Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
в процессе детского экспериментирования
«Расскажи — и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму»
Китайская пословица
В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, внедряются новые формы и методы работы с детьми дошкольного возраста.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые он осваивает совместно со взрослым.
В ФГОС ДО выделены основные принципы дошкольного образования (п. 1.4.), среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Согласно Стандарту одна из видов детской деятельностей – познавательно-исследовательская – имеет в своей основе «исследования объектов окружающего мира и экспериментировании с ними» (п. 2.7.).
Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность проявить свою любознательность (почему, зачем, как), практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять и упорядочивать свои представления о мире.
Дети – прирожденные исследователи, они очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Детское экспериментирование выступает как метод обучения и как форма организации педагогического процесса, и как один из видов познавательной деятельности детей и взрослых. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством взрослого. Затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую их среду для самостоятельного воспроизведения полученных знаний. В нашем детском саду педагоги успешно реализуют познавательно-исследовательскую деятельность согласно психолого-педагогическим условиям. Если в младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, то в старшем – воспитатель создает условия и руководит познавательной деятельностью. В этом случае возможно «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка…» (п. 3.2.1. ФГОС ДО). Педагоги разрабатывают перспективный план c усложнением задач и способов преобразования объектов и проводят эксперименты с дошкольниками по следующей структуре:
постановка проблемной ситуации, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка предположений (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
формулирование выводов (как получилось).
Т.к. в дошкольном возрасте, при обследовании предметов, необходимо задействовать как можно больше анализаторов (осязание, обоняние, зрение, слух), поэтому педагоги в своей работе используют разные методы:
практические (опыты, эксперименты),
наглядные (модели, схемы и т.д.),
словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).
Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п. 3.2.1. ФГОС ДО). В каждой возрастной группе нашего детского сада организованы уголки экспериментирования, где весь материал находится в доступном для детей месте. Материал разделен на три блока (живая природа, неживая природа, рукотворны мир). Мы используем экспериментальные игры («Эксперименты с водой», «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты с песком», «Эксперименты с магнитами» «Эксперименты со светом и цветом»), наблюдение природных явлений в реальной жизни, рассматриваем схемы и таблицы к опытам, упрощенные рисунки, детские энциклопедии. Педагоги организовывают детскую деятельность так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. А особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам. Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности»
Наш опыт показывает, что экспериментальная деятельность привлекает к себе не только дошкольников, но и их родителей. Важно отметить «вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (п. 3.2.1. ФГОС ДО). Вместе с родителями дети все усваивается быстрее, прочнее и осознаннее. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Главное достоинство применения познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении и в домашних условиях заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- у детей активизируются познавательные процессы;
- развивается речь ребенка (формулирование выводов);
- формируется самостоятельность;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.
В связи с этим в детский эксперимент должен отвечать следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
- показ только существенных сторон явления или процесса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Таким образом, детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми дошкольного возраста. Современное общество нуждается в активной личности, способной к самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
МБОУ «Начальная школа - детский сад №44» Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружа...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Работа раскрывает исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении....
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством развития логического мышления
План работы по самообразованию...