Информационно- познавательный проект «Космическая Одиссея группы «Буквоешки»».
проект по окружающему миру на тему

Людмила Сергеевна Савочкина

Информационно- познавательный проект

«Космическая Одиссея группы «Буквоешки»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx170.91 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 города Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Подготовительная группа «Буквоешки».

Информационно- познавательный проект

«Космическая Одиссея группы «Буквоешки»».

                                                                                       

                                               г. Болотное

Актуальность: Когда-то миллионы детей нашей страны мечтали стать космонавтами и полететь к звездам. Многие из них добивались этого своим упорным трудом, отличной учебой в школе, стремлением быть первыми.

«На вопрос кем хотите быть? » 6-7 летние мальчишки чаще всего отвечали: «космонавтом». Сейчас таких ответов становится все меньше и меньше, современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети мало что знают о космосе. Но мы не должны забывать о том, что именно в нашей стране родился, рос и учился первый космонавт на Земле. Поэтому, в этот юбилейный год для космонавтики, хотелось бы сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике, о космосе, необычном и таинственном.

Цель  проекта: Формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы:

                                               - их расположение относительно Солнца;

                                               - орбиты движения планет;

                                                - зодиакальные созвездия.

Задачи проекта:

  • вызвать интерес к познанию космического пространства;
  • познакомить детей с историей развития  космонавтики;
  • познакомить с символикой некоторых созвездий;
  • познакомить со строением солнечной системы, сформировать первоначальные представления  о звездах и  планетах (их величине, о порядке расположения  относительно Солнца, некоторых особенностях);
  • привить любовь к родному краю, стране, планете;
  • расширить и активизировать словарь;
  • развивать воображение, творческое мышление,  внимание, память;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать речевое развитие детей,  навыки творческого рассказа;
  • воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Вид проекта: информационно-познавательный.

Тип проекта: краткосрочный.

Продолжительность: с11 апреля – по15 апреля.

Состав участников проекта: воспитатели, дети, родители.

Основные формы реализации проекта:

-игровая деятельность

-работа с познавательной литературой

-составление альбома

-продуктивная деятельность

-чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений

-изготовление макетов

-работа с родителями

-прослушивание песен

-просмотр презентаций, мультфильмов

-экспериментирование

-гимнастика пробуждения

-дыхательная гимнастика
Работа с родителями: Организация выставки совместных с детьми поделок или рисунков о космосе.

Этапы реализации проекта:

1этап.

-выявление первоначальных знаний детей о космосе;

- информация для родителей о предстоящей деятельности;

- подобрать литературу для рассматривания, чтения;

- подготовить картины, фото, плакаты;

- подобрать дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.

2этап.

-Проведение недели космоса в группе.

 -Работа с родителями по заданной теме.
- Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3этап.

-Организация выставки детских поделок.

- Организации выставки совместных работ (дети + родители) 

- Организация КВЕСТ- игры………..

Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».                                        
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.                 
4.  Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.

Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа «Что такое космос».
    Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

НОД

  1. Познание
    Тема: Хочу быть космонавтом.
    Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
    2. Коммуникация
    Тема: Нагибин Ю.М.  Рассказы о Гагарине. В школу
    Цель: познакомить  с биографией Ю.Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
    3. Конструирование
    Тема: «Космонавты у ракеты».
    Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
    4. Рисование
    Тема: Космическая фантазия. Техника цветной граттаж.
    Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж;
    5. Аппликация
    Тема: «Полет на Луну».
    Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
    6. Лепка
    Тема: «Космонавт в скафандре».
    Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Просмотр презентаций:

«Через тернии к звездам»;

«Зачем люди осваивали космос»;

«Юрий Гагарин»;

«12 апреля-День авиации и космонавтики» и т.д

Просмотр видеофильмов:

«Из чего это сделано.Космический скафандр»;

«Космонавтика. Как люди космос покоряли»;

«Жизнь космонавта. Документальный фильм»;

«Что и как едят космонавты» и т.д.

Прослушивание записи голоса первого космонавта Ю. А. Гагарина перед стартом, а также в полете.

