"Зима в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Воспитание патриотизма через гуманное отношение к родной природе, чувства гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viro_15.02.16_g.microsoft_office_word.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Зима в лесу» в старшей группе
Программные задачи:
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство
доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас
окружает, патриотизм через гуманное отношение к родной природе, чувство гордости за свою Родину.
Образовательные: Закрепить знания детей о том, как обитатели леса проводят долгие и холодные зимние месяцы, названия зимующих птиц, уметь различать их по размеру, окраске. Заложить основы экологического воспитания. Закреплять знания о малой Родине. Дать представление о том, что такое большая и малая Родина. Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения; углублению представлений о лесе, о жизни диких животных и птиц в зимний период.
Развивающие: развивать связную речь детей, развивать воображение, внимание, память, пространственную ориентацию, логическое мышление, фантазийное мышление.
Материал демонстрационный: Картина «Жизнь животных зимой», дидактический материал о правилах поведения в лесу, снежинки, шкатулка народных мудростей.
Предварительная работа: Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц, загадок о диких животных, птицах, кормление птиц на прогулке, творческое рисование на тему «Зима в лесу»,
Современные технологии: школа О. Соболевой – «вхождение в картину», логическо – ориентированное общение, здоровьесбережение, ТРИЗ.
Ход занятия
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (зима)
Предлагаю вниманию детей игру на развитие логики, мышления, воображения «А что потом?».
- Где мы сейчас находимся? (в группе).
- А где находится наша группа? (в детском саду).
- Где находится детский сад? (на улице Ленинский проспект, 177, А).
- Где находится эта улица? (в городе Воронеже).
- А где находится город Воронеж? (в России).
- Где находится Россия? (на планете Земля).
В. – Все мы – люди, звери, птицы, растения живем на планете Земля.
«Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны , и цветы.
Страны все и все народы.
И, конечно, я и вы!»
Наша страна Россия – большая и прекрасная. Для каждого человека она начинается с родительского дома. В каком бы её уголке ты ни родился, ты можешь с гордостью сказать: «Это моя Родина! » Наша Россия – очень богатая страна. Она богата красивыми реками, старыми и новыми городами, лесами, полями, лугами. Но самое главное её богатство – люди, наши с вами соотечественники. Каждый из них по своему воспевает свою Родину, строители возводят дома, композиторы пишут песни, поэты посвящают стихи (слайды).
В. – Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?
Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, воспитатель продолжает разговор.
Ответов на это вопрос может быть много:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Земля, которую наши предки защищали от врагов.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие вам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
- Наша Родина – это русские поля, моря, реки, леса.
В. – И вот сегодня я хочу предложить вам путешествие в один из уголков нашей Родины - зимний лес. Но это путешествие будет необычным. Предлагаю вниманию детей картину «Жизнь животных зимой».
В. – Хотелось бы вам попасть в эту картину? Обращаю внимание детей на то, что в левом нижнем углу картины находится волшебная дверца. Предлагаю пофантазировать: представить, что дверца потихоньку открывается, мы входим в нее и остаемся внутри картины.
В. – Куда мы попали? (На поляну зимнего леса). Звучит фонограмма звуки леса.
«Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы – свои!»
- Какое время года изображено на картине? (Зима)
- Что вы видите вокруг? (Чистой белой скатертью покрылась земля. Тяжелыми белыми шапками накрылись деревья. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи).
- Что делают белки? ( Они сидят на ветке и грызут шишки. Белочки переоделись в шубку серую, им меньше приходится прыгать, скакать,
силы надо беречь, сохранять).
- Что делает медведь? (Медведь на зиму устраивается в берлогу под вывороченным деревом или упавшей елью, и спит он всю зиму - сосёт лапу. Если его разбудить, он может напасть на человека, рассердится, что его разбудили. Он самый сильный в лесу).
- Кто еще спит всю зиму? (Ежик, барсук).
- Как готовятся к зиме зайцы? (Зайцы к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцу легче скрыться от хищников: волков, лис. Зимняя шубка гуще и теплее).
- Сразу ли зайцы становятся белыми? Белеет заяц постепенно. Сначала он весь немного светлеет. Потом белеют задние ноги, а через неделю он белеет весь).
- Чем питается заяц зимой? (Зайцы не делают запасы на зиму, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега).
- Каких птиц вы видите вокруг? (Два снегиря устроились на рябине и с удовольствием клюют сладкие ягоды рябины).
В. - Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. Им очень трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в зимние морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода; а ведь они приносят большую пользу деревьям: они спасают их от вредных насекомых. Хорошо, что есть добрые люди, которые не дают птицам погибнуть, подкармливают их, вешают кормушки.
- Кажется, что в лесу сейчас тихо, как- будто никто тут не живет. А вы как думаете так ли это? (Под корнями пней и деревьев спрятались насекомые, ящерицы, виден заснеженный холмик –это муравейник. В нем зимуют муравьи).
