Загадочные вулканы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бокова Ольга Вадимовна

Конспект для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnye_vulkany._konspekt.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 30 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно речевому развитию детей  Московского района Санкт-Петербурга

              Непосредственная образовательная деятельность

по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы.

«Загадочные вулканы»

                                                                      Выполнил: Бокова Ольга Вадимовна

                                                                                     воспитатель

                                                                 

г.  Санкт-Петербург

2016 год

Цель педагога:

Формирование познавательной активности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности по знакомству с таким явлением природы, как вулкан.

Цель ребёнка:

Узнать о таком явлении природы, как вулкан. Познакомиться с профессией вулканолога.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для продолжения  и  расширения   представлений детей о предметном мире.

Создать условия для ознакомления  дошкольников с природным окружением, а так же для  формирования интереса к явлениям природы.

Развивающие:

Создать условия для развития  экологического мышления  и творческого воображения в процессе опытнической исследовательской деятельности.

Создать условия для развития  мыслительной активности, коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, толерантности в ходе исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Создать условия для воспитания  эстетического отношения  к предметам и явлениям окружающего мира.

Создать условия для воспитания  интереса  к экспериментированию.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа:

Самостоятельно разработанная  мультимедийная презентация на тему "Вулканы".

Рассматривание картинок, фотографий и иллюстраций  с различными видами вулканов.

Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.

Прочтение детской энциклопедии «Почемучка».

Оборудование и материалы:

Ноутбук, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержений, красная краска, сода, моющее средство, пластиковые стаканчики. ( на каждого ребёнка),  уксус(у воспитателя), маленькие ложечки.

Средства ТСО:

Ноутбук, телевизор.

Планируемый результат:

Интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе.

 Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Занятие у нас сегодня необычное. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

Ребята, мы с вами живём на удивительной планете, которая называется как?

Давайте я загадаю вам загадку.

             " Я ходил по разным странам,

              Плыл по рекам, океанам.

              По пустыне шёл отважно -

              На одном листе бумажном!"

Географическая карта. Дети, а скажите мне, что изображено на карте?

Давайте мы  свами вспомним, что изображено на карте синим цветом?

А зелёным, жёлтым и коричневым?

Ребята, а кто мне скажет, что такое горы?

А из чего эти высокие холмы состоят?

Ребята, давайте мы с вами пройдём в нашу мастерскую. Отгадайте, пожалуйста, что у меня в мешочке?

Совершенно верно – это камни. Но прежде чем мы с вами поиграем с камнями, давайте разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

" Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1,2,3,4,5, (поочерёдное касание пальцев обеих рук) - начинай считать опять!

1,2,3,4,5, - мы закончили считать!" (руки стряхнуть).

 Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем с камнями. Как вы правильно отгадали, в этом мешочке у меня находятся камни (раздать камни детям). Скажите, а какие они на ощупь?

( Предложить детям взять в руки пластилин, сжать обе ладони, где в одной - камень, а в другой - пластилин).

Что произошло с камнем, а что с пластилином?

Ребята, посмотрите, а у нас есть мисочки с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим.

Ребята,  у меня есть ещё один необычный камень. Давайте рассмотрим его внимательно. Чего много у этого камня?

А как вы думаете, эти отверстия  пустые? Давайте опустим и этот камень в воду. ( Не тонет).

А что находится внутри этих дырочек или отверстий?

А кто мне скажет, как называется этот необычный камень?

Да, этот камень называется - пемза. И мы, в ходе нашего эксперимента узнаем, как появляется пемза.

Мы провели опыт с камнями. Именно из камней состоят горы. Ребята, а вы знаете, что есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как они называются? Отгадайте загадку.

             " Я - плююсь огнём и лавой,

              Я - опасный великан.

              Славен я недоброй славой,

              И зовут меня - Вулкан!!! (отвечают все вместе).

Правильно. Это вулкан. И сегодня мы  свами поговорим о вулканах.

Сейчас  я расскажу вам легенду о том, как появились вулканы.

"Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь.  И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

             (Слайд  № 1.  Вулкан).

Вот такая вот интересная легенда. А вам она понравилась дети?

Ребята, а вы знаете, как образуются горы?

Ребята, а вы знаете, где могут образовываться вулканы?

А кто сможет рассказать всем нам, почему он извергается?

 (Слайд  № 2.  Картинка извергающегося вулкана).

На что похож вулкан?

А как называется верхушка вулкана?

А глубокая яма, которая находится внутри самого вулкана?  

     (Слайд  № 3.Строения вулкана).

Скажите мне, пожалуйста, что находится внутри вулкана?

А как называется огненная жидкость, которая находится внутри вулкана?

А почему же тогда внутри магма, а наружу выходит лава?

Ребята, кто знает, как может извергаться лава? Ведь она может извергаться по-разному.

Скажите, а как долго может извергаться вулкан?

После извержения вулкана остаётся выжженная пустыня. И на этом месте не скоро появится жизнь. Дети, давайте вместе вспомним, какие виды вулканов существуют?

( Слайд № 4. Вулкан - Алмазная голова на острове Гавайи) .

Правильно есть ещё - спящие. Их извержение давно не происходит, но всё же оно возможно.

( Слайд  № 5. Вулкан «Тейде» в Испании).

И действующие вулканы - это вулканы, хотя бы раз извергавшиеся в памяти человечества.

