Конспект познавательного занятия "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
На данном занятии дети познакомятся с периодами осени, осеннеми месяцами и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_osen.docx | 144.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Осень»
Программное содержание: систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами.
Оборудование: наглядность «Осень»; карточки с рисунками, изготовленные по технологии пазла, соединяемые в группы по 5 штук. Разрезные сюжетные картинки, карточки-схемы, фишки. Картинки с изображением ранней, золотой, поздней осени, разрезанные на фрагменты. Каждая картинка с обратной стороны имеет свой цвет.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Викторина «Осень».
Пусты поля,
День убывает,
Мокнет земля,
Когда это бывает? (Осенью)
Вот и вступила в свои права красавица-осень. Послушайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника».
2. Основная часть.
Для своей работы взяла она самые яркие краски и, прежде всего, отправилась в лес. Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красным, весь, как огонь горит.
Забрела осень на лесную полянку. Стоит посреди нее столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованную броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит, а неподалёку, с краю полянок, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветки вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему.
Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, стали ещё шире. Просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток...
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по- звериному, к холодам готовятся.
1.Парча́ — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.
2. Гумно́ — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зёрен хлеба.
Ребята, а какой месяц начинает осень? Какой следует после сентября? Какой месяц заканчивает осень? Осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя.
1. Отгадайте, о какой осени идет речь:
а) Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Появились золотые пряди на берёзах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья. (Ранняя осень.)
б) Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет...
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на тёплый юг.
(Золотая осень.)
в) Всё быстрей облетают клёны.
Всё слышнее, как немеет лес,
Всё темнее низкий свод небес,
И всё чаще прячется во мгле
Всё виднее, как пустеют кроны,
Солнце, охладевшее к земле.
(Поздняя осень.)
2. Что поведают насекомые?
Почему в лесу не летают бабочки, жуки, божьи коровки, не жужжат комары?
Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых, не доживает до зимы. Срок их жизни - один, два тёплых месяца. Многие из них, отложив яйца, сразу же погибают. Майские жуки с осени зарываются глубоко в землю. В глубокий сон впадают личинки и куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих стеблях, листьях.
Муравьи сбиваются в плотный клубок на полутораметровой глубине в земле. Бабочки, превратившись в куколок, будут спать до весны.
Впадают в спячку:
Лягушки, ящерицы, змеи, ежи, сурки, суслики, медведи, барсу ки, летучие мыши.
Не впадают в спячку:
Лисы, зайцы, волки, лоси, - кабаны, соболи, рыси, песцы, ] олени.
3.Одень прохожих ПО сезону
Детям предлагают силуэты людей разного возраста и модели разнообразной одежды.
4.Какая команда назовёт больше пословиц и поговорок об осени.
- Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сыта.
- День прозевал, урожай потерял.
- Осенняя пора, птицы со двора.
- В сентябре и лист на дереве не держится.
Игра «С какого дерева лист?»
Игровые технологии
«Слова-синонимы»
Дидактическая задача. Учить детей подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.
Игровое действие. Дети подбирают синонимы к словосочетаниям и составляют с ним предложение.
Материал. Игра проводится устно.
Ход игры
Педагог объясняет, что синонимы - это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками.
Слово «хороший» имеет синонимы - добрый, прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» - мчится.
Педагог предлагает детям подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение.
Пасмурный день - унылый, дождливый, серый.
Плохое настроение - грустное, печальное.
Ясный день - безоблачный, светлый, погожий.
Хорошее настроение - радостное, весёлое.
На улице холодно - зябко, морозно.
Педагог предлагает детям послушать стихотворения и найти синонимы:
Мы с утра в лесу гуляем,
За жучками наблюдаем.
Мы устали, утомились,
А мотом и заблудились.
В парке целый день хожу,
Целый день я там брожу.
Всё хожу, всё брожу,
Но грибов не нахожу.
«Разрезные картинки»
Дидактическая задача. Развивать образное и логическое мышление детей.
Игровое действие. Соединение.
Материал. Картинки с изображением ранней, золотой, поз, осени, разрезанные на фрагменты. Каждая картинка с обратной стороны имеет свой цвет.
Ход игры
Детям предлагают разделиться на три группы. Каждая группа выбирает карточки определённого цвета и составляет общую картинку. Собрав картинку, дети определяют время года, описывают особенности изображения, дают название этого периода.
3. Подведение итогов.
- С чем знакомились на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа
Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....