ТЕМА : «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Миронова Галина Анатольевна

конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ТЕМА : «УХОД  ЗА  КОМНАТНЫМИ  РАСТЕНИЯМИ.»

Цель: Научить  детей  правильно  ухаживать  за  комнатными  растениями.

Задачи : Учить  определять  по  состоянию  земли  и  листьев, какое  из  растений  требует  полива; делать   выводы.                                                Развивать  желание заботиться  об  окружающей,   природе, развивать  кругозор  детей ; Дать  знания  о  некоторых  комнатных  растениях.        Воспитывать  экологическую  культуру, бережного  отношения  к  окружающей  среде; воспитывать  чувство  ответственности  за  свои  поступки  по  отношению  к  природе.

Подготовка  к  занятию:                                                                        Перед  началом  занятия  я  проветриваю  групповую  комнату . Помощник  делает  влажную  уборку .Я расставляю  стульчики  на  ковре  по  количеству  детей, не  далеко  от  экологического  уголка .В  экологическом  уголке  расставляю  все  цветы  так,  чтобы  к  ним  можно  было  свободно  подойти. Рядом  с  уголком  ставлю  два  столика: на  одном  раскладываю  всё, что нужно  для  ухода  за  цветами ; на  втором  -  иллюстрации  комнатных  растений,  книга  -  путеводитель «Комнатные растения» , демонстрационная  таблица «Уход  за  комнатными  растениями».В  музыкальный  центр  ставлю  диск  с  подготовленной  музыкой .Рядом  со  столом  ставлю  мольберт. С  детьми  в  раздевалке  провожу  дыхательную  гимнастику.

Предшествующая  работа :       

        Рассмотрели  с  детьми  цветы  в   экологическом  уголке,  иллюстрации  цветов  в  книгах. Давались  задания  детям  под  контролем  взрослого  по  уходу  за  растениями .Провели  опыт  и  серию  наблюдений  за  луком – в  три  прозрачные  баночки  посадили  три  луковицы:                                      

           1 – вода + свет + тепло;                                                                                  2 – вода + свет + в  холод;                                                                        3 – сухая  банка + свет +тепло;                                                                Сделать  совместный  с  детьми  вывод: в  чём  нуждаются  растения. Игра  «Цветочный  магазин»  ( дети  делятся  на  продавцов  и  покупателей . Покупатель  должен  так  описать  выбранный  им  цветок, чтобы  продавец  сразу  догадался  о  каком  цветке  идёт  речь). Разучить  пальчиковую  гимнастику»Цветки»:

Наши алые цветки

Ладони соединить  лодочкой перед собой.

Распускают лепестки

Поочереди ,начиная  с  большого , развести  пальцы    в  стороны. Запястья  оставить  соединёнными.

Ветерок  чуть  дышит

Подуть  на  руки - «цветки»

Лепестки  колышет

Подвигать  пальцами  вперёд - назад

Наши  алые  цветки , закрывают  лепестки,

Поочереди  сложить пальцы , соединив  ладони  лодочкой

Головой  качают ,

Покачать  ладонями  вправо - влево

Тихо  засыпают

Положить  голову  на  сложенные  ладони

Игра  «Да – нет» (водящий  отгадывает  о  каком  цветке  загадали  остальные  дети  загадывая  вопросы , отвечать  можно  только  словами «да» или «нет».

Материал :

        Горшки  с  комнатными  растениями , кукла «домовёнок  Кузя» , иллюстрации с  комнатными  растениями , книга – путеводитель «Комнатные  растения» , демонстрационная  таблица  «Уход  за  комнатными  растениями» , три  лейки , ёмкость с  подготовленной  водой ,тряпочка , палочка (лопатка  или  грабли ), кисточка ,диск  с  музыкой.                                                              

  Организация  и  методика  проведения  занятия:                                         

Занятие  проводится  в  понедельник  утром (когда  цветы  ещё  не  политы ) Звучит мелодия  Моцарта  В. « Цветы» , дети заходят  в  группу  и  садятся  на  стулья  на  ковре , поставленные  полукругом .В  групповой  комнате  появляется  домовёнок  Кузя  и  читает  стихи:                                                                         На  моём  окошке  настоящий  сад!                                                        Крупные  серёжки  фуксии  весят.                                                                Лезет  финик  узкий – листики  свежи,                                                        А  у  пальмы  русской  листья  как  ножи!                                                Вспыхнул  угольками  скромный  огонёк.                                                                                   Весь  под  волосами  кактуса  пенёк.                                                                       Прыгают  синицы  под  окном  моим,                                                Радуются  птицы – ведь  приятно  им,                                                        Посмотреть  на  это  милое  окно,                                                                        Где  зимою – лето, где  цветов  полно!                                                                                                                                   ( Е. Благинина )        

