Его в народе еще зовут «дедушкой», «хозяином». Сегодня в народе празднуется Ефремов день, Кудесы – «именины» домового. А что вы знаете о домовом?
Давайте составим его словесный портрет. Кто такой домовой? Во что он одет? Какого роста?
Дети: Домовой – хозяин избы. Он одет в обычный крестьянский костюм (штаны и рубаха), отличается от людей только маленьким ростом, да большой бородой (у домовых постарше).
Марья: Считается, что домовой – маленький весёлый старичок. Живет в избе за печкой, он очень не любит непорядка в семье и ссор, драчливых, ленивых и злых хозяев. Зато у людей хороших и трудолюбивых домовой изо всех сил создаёт уют и тепло. Считалось, что домовой сохраняет дом от пожара, потопа и различных пропаж, помогает найти потерянные вещи, а также выпроводить незваных гостей. Кроме того, дух дома являлся отличным нянькой для самых маленьких жильцов: он оберегал малышей от травм и ушибов, помогал убаюкать непосед вечером. А еще домовой очень любит пошалить. Как вы думаете как?
Дети: Спрятать что-нибудь.
Марья: Верно. И тогда мы говорим поговорку..
Дети: Домовой, домовой, поиграй да отдай!
Когда люди переезжали из одной избы в другую, домового обязательно забирали с собой: бросали лапоть, приговаривая: «Дедушка, садись в сани, поехали с нами!».
За печкой слышится стук..завывание…

Домовой: Я – дед домовой
Громко топну я ногой
Засвищу и застучу -
Всё вокруг расколочу!
Марья: Кудеса, Кудеса….Чудеса, чудеса…
В этот день домовой завсегда бывает злой.
Что ты ,что ты, Домовой!
Мы помиримся с тобой!
Ребятки, а как же нам можно помириться с Домовым, да еще и в такой праздник, в день его именин?
Дети: Угостить его чем-нибудь… Кашей, сладостями.
Марья: В старину в Ефремов день домочадцы задабривали домового – оставляли на столе или на загнетке печи горшок с кашей и обращались к нему с просьбами и пожеланиями.
- Хозяин-батюшка, побереги скотину.
- Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!
- Хозяин-батюшка, прими нашу кашу, и ешь пирога, да наш дом береги!

И с той поры домовой весь год был услужлив и смирен.
Марья ставит горшок с кашей на печь. Дети проговаривают слова.
Слышится довольное «чавканье»…
Марья: Домовой, выходи! На ребят погляди!
Мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим!
Домовой: Неее…Я вас боюсь! Вы меня не поколотите? Не жваркните?
Дети: Нет
Домовой: Не отлупите? Не отдубасите?
Дети: Нет
Домовой: И дряпать тоже не будете?
Марья: Да нет же!
Домовой выходит.. Оглядываясь с осторожностью по сторонам…
Домовой: Охти мне батюшки, охти мне матушки!!! Гостей-то сколько пожаловало! Друзья или знакомые?..А незнакомые – долго ли познакомиться?! Приходи сосед к соседу на веселую беседу!...Ооох…а с некоторыми водиться – что в крапиву садиться! Ну, что ж, всё равно хорошо, что пришли! Будет что рассказать, будет что вспомнить!
ОООх….беда-беда огорчение! А чем же мы гостей угощать-то, хозяюшка будем? Не красна изба углами, а красна пирогами! Мало угощения – гости подерутся! Пеки, Марья, пироги, да побольше, чтоб на всех хватило! А то скажут: ДОМ ХОРОШ, ДА ХОЗЯИН НЕ ГОЖ! А я пока развлекать гостей моих буду! Приглашаю детвору на веселую игру! Поиграем мы в «Змею»!!
Русская народная игра «Змея»
«Змея» ходит перед игроками со словами: 
Я змея, змея, змея, 
я ползу, ползу, ползу. 
Подходит к одному из игроков: 
– Хочешь быть моим хвостом? 
– Хочу! 
– становись за мной! 
Идут вдвоём: 
Я змея, змея, змея, 
я ползу, ползу, ползу. 
Подходят к другому игроку: 
– Хочешь быть моим хвостом? 
– Хочу! 
–Ползи! 
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. После этого «Голова змеи» ловит «хвост», образуя хоровод.
Приходит Марья: какой у вас весёлый дружный хоровод! Ребятки, пока моё угощение печется, давайте поиграем с нашим Домовым. Игра так и называется «Домовой».
Русская народная игра «Домовой»
 Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «домовой» становится в центре круга, закрывает глаза. Играющие хором громко произносят:
«Дедушка домовой
Мы хотим играть с тобой.
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!»
После слова «Гори!» домовой с закрытыми глазами должен прикоснуться к играющим. При этом играющие стоят на месте. Домовой должен найти как можно больше играющих.
Пока Домовой ищет играющих, Марья делает подсказки:
«Эх, морозище-мороз, отморозишь девке нос»
«Мороз не велик, а стоять не велит»
«Стужа, да мороз, на печи мужик замерз»
«Сосульки тают! Матушка весна – всем людям красна»
«Огонь! Сгоришь! Убегай пока не поздно».
Домовой, обращаясь к Марье: Вот, тетёха, недотёпа непонятливая!!! И в кого такая уродилась, Марьюшка?! Пироги, поди уж готовы, а ты заигралась тут… Ммм… А кому ж самый вкусный достанется???? А мы это сейчас выясним. Поиграем в игру, баранки-калачи, и кому «калач» достанется, тот и угостится вкусным пирогом!
Русская народная игра « Бай-качи…»
Бай, качи, качи, качи!        Последняя пара проходит через все воротца и
Глянь, баранки, калачи!     Встает впереди. То же самое делают следующие
Глянь, баранки, калачи          пары, пока звучит песня (как «ручеек»)
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи,
Все румяны горячи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.

Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).
Домовой хвалит победителя: О!!!Ну, хозяюшка угощая гостей!
Марья приглашает всех в горницу, угощает баранками: Гости, не стесняйтесь, баранками угощайтесь!
Домовой: Ой, спасибо, ублажили,
Баранками угостили.
Буду в доме вашем жить,
Буду дом ваш сторожить,
Буду дом оберегать,
Счастье буду привечать!
Марья: Спасибо тебе, домовой за заботу, за оберег моей избы! И вам, гости дорогие, спасибо за веселье и хорошее настроение!!! До свидания! Жду вас в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....