(Слайд №6. Ключевская Сопка. Россия. Камчатка).

И кстати – это самый высокий действующий вулкан в Евразии. Как вы думаете, а людям жить рядом с вулканами страшно, опасно?

А что обычно бывает перед тем, как начинает извергаться вулкан?

 А сможет ли кто-то подсказать или помочь людям и сообщить о наступающем извержении вулкана?

Давайте мы сейчас с вами побудем в роли маленьких вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Для этого я вас снова приглашаю в нашу мастерскую. Где уже всё готово для проведения нашего с вами опыта. Давайте немного разомнёмся и проведём физкультминутку.

            Мы шагаем по равнине,

            Раз-два, раз-два.

            А теперь плывём на льдине,

            Раз-два, раз-два.

            Вот идём по плоскогорью,

            Раз-два, раз-два.

            Забираемся на горы,

            Раз-два, раз-два.

            А теперь мы отдохнём,

            И места свои займём!!!

Ребята, а сейчас будем проводить самый настоящий опыт. А именно оживлять вулкан. Мы с вами вчера сделали макет вулкана. Он выглядит прямо как настоящий вулкан. А для того, чтобы он ожил нам нужно кое-что сделать!!!

Перед вами стоят стаканчики с водой. Для начала вам нужно окрасить эту воду в красный цвет. Поэтому у вас на столе ещё есть красная краска и кисточки. Я думаю, с этим заданием вы справитесь легко и просто!!!

После того, как вы окрасите воду, вы должны добавить в ваши стаканчики с теперь уже красной водой чайную ложку соду. Сода находится в маленьком стаканчике. Добавив соду, вы должны всё очень хорошо перемешать. Затем вы должны на кончике чайной ложечки добавить в ваши стаканчики моющее средство. И снова аккуратно перемешать. Затем, получившуюся жидкость из ваших стаканчиков мы с вами зальём в жерло нашего вулкана. А я аккуратно добавлю в жерло уксус.

Ребята, кажется, наш вулкан оживает! И,  пузырясь, из него выходит лава!!!

             Спустя века, закашлял злой

             Вулкан и пеплом и золой.

             По склонам лава потекла

             И землю сильно обожгла.

             Вулкан - гремит, вулкан – пыхтит,

             Как грозен он на вид.

             Но вот, он начал уставать –

             Огонь в нём начал угасать.

             Последний раз огнём дыхнул,

             И на десятки лет уснул!!!

В: И так, ребята, наш опыт подошёл к концу, помогите мне продолжить фразы……

Сегодня на занятии мне понравилось….

Сегодня на занятии я узнал….

Сегодня на занятии меня удивило…

Молодцы ребята, вы были очень внимательными и работали аккуратно, и всё у нас получилось просто замечательно!!!

А сейчас я хотела бы предложить вам зарисовать наши вулканы.

Дети:

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Земля.

Карта.

Наша Земля.

Океаны, реки и моря.

Суша, пустыни и горы.

Это высокие холмы.

Из камней.

Камни.

Гладкие, шершавые, тяжёлые, крепкие и др.

Форма пластилина изменилась, а форма камня осталась прежней.

Камень утонул.

Дырок. Или отверстий.

Этот камень у нас не утонул, именно потому, что у него есть дырочки.

Воздух.

Он заполняет эти дырочки или отверстия, делает этот камень лёгким. И он не тонет в воде.

Пемза.

Вулкан!

Да.

В земной коре образуется трещина. А глубоко под землёй есть лава, которая образуется, потому что там высокая температура. Лава начинает искать выход из-под земли и начинает извергаться из этой трещины, образуя вокруг неё возвышение. Это возвышение начинает постепенно расти, превращаясь в гору. Так и появляется вулкан!

На суше и на воде.

Внутри земли очень высокая температура, магма бурлит (пояснить, что такое магма) и пытается вырваться наружу. И ей это удаётся сделать через трещины в земле.

На пирамиду или конус.

Кратер.

Жерло

Магма.

Лава.

Магма - это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни. Это и называется - лава!

Когда вулкан как - будто взрывается, выбрасывая лаву во все стороны и вверх. А может лава вытекать спокойно.

Может один или два дня, а может и несколько лет!

Потухшие - это вулканы, полностью утратившие активность, они не извергаются уже много лет и их извержение маловероятно.

Спящие. Или уснувшие.

Действующие.

Да! Опасно!

Землетрясение.

Да. Это вулканологи. Люди, которые занимаются изучением вулканов. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснётся».

Проводить опыт с вулканом.

Есть такая профессия – вулканолог.

На Камчатке существует действующий вулкан.

Перед тем, как начинает извергаться вулкан, происходит землетрясение.

Как извергается вулкан.

5. Закрепление  умения выявлять свойства материалов.

6. 7. Активизация  словаря детей. ( Кратер, минерал, лава, твёрдый, плотный, лава, жерло, гора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"

« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.      Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Вулканы"

Данная тема для детей остается интересной и познавательной. На протяжении всего периода проживания темы мы знакомились со строением вулканов, проводили опыты по "извержению", изучали карту расп...

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Загадочные горы - Вулканы».

Познакомить детей с таким природным явление - вулкан, его строением. Показать детям эксперимент извержения вулкана...

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:   В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности через ознакомление с природным явлением – вулкан. Гипотеза: возможно ли создание искусственного...