 Кузя : Ой , беда , беда , огорчение!!! Хозяйство  не  ухожено  и  забыто , а  плачут – то  как , причитают !                                                            Воспитатель: Подожди , подожди , кто  ты  такой  и  кто  плачет ?Ничего  не  пойму .Ребята , а  вы  что-нибудь  понимаете ? (Ответы  детей )                               Кузя : Я Кузя - потомственный  домовой. А  плачут  у  вас … Вы что  ничего  не  слышите ? Совсем-совсем ?                                                    Воспитатель: Ребята , давайте  сделаем  тишину  и  послушаем .Слышите  что-нибудь ? (- Нет ,  неслышим )                                                               Кузя: Ну  как  же ,  вот  цветочек  стонет , и  вот … Вы  прислушайтесь … Ведь  они  не  молчат , разговаривают, … Повторяйте  все  за  мной …(Пальчиковая  гимнастика «Цветок» )                                                            Воспитатель: А  что  же  они  говорят , Кузенька ?                                    Кузя:( подходит  к  цветку  и   прислушивается ) Он  говорит , что  ему  очень  хочется  пить .Хорошо ,что  вовремя  успел , а  то  бы  они  совсем  засохли. Воспитатель :Ну  прямо  и  засохли  бы. Вон  деревья  стоят  на  улице  и  не  засыхают. Правда  ребята ? А  вы  знаете  почему ? ( - Их  поливает  дождик. Их  поливают  машины. У  них  корни  длинные  достают  глубоко  воду … и т.д ) Да , ребята , вода  для  растений  очень  важна , а  как  же  быть  с  комнатными  растениями ? ( -Их  нужно  поливать.) Правильно , комнатные  растения  нужно  поливать , но  не  только , им  нужно рыхлить  землю , чтобы  к  корням  поступал  воздух , нужно  протирать  листочки  от  пыли , чтобы  они  могли  дышать , а  некоторые ,которые  больше  остальных  любят  воду ,нужно  ещё  и  опрыскивать  водой. Посмотрите  на  картину  на  мольберте , тут  всё  показано:                                

                     «Уход  за  комнатными  растениями»                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                 Воспитатель: Кузя , а  ты  не  расскажешь  ребятам , как  правильно  поливать  комнатные  растения ?                                                                      Кузя: Я  ребята  про  запас, для  цветов  воды  припас.                                        Стала  тёплою  вода, для  цветов  не  холодна.                                                Эй, Андрейка, дай  мне  лейку!                                                                 Я  водички  наберу, огонёк  полью  в  жару!                                                Ну  попробуй  ты , Андрейка! Но  воды  не  много  лей-ка !                                Лишняя  вода  вредна, как  и  засуха - беда !                  

  Воспитатель: Подожди , подожди , Кузенька , мы  же  ещё  не  рассказали  ребятам  ,как  узнать , хочет  цветочек  пить  или  нет !                        

 Кузя: Ой , я  и  забыл ! Слушайте: если  вы  посмотрите  внимательно  на  цветок , то  всё  сами  поймёте – если  у  цветка  листочки  не  яркие , а  земля  в  которой  он  растёт  сухая , значит  его  нужно  срочно  полить. А  если  листочки  яркие  и  сочные , можно  потрогать  его  землю , она  может  быть  сухой , его  тоже  нужно  поливать. Кто  хочет  сам  проверить  какие  из  наших  цветов  хотят  пить ? ( 2-3  человека  желающих  отбирают  цветы  для  полива ).                          

