Загадочные вулканы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadochnye_vulkany._konspekt.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 30 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга
Непосредственная образовательная деятельность
по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы.
«Загадочные вулканы»
Выполнил: Бокова Ольга Вадимовна
воспитатель
г. Санкт-Петербург
2016 год
Цель педагога:
Формирование познавательной активности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности по знакомству с таким явлением природы, как вулкан.
Цель ребёнка:
Узнать о таком явлении природы, как вулкан. Познакомиться с профессией вулканолога.
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для продолжения и расширения представлений детей о предметном мире.
Создать условия для ознакомления дошкольников с природным окружением, а так же для формирования интереса к явлениям природы.
Развивающие:
Создать условия для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической исследовательской деятельности.
Создать условия для развития мыслительной активности, коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, толерантности в ходе исследовательской деятельности.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
Создать условия для воспитания интереса к экспериментированию.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Предварительная работа:
Самостоятельно разработанная мультимедийная презентация на тему "Вулканы".
Рассматривание картинок, фотографий и иллюстраций с различными видами вулканов.
Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
Прочтение детской энциклопедии «Почемучка».
Оборудование и материалы:
Ноутбук, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержений, красная краска, сода, моющее средство, пластиковые стаканчики. ( на каждого ребёнка), уксус(у воспитателя), маленькие ложечки.
Средства ТСО:
Ноутбук, телевизор.
Планируемый результат:
Интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Занятие у нас сегодня необычное. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся! Ребята, мы с вами живём на удивительной планете, которая называется как? Давайте я загадаю вам загадку. " Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам. По пустыне шёл отважно - На одном листе бумажном!" Географическая карта. Дети, а скажите мне, что изображено на карте? Давайте мы свами вспомним, что изображено на карте синим цветом? А зелёным, жёлтым и коричневым? Ребята, а кто мне скажет, что такое горы? А из чего эти высокие холмы состоят? Ребята, давайте мы с вами пройдём в нашу мастерскую. Отгадайте, пожалуйста, что у меня в мешочке? Совершенно верно – это камни. Но прежде чем мы с вами поиграем с камнями, давайте разомнём наши руки. Пальчиковая гимнастика: " Дружат в нашей группе девочки и мальчики, Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 1,2,3,4,5, (поочерёдное касание пальцев обеих рук) - начинай считать опять! 1,2,3,4,5, - мы закончили считать!" (руки стряхнуть). Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем с камнями. Как вы правильно отгадали, в этом мешочке у меня находятся камни (раздать камни детям). Скажите, а какие они на ощупь? ( Предложить детям взять в руки пластилин, сжать обе ладони, где в одной - камень, а в другой - пластилин). Что произошло с камнем, а что с пластилином? Ребята, посмотрите, а у нас есть мисочки с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим. Ребята, у меня есть ещё один необычный камень. Давайте рассмотрим его внимательно. Чего много у этого камня? А как вы думаете, эти отверстия пустые? Давайте опустим и этот камень в воду. ( Не тонет). А что находится внутри этих дырочек или отверстий? А кто мне скажет, как называется этот необычный камень? Да, этот камень называется - пемза. И мы, в ходе нашего эксперимента узнаем, как появляется пемза. Мы провели опыт с камнями. Именно из камней состоят горы. Ребята, а вы знаете, что есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как они называются? Отгадайте загадку. " Я - плююсь огнём и лавой, Я - опасный великан. Славен я недоброй славой, И зовут меня - Вулкан!!! (отвечают все вместе). Правильно. Это вулкан. И сегодня мы свами поговорим о вулканах. Сейчас я расскажу вам легенду о том, как появились вулканы. "Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь. И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. (Слайд № 1. Вулкан). Вот такая вот интересная легенда. А вам она понравилась дети? Ребята, а вы знаете, как образуются горы? Ребята, а вы знаете, где могут образовываться вулканы? А кто сможет рассказать всем нам, почему он извергается? (Слайд № 2. Картинка извергающегося вулкана). На что похож вулкан? А как называется верхушка вулкана? А глубокая яма, которая находится внутри самого вулкана? (Слайд № 3.