Проведение  опытов и экспериментов:

 «Солнце и Земля»;

«Солнечная система»»;

«День и ночь»;

«Кто придумал лето»;

«Затмение солнца»;

«Вода  в скафандре»;

«Как появляются кратеры».

Рассматривание  иллюстрации из серии

 "Расскажите детям о космосе";

«Расскажите детям о космонавтике»;

Наглядно-дидактическое пособие «Космос»

Подвижные игры: (см. приложение1)

-«Ждут нас быстрые ракеты»

- «Космическая эстафета»

-  «Ракетодром»
-«Невесомость»                                                                              

 - «Солнышко и дождик»                                                                                      

- «Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры:

" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада  предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель:  формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры: (см. приложение №2)

- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее» 
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»

Найди тень»

- «Найди свою планету»

- «Маршрут ракеты»

Конструктивные игры:

- из деревянного конструктора «Космодром»

- из пластмассового конструктора «Космический корабль»

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. 
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»
-К. Булычёв. Тайна третьей планеты

-В. Медведев. Звездолёт Брунька

-В. Кащенко. Найди созвездия

-В. Бороздин. Первый в космосе

-В. Бороздин Звездолётчики

 -А. Леонов. Шаги над планетой Байконур

- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе .

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема  «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи  игра “ Скажи наоборот” 

 Работа с родителями:

Родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений в природе: домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала, а также:

  1. Папка- передвижка «12 апреля- День космонавтики»;
  2. Рекомендации для домашнего семейного чтения детям по теме «Космос»:  Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,

                              В. Кащенко «Созвездие драконов»,

                              П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,

                               Н. Носов «Грандиозный замысел Знайки»,

                              «Незнайка на Луне».

  1. Участие в конкурсе поделок из бросового материала «Необычные летающие аппараты».

Итог:

-Организация выставки детских поделок.

- Организации выставки совместных работ (дети + родители) 

- Организация КВЕСТ- игры………..

Приложение 1

Подвижные  игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет! 
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Приложение 2

Дидактические игры:

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.                                                                                                    

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас

Раз…(Меркурий)

Два…(Венера),

Три…(Земля),

Четыре… (Марс),

Пять… (Юпитер),

Шесть…( Сатурн),

Семь…(Уран),

За ним …(Нептун).

Он восьмым идет по счету,

А за ним уже потом,

И девятая планета под названием…(Плутон)!

 «Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Подбери созвездие».

Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/7134_8dfc4ea260a6dd6ef72d0626352e0d11.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/7134_e12fb892080eafe328b7a86c0674769b.jpg.jpg

  

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).

«Найди недостающую ракету»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/7134_8b06afaeb50fe236b2fbbfae9cbd9c92.jpg.jpg

«Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/7134_bca31377c22ab1d62d0d25aa17396f20.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательный проект для подготовительной группы "Профессии".

Информационно-познавательный проект «Профессии». 1. Разработчик: воспитатель Шейко Е. В. 2. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы (5-7лет), воспитатели, родители. 3. Образовате...

презентация информационно-познавательного проекта в старшей группе "Профессия парикмахер"

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных трудом предметов.  Углубленное из...

Информационно-познавательный проект в старшей группе «Почемучки-исследователи»

Информационно-познавательный проектв старшей группе«Почемучки-исследователи»...

Информационно-познавательный проект в старшей группе "Здоровое питание-залог здоровья!"

Здоровье– это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить.Однажды Сократа спросили:«Что является для человека наиболее ценным и важным в ж...

Краткосрочный, информационно - познавательный проект в подготовительной группе

Дети должны знать историю своего края, своего народа. Знать людей, которые прославили их малую родину. Родная культура должна стать частью души каждого ребенка.Для этого необходимо рассказывать детям ...

Краткосрочный информационно - познавательный проект в подготовительной группе на тему: " Этот фантастический Космос"

Краткосрочный познавательный проект в подготовительной группе на тему " Этот фантастический Космос"...