 Воспитатель: Молодцы  , выбрали  цветочки , а  теперь  расскажите  ребятам  как  вы  их         выбирали ? ( Ответы  и  объяснения  детей  поочереди ). Ну , а  теперь  можно  и  поработать , сейчас  я  вам  покажу , как  нужно  поливать  цветы , а  потом  кто  захочет  мне  поможет.  Но  помните , что  лишняя  вода  вредна ! ( Дети  поливают  цветы  под  музыку  Ю. Антонова «Не  рвите  цветы»). Как  хорошо  вы  поработали,  из  леек  вода  текла  как  из  ручейка , а давайте  поиграем  в  игру  которая  называется «Ручеёк» (Дети  играют ).                                              

Кузя: Ребята , вы  любите  загадки ? Я  сейчас  вам  загадки , но не  простые , а  о  комнатных  растениях.  Постарайтесь  отгадать  их :                                                Хороши  веера  из  зелёного  пера,                                                                В  горшке  стоят – на  меня  глядят.                                                                                ( Пальма ).                                                                Есть  у  нас  зелёный  ёж,                                                                        На  окне  его  найдёшь,                                                                        На  моём  окошке,                                                                                Поселился  в  плошке.                                                                                                ( Кактус ).                                                                                А  теперь , давайте , поменяемся  местами : сейчас  каждый  из  вас  загадает  комнатное  растение , расскажет  мне  о  нём , не называя  его. А  я  по  рассказу  отгадаю  его и  назову. ( 4-5 загадок  детей ).                            Воспитатель: Как  хорошо у  вас  получается  загадывать  и  разгадывать  загадки , молодцы. А  теперь  садитесь  поудобнее , я  вам  покажу  очень  интересную  книгу , в  которой  есть  иллюстрации  новых , ещё  неизвестных  вам   комнатных  растений , я  вам  о  них  расскажу  и  покажу:                         БАЛЬЗАМИН: Родина  в  Средней  Азии.  Стебли  у  растения  ветвистые, толстые, полупрозрачные, сочные, гладкие. Цветут  очень  обильно, цветы  с  пятью  лепестками , бывают  довольно  разных  цветов.  Эти  цветы  не  любят  прямых  солнечных  лучей, и  любят ,особенно  летом, обильный  полив.  Он  имеет  несколько  ласковых  названий: Огонёк, Иванушка, Вечноцвет, Недотрога и Ванька-Мокрый.                                          БЕГОНИЯ: Насчитывает  множество  видов. Они  бывают  от  огромных  до  совсем  маленьких  .Цветы  бывают  одиночные большие  и  маленькие  в  соцветиях. Отличаются  яркостью  окраски  и  форм  листьев, их  величиной. СЕНПОЛИЯ: Родина - Южная  Африка, Узамбарские  горы. Стебли  сильно  укорочены, почти  без  стебля.  Листья  округлые, овальные, на  длинных  черешках.  Растения  сенполий  требуют  яркого , но  рассеянного  освещения. Поливают  равномерно, но  не  очень  сильно, опрыскивать  водой  не требует

 ЗИГОКАКТУС:  - Родина - Бразилия .Народное  название – «декабрист» , «раковая  шейка».Это  вечнозелёный  полукустарник , с  многочисленными  побегами , с  2 – 3  острыми  зубчиками  с  каждой  стороны.  Цветки  яркие , красные , цветёт  в  декабре.  Поливать  следует  ограниченно  , опрыскивают  водой.                                                                                                                             КАЛАНХОЭ : Распространено  в  Южной  Африке , Индокитае  и  других  странах. Это  растение – куст  или полукуст.  Листья мясистые , простые , зубчатые.  Многочисленные   цветки  в  соцветиях – гроздьях  с  разными  окрасками.  Жару  не  любит , поливать  умеренно.                                                                                 Кузя: Мне  очень  понравились  все  эти  растения.  Вот  вы  загадывали  загадки  про  них ,  а отгадайте , какое  растение  я  вам  загадаю ( загадывает  растение  Бальзамин , дети  отгадывают ).Мне  очень  нравится  это  растение.  Оно  стояло  на  окошке  в  доме  моей  бабушки , в  спальне , где  мама  рассказывала  мне  сказки.  Поэтому  я  его  очень  люблю.                                                        Воспитатель: Ребята , давайте  на  прощание  подарим  Кузе  такой  цветок – огонёк  если  ему  он  так  сильно  нравится. (  Давайте ! ). А  сейчас  мы  с  вами  вспомним , что  же  нового  мы  сегодня  узнали ? Что  вам  больше  всего  понравилось ? Ребята , Кузеньке  уже  пора  уходить  домой , да  и  нам  уже  пора  собираться  на  прогулку , а  вечером , если  захотите , можем  нарисовать  понравившиеся  вам  растения.                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....