Строения вулкана). Скажите мне, пожалуйста, что находится внутри вулкана? А как называется огненная жидкость, которая находится внутри вулкана? А почему же тогда внутри магма, а наружу выходит лава? Ребята, кто знает, как может извергаться лава? Ведь она может извергаться по-разному. Скажите, а как долго может извергаться вулкан? После извержения вулкана остаётся выжженная пустыня. И на этом месте не скоро появится жизнь. Дети, давайте вместе вспомним, какие виды вулканов существуют? ( Слайд № 4. Вулкан - Алмазная голова на острове Гавайи) . Правильно есть ещё - спящие. Их извержение давно не происходит, но всё же оно возможно. ( Слайд № 5. Вулкан «Тейде» в Испании). И действующие вулканы - это вулканы, хотя бы раз извергавшиеся в памяти человечества. (Слайд №6. Ключевская Сопка. Россия. Камчатка). И кстати – это самый высокий действующий вулкан в Евразии. Как вы думаете, а людям жить рядом с вулканами страшно, опасно? А что обычно бывает перед тем, как начинает извергаться вулкан? А сможет ли кто-то подсказать или помочь людям и сообщить о наступающем извержении вулкана? Давайте мы сейчас с вами побудем в роли маленьких вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Для этого я вас снова приглашаю в нашу мастерскую. Где уже всё готово для проведения нашего с вами опыта. Давайте немного разомнёмся и проведём физкультминутку. Мы шагаем по равнине, Раз-два, раз-два. А теперь плывём на льдине, Раз-два, раз-два. Вот идём по плоскогорью, Раз-два, раз-два. Забираемся на горы, Раз-два, раз-два. А теперь мы отдохнём, И места свои займём!!! Ребята, а сейчас будем проводить самый настоящий опыт. А именно оживлять вулкан. Мы с вами вчера сделали макет вулкана. Он выглядит прямо как настоящий вулкан. А для того, чтобы он ожил нам нужно кое-что сделать!!! Перед вами стоят стаканчики с водой. Для начала вам нужно окрасить эту воду в красный цвет. Поэтому у вас на столе ещё есть красная краска и кисточки. Я думаю, с этим заданием вы справитесь легко и просто!!! После того, как вы окрасите воду, вы должны добавить в ваши стаканчики с теперь уже красной водой чайную ложку соду. Сода находится в маленьком стаканчике. Добавив соду, вы должны всё очень хорошо перемешать. Затем вы должны на кончике чайной ложечки добавить в ваши стаканчики моющее средство. И снова аккуратно перемешать. Затем, получившуюся жидкость из ваших стаканчиков мы с вами зальём в жерло нашего вулкана. А я аккуратно добавлю в жерло уксус. Ребята, кажется, наш вулкан оживает! И, пузырясь, из него выходит лава!!! Спустя века, закашлял злой Вулкан и пеплом и золой. По склонам лава потекла И землю сильно обожгла. Вулкан - гремит, вулкан – пыхтит, Как грозен он на вид. Но вот, он начал уставать – Огонь в нём начал угасать. Последний раз огнём дыхнул, И на десятки лет уснул!!! В: И так, ребята, наш опыт подошёл к концу, помогите мне продолжить фразы…… Сегодня на занятии мне понравилось…. Сегодня на занятии я узнал…. Сегодня на занятии меня удивило… Молодцы ребята, вы были очень внимательными и работали аккуратно, и всё у нас получилось просто замечательно!!! А сейчас я хотела бы предложить вам зарисовать наши вулканы. | Дети: Здравствуйте! Здравствуйте! Земля. Карта. Наша Земля. Океаны, реки и моря. Суша, пустыни и горы. Это высокие холмы. Из камней. Камни. Гладкие, шершавые, тяжёлые, крепкие и др. Форма пластилина изменилась, а форма камня осталась прежней. Камень утонул. Дырок. Или отверстий. Этот камень у нас не утонул, именно потому, что у него есть дырочки. Воздух. Он заполняет эти дырочки или отверстия, делает этот камень лёгким. И он не тонет в воде. Пемза. Вулкан! Да. В земной коре образуется трещина. А глубоко под землёй есть лава, которая образуется, потому что там высокая температура. Лава начинает искать выход из-под земли и начинает извергаться из этой трещины, образуя вокруг неё возвышение. Это возвышение начинает постепенно расти, превращаясь в гору. Так и появляется вулкан! На суше и на воде. Внутри земли очень высокая температура, магма бурлит (пояснить, что такое магма) и пытается вырваться наружу. И ей это удаётся сделать через трещины в земле. На пирамиду или конус. Кратер. Жерло Магма. Лава. Магма - это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни. Это и называется - лава! Когда вулкан как - будто взрывается, выбрасывая лаву во все стороны и вверх. А может лава вытекать спокойно. Может один или два дня, а может и несколько лет! Потухшие - это вулканы, полностью утратившие активность, они не извергаются уже много лет и их извержение маловероятно. Спящие. Или уснувшие. Действующие. Да! Опасно! Землетрясение. Да. Это вулканологи. Люди, которые занимаются изучением вулканов. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснётся». Проводить опыт с вулканом. Есть такая профессия – вулканолог. На Камчатке существует действующий вулкан. Перед тем, как начинает извергаться вулкан, происходит землетрясение. Как извергается вулкан. |
5. Закрепление умения выявлять свойства материалов.
6. 7. Активизация словаря детей. ( Кратер, минерал, лава, твёрдый, плотный, лава, жерло, гора).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"
« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы. Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...
Конспект занятия в подготовительной группе "Вулканы"
Данная тема для детей остается интересной и познавательной. На протяжении всего периода проживания темы мы знакомились со строением вулканов, проводили опыты по "извержению", изучали карту расп...
Конспект НОД "Вулканы"
Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....
Конспект НОД "Вулканы"
Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Загадочные горы - Вулканы».
Познакомить детей с таким природным явление - вулкан, его строением. Показать детям эксперимент извержения вулкана...
Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...
Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности через ознакомление с природным явлением – вулкан. Гипотеза: возможно ли создание искусственного...