"Ель и сосна" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познание
«Ель , Сосна»
Подготовительная группа
Автор: Котельникова Марина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории,
МБДОУ №7 «Незабудка»
Тем :Ель и сосна."
Цель: закрепить и углубить знания обучающихся о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
Задачи:
1.- формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;
2.- развивать речь обучающихся через составление связных рассказов, образование множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много»;
3.- развивать мелкую моторику, способность к творчеству;
4.- воспитывать экологическое мировоззрение, способность радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Ход: на экране показ слайдов про лес
Звучит музыка « Ёлочке не холодно зимой» из мультф. Маша и медведь.
– Ребята к нам в гости кто то пришел ,а кто узнайте по загадке
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Рассказ педагога с проблемными вопросами:
-Все загадки о прекрасном дереве А какое дерево является самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом городе и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях и узнаем от кого и почему их надо беречь.
- Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь?
- Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).
- Сосна и ель друг на друга похожи.
- Чем? (Ответы детей).
У них есть иголки и они круглый год зеленые.
( показ слайдов елочки и сосны )
Упражнение на сравнение «Иголочка»
- А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:
Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.
- Взгляните на эти две картинки на слайде.
- Какая из этих веток сосновая, какая еловая?
- Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).
Рассказ педагога:
Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ на слайде), а это шишка сосны (показ на слайде). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.
Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».
- Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Дидактическое упражнение на развитие речи «Один-много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей
Сосна – много сосен.
Хвоя – много хвои.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
Рассказ воспитателя:
Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок
- Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева?
- Кому очень нужны шишки?
(Ответы детей).
Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ на сладе). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.
Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные.
Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.
Музыкальная пауза
Танец « Елочек» под музыку в мире животных
- Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев?
- Какая?
Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Вот почему в городе садят деревья
- Давайте подумаем, почему?
- Чистый ли в городе воздух?
- Чем он загрязняется?
- А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).
Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.
Игра «Сказка про елку»
Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.
«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.
Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)
Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»
Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга.
Беседа с проблемными вопросами:
-Ребята, как можно сохранить елочки и сосны во время новогодних праздников?
(Ответы детей. Да, можно купить искусственную ель или нарядить живую ель во дворе).
- И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат елочки и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
Выходит Маша ( девочка)с песней « Ёлочке не холодно зимой»
Рисование по теме «Новогодняя елочка»
-Ребята, а теперь нарисуйте каждый свою елочку (Дети рисуют .).
Итоги. Беседа
- Чем отличается ель от сосны?
- Какова польза хвойных деревьев?
- Почему их нужно беречь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Сравнительное наблюдение веток ели и сосны"
Материал рассказывает об особенностях хвойных деревьев, учит детей находить различия между ними....
Рисование по теме "Королева леса-сосна"в подготовительной группе.
Рисование сосны в подготовительной группе....
«Сосна» рисование в подготовительной группе
По мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова "Сосна" ( нетрадиционная техника - рисование молью)...
Конспект занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по рисованию на тему: Сосна (Рисование гуашью)
Конспект занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по рисованию на тему: Сосна (Рисование гуашью)...
Презентация занятия по развитию речи в подготовительной группе с нарушением зрения. Тема "Описательный рассказ по предметной картине "Сосна"
В данной презентации представлен краткий план-конспект речевого занятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения....
Конспект НОД по рисованию «Елка и сосна» для детей подготовительной группы
ОО: «Художественно-эстетическое развитие».Цель: активизация творческого потенциала детей с помощью различных художественно-изобразительных методов.Задачи·...
Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные леса». Ель, сосна. Наблюдения за хвойными деревьями
Цель:Систематизировать знания детей о хвойных деревьях: ели и сосны.Задачи:Продолжать знакомить детей с хвойным лесом.Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.Разви...