- Как вам, кажется, какая погода сейчас в лесу? (Прохладная, зимняя, солнечная, тихая, замечательная, дивная)
В. – Ребята, я думаю, вы устали и замерзли. Давайте отдохнем и поиграем прямо здесь на лесной поляне, чтобы согреться.
Физкультминутка
А в лесу у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы носик не замерз, и топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и Как на сказочной картинке. делают хватательные движения, Будем их ловить руками, словно ловят снежинки
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в лесу чтобы, Ходьба на месте с высоким
Поднимаем выше ноги. подниманием колен
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
В детский сад к себе придем. Дети садятся на свои места.
В.- Ребята, я сегодня я вновь принесла вам шкатулку народных мудростей и предлагаю сложить в нее пословицы и приметы о зиме. Хотите положить туда свои знания? (Да).
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму
И приметы соберу.
Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы и символично опускают в шкатулку картинку снеговика.
Пословицы
1.Снег на полях – хлеб в закромах.
2.Зима не лето: в шубу одета.
3.Декабрь старый год кончает, новому году дорожку стелет.
4. Много снега - много хлеба. 5.Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! 6.Кто природу губит, тот свой край не любит!
7.Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!
Приметы
1.Если зимою частые туманы и много инея – будет хороший урожай.
2.Если вороны сидят на макушках деревьев, каркают и чистятся – это зимой к снегу.
3.Сорока лезет под крышу – будет метель.
4.Зимой собаки валяются – быть метели.
5.Мало звезд на небе – к ненастью.
6.В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.
7.Сильно блестят зимой звезды – к морозу.
Дети присаживаются на стулья.
В.- Дети, как вы думаете зима – это хорошо или плохо? (Предполагаемые ответы детей).
Зима – это хорошо
- Воздух чистый, свежий, прохладный.
- Можно кататься на лыжах, коньках, санках.
- Можно лепить снеговика, снежные крепости другие постройки.
- Можно построить ледяную горку и кататься на ней.
- Помогать птицам выжить в зимние холода.
- Наблюдать за снегопадом.
- Можно играть в снежки
- Если много снега, то весной будет много влаги, а это хорошо для растений.
Зима – это плохо
- Если сильный мороз, можно простудиться и заболеть.
- Если гололед, можно упасть и получить травму.
- От голода и холода погибает много птиц.
- Если выпадет очень много снега, тяжело идти, может завалить дверь дома.
- Если метель, замерзает лицо, руки, тяжело идти.
Предлагаю детям пофантазировать, порассуждать и ответить на вопросы.
В. - Без чего не может быть зимы? (без мороза, без снега, метели, вьюги, буранов, снегопадов, сугробов, льда и.т.д.)
В. -А чего не может быть зимой? (грозы, цветущих лугов, радуги, листьев на деревьях, летающих бабочек, журчание ручейка, пение соловья)
В.- Из ваших ответов, я поняла, что зима вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про зиму.
Игра «Зимние слова» Дети: сказочная, красивая, долгая, затяжная, теплая, холодная, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая.
В. – Очень хорошо нам было на прогулке в зимнем лесу, но пришла пора возвращаться.
«Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес»
Мы снова открываем волшебную дверцу и попадаем к себе в группу. Сегодня мы побывали в одном из удивительных уголков нашей Родины. Здесь мы играли, любовались красотой зимней природы. А чтобы красоту эту сохранить, лес нужно беречь.
«Лес помощник наш и друг.
Не ломайте лесу рук.
Не рубите лесу ног.
Лес в беде не одинок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Животные зимой в лесу. Экология в детском саду.
Занятие по экологии для детей среднего дошкольного возраста.Программное содержание:1. познакомить детей с образом жизни животных не впадающих вспячку.2.расширить представления о внешнем виде животных....
презентация "Зима в лесу"
Эту презентацию , педагоги могут использовать на занятиях , дид/играх, словесных играх в детском саду на тематической неделе "Зима". Презентация подобрана в соответствии с требованиями программы воспи...
конспект занятия "Зима в лесу"
Учить составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.Развивать связную монологическую речь.Закреплять знания детей о сезонных изменениях зим...
Конспект по развитию речи составление рассказа по картине "Зима в лесу"
Цели и задачи: 1.Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связной рассказ по фрагменту картины о зиме. 2.Уточнить и обобщить знания детей о зимних изменениях в природе. 3.У...
Конспект занятия по развитию речи для детей с отклонением в развитии «Зима в лесу» (1-2 лет)
В занятии; закрепляем знания детей о сезонных явлениях природы. Расширяем знания детей об окружающем, создаем двигательную и речевую реакцию на происходящее. Побуждаем детей, с помощью художеств...
Календарное планирование старшая группа на тему: "Зима в лесу. Как животные зимуют"
Календаное тематическое планирование старшая группа: "Зима в лесу", 11 стр...