Конспект познавательного занятия в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Корхова Надежда Геннадьевна
воспитатель
МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение «Детский сад п.Уемский»
Конспект познавательного развития в старшей группе
Тема: «Деревья».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.
2. Закрепить обобщающее понятие “деревья”.
3. Обогащать словарь за счет слов: береза, клен, сосна, ель, дуб, ольха;
крона, корень, ветки, ствол, годовые кольца. Расширять познания детей о пользе деревьев
4. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес, из каких частей состоит дерево.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
- Дети, на нашем занятии сегодня мы поговорим о природе. А о чем именно отгадайте, задавая мне вопросы.
Вопросы детей: - Это небо? Это море? Это птица? Это дерево?
-Да, это дерево. Теперь отгадайте загадку: Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
2.Основная часть занятия.
Рассказ о частях, из которых состоит дерево.
(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).
- Назовите эти деревья (береза, клен, сосна, ель, дуб, осина…).
ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.
- Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона)
- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.
- Какую пользу приносят корни дереву?
КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
- Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых).
- Весной кора становится светлой, мягкой, нежной.
Осенью – темнее и тверже.
Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.
Определение возраста дерева по годичным кольцам.
Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева. Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву.
(Ответы детей).
-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.
Дети, какую форму имеют кроны деревьев?
КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев : дуба, березы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
А какие деревья растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
- Ребята, во время экскурсии в лес, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья?
Какого цвета бывают листья? (Слушаю ответы, показываю листья)
ЛИСТ – источник жизни на планете.
- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.
Игра «Узнай листок».
В «Чудесном мешке» листья разных деревьев, вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит, и крепят его на магнитную доску.
- Лист берёзы – берёзовый лист.
- Лист дуба – дубовый лист.
- Лист липы – липовый лист.
- Лист осины – осиновый лист.
- Лист клёна – кленовый лист.
- Лист рябины – рябиновый лист.
- Хвоя ели – еловая хвоя.
- Хвоя сосны – сосновая хвоя.
Игра «С какой ветки детки?».
Старичок - лесовичок предлагает детям с закрытыми глазами, на ощупь определить плод и сказать какому дереву он принадлежит. ( Угадав, дети крепят плоды к соответствующим листочкам на магнитной доске).
Старичок – лесовичок объявляет победителя и награждает его медалью «Знаток природы».
ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Руки как ветки, а мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем и резко опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки, и плавно помашем,
Так листья летят с высоты.
И как они лягут, мы тоже покажем-
Руки сложить мы должны.
Дидактическая игра “Четвёртый лишний”
- Клён, рябина, ель, тюльпан.
- Берёза, дуб, шиповник, тополь.
- Ель, смородина, рябина, дуб.
- Осина, липа, ель, клубника.
- Малина, клён, сосна, тополь.
Беседа о пользе деревьев.
Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
Деревья приносят большую пользу:
- их свежая зелень украшает города и селения;
- от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
- они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
- деревья дают древесину;
- они служат топливом;
- из дерева делают мебель, бумагу;
- плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
- деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
-Вот видите, сколько добра и пользы приносят нам деревья. Люди не могут обойтись без них. Деревья надо охранять и беречь. Они дают нам все для жизни и требуют от нас бережного отношения к себе.
Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)
-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
- не вырубать, не ломать деревья;
- не разжигать в лесу костры;
- не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
- поливать плодовые деревья, обкапывать их;
- вовремя обрезать, белить деревья в садах.
- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? О каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»
Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....
конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"
В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...
Конспект познавательного занятия в старшей группе по знакомству с национальностями "Земля - наш общий дом".
Конспект занятия о культуре народа республики Калмыкии....
Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».
Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...
Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"
«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождениемКонспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопрово...
Конспект познавательного занятия в старшей группе
Цель: формирование общих представлений о птицах.Программные задачи:1. изучить строение тела птиц;2. найти между ними сходство и различия;3....