Конспект познавательного занятия в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корхова Надежда Геннадьевна

тема "Деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тема "Деревья"21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Корхова Надежда Геннадьевна

воспитатель

МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение «Детский сад п.Уемский»

Конспект познавательного развития в старшей группе

Тема: «Деревья».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.

2. Закрепить обобщающее понятие “деревья”.

3. Обогащать словарь за счет слов: береза, клен, сосна, ель, дуб, ольха;

  крона, корень, ветки, ствол, годовые кольца.  Расширять познания детей о пользе деревьев

4. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес, из каких частей состоит дерево.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

- Дети, на нашем занятии сегодня мы поговорим о природе. А о чем именно отгадайте, задавая мне вопросы.

Вопросы детей: - Это небо? Это море? Это птица? Это дерево?

-Да, это дерево. Теперь отгадайте загадку: Весной веселит,

                                                                        Летом холодит,

                                                                        Осенью питает,

                                                                        Зимой согревает. (Дерево)

2.Основная часть занятия.

Рассказ о частях, из которых состоит дерево.

(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).

- Назовите эти деревья (береза, клен, сосна, ель, дуб, осина…).

  ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.

 - Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона)

- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

- Какую пользу приносят корни дереву?

 КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

  СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

  - Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего?  (от высыхания, от насекомых).

   - Весной кора становится светлой, мягкой, нежной.

    Осенью – темнее и тверже.

    Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.

 Определение возраста дерева по годичным кольцам.

 Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева. Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву.

(Ответы детей).

-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

 Дети, какую форму имеют кроны деревьев?

  КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев : дуба, березы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных   ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.

- Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

 А какие деревья растут в хвойном лесу?

-  Сосны, ели.

- Почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

 - Ребята, во время экскурсии в лес, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы  бывают листья?

   Какого цвета бывают листья?  (Слушаю ответы, показываю листья)

  ЛИСТ – источник жизни на планете.

- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

 

Игра «Узнай листок».

  В «Чудесном мешке» листья разных деревьев, вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит, и крепят его на магнитную доску. 

- Лист берёзы – берёзовый лист.

- Лист дуба – дубовый лист.

- Лист липы – липовый лист.

- Лист осины – осиновый лист.

- Лист клёна – кленовый лист.

- Лист рябины – рябиновый лист.

- Хвоя ели – еловая хвоя.

- Хвоя сосны – сосновая хвоя.

 Игра «С какой ветки детки?».

 Старичок - лесовичок предлагает детям с закрытыми глазами, на ощупь определить плод и сказать какому дереву он принадлежит. ( Угадав, дети крепят плоды к соответствующим листочкам на магнитной доске).

 Старичок – лесовичок объявляет победителя и награждает его медалью «Знаток природы».

  ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

               Руки как ветки, а мы как деревья,

               Теперь мы как будто в лесу.

               Мы руки поднимем и резко опустим,

               Так ветер сбивает росу.

               Чуть в стороны руки, и плавно помашем,

               Так листья летят с высоты.

                И как они лягут, мы тоже покажем-

                Руки сложить мы должны. 

Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

- Клён, рябина, ель, тюльпан.

- Берёза, дуб, шиповник, тополь.

- Ель, смородина, рябина, дуб.

- Осина, липа, ель, клубника.

- Малина, клён, сосна, тополь.

Беседа о пользе деревьев.

Как вы думаете, какую еще пользу  приносят  деревья?    (Ответы  детей. Дополнение, обобщение.)

Деревья приносят большую пользу:

  • их свежая зелень украшает города и селения;
  • от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
  • они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
  • деревья дают древесину;
  • они служат топливом;
  • из дерева делают мебель, бумагу;
  • плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
  • деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

-Вот видите, сколько добра и пользы  приносят нам деревья. Люди не могут обойтись без них. Деревья  надо охранять и беречь. Они дают нам все для жизни и требуют от нас бережного отношения к себе.

  Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы  детей. Дополнение, обобщение.)

  • не вырубать, не ломать деревья;
  • не разжигать в лесу костры;
  • не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
  • поливать плодовые деревья, обкапывать их;
  • вовремя обрезать, белить деревья в садах.

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья. 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. 

- Ребята, наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? О каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...

Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождениемКонспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопрово...

Конспект познавательного занятия в старшей группе

Цель: формирование общих представлений о птицах.Программные задачи:1.     изучить строение тела птиц;2.     найти между ними сходство и различия;3....