Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Загадочные горы - Вулканы».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Познакомить детей с таким природным явление - вулкан, его строением. Показать детям эксперимент извержения вулкана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkany_itogovaya_nod.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шаромская средняя школа»
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
«Загадочные горы - Вулканы».
(старшая разновозрастная группа).
Подготовил(а)
Воспитатель: Пашнина С.С.
2017г
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением ,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире .Показать детям эксперимент –извержение вулкана.
Области интеграции:
Познание:
-обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
-расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Коммуникация:
- расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
-активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.
Социализация:
-воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира
- создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
-поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
Художественное творчество:
-закреплять умение детей отражать в рисунках полученные знания,.
Здоровье:
укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии.
физминутки, динамические паузы
Предварительная работа:
Цикл НОД «Загадки природы» (камни, горы)
Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными горами. Изготовление макета вулкана.
Материал: иллюстрации вулканов (электронная презентация), макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота), фотографии гор, кусочки пемзы, камешки, пластмассовые тарелки, стаканчики с водой, ложки, пипетки, салфетки, запись звуков извержения вулкана, отрывок из видеофильма «Бибигон представляет», ткань.
Ход образовательной деятельности
Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
Наши умные головки (руками взяться за голову),
Будут думать много, ловко(раскачивают головой вправо ,влево).
Ушки будут слушать(руками взяться за ушки),
Ротик чётко говорить(чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать(хлопки руками),
Ножки будут топать(ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг, другу улыбаемся!(дети улыбаются друг ,другу)
Воспитатель: Ребята, а вы заметили ,что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками . И отправим наши улыбки воздушным поцелуем !Молодцы !
Сюрпризный момент.
Слайд № 2 закрыт (запись - плач лунтика)
Слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
Слайд № 2 Лунтика
Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил? Что же у тебя случилось?
Слайд № 3 (аудиозапись к слайду)
Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку, а я всё никак не могу её разгадать .Вот я и расстроился .Может вы поможете мне отгадать её?
Воспитатель: Поможем Лунтику отгадать загадку?
Дети: Да, конечно !Загадывай !
Слайд № 4(аудиозапись к слайду)
Лунтик загадывает загадку.
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать?
Дети: Мы знаем !Это вулкан!
Слайд № 5
Воспитатель: Ребята ,какие вы молодцы !А что это такое –вулкан?
Дети: вулкан – это огнедышащая гора
Воспитатель: Сейчас Анюта П. расскажет легенду про древнего бога Вулкан. Слушайте и смотрите внимательно (показ презентации)
Слайд №6
.Жил на свете бог по имени Вулкан.
Слайд № 7
Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Слайд №8
.Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Эффекты (5 штук) Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Слайд №9
Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Какую геометрическую форму он вам напоминает? Посмотрите на наш вулкан.
Дети: На треугольник, конус.
Слайд № 10
Воспитатель: А что извергает вулкан?
Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни, дым! А какое природное явление происходит в этот момент?
Дети: Землетрясение.
Воспитатель: Да, потому что во время извержения начинает трястись земля
Слайд № 11
Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана?
Дети: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно, а как она называется?
Дети: кратер
Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма.
(Слайд № 12 вулкана в разрезе)
Воспитатель: Ребята что есть у вулкана? (подножие, склоны, верхушка, кратер, жерло)
Ребята как называется проход по которому лава поднимается к верху?
дети: Жерло
Воспитатель: правильно!
Ребята скажите, а какие бывают вулканы?
Дети: спящие, действующие, потухшие! Расскажите о них
Воспитатель: ребята, а опасно ли жить у таких гор?
Дети: да
Воспитатель: В чем заключается опасность?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а во время землетрясения, если мы находимся в здании, в каких безопасных местах можно укрыться?
Дети: в дверном проёме, под столом
Воспитатель: а если вы находитесь на улице?
Дети: отбежать подальше от зданий и сооружений
Воспитатель: совершенно верно!
Воспитатель: Ребята вулканы не только мешают людям, но и помогают, какую пользу приносят вулкан людям?
Слайд № 13
Дети: Люди используют вулканические камни (пемзу) в целях личной гигиены, отчищают руки и ноги от грязи, в строительстве, а пепел в качестве удобрения.
Слайд № 14
Воспитатель: ребята, а что же такое пемза?
Дети: ответы детей
Слад № 15
Воспитатель: Ребята, за жизнью вулканов постоянно следят ученные! Что это за ученные?
Дети: Вулканологи
Воспитатель: да вулканологи с помощью специальных приборов узнают, когда вулкан спит, а когда собирается просыпаться, и предупреждают всех об опасности.
Воспитатель: ребята давайте расскажем и покажем Лунтику как извергается вулкан.
Слайд № 16 (ЛУНТИК)
ФИЗМИНУТКА
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки ,топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотите разбудить вулкан?
Дети :Да ,очень!
Воспитатель: Ну тогда
Быстро встали, улыбнулись!
Выше, выше потянулись!
Вправо, влево поворот !
И бежим скорей вперёд!
Воспитатель: Вот мы и дошли до нашей лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан. Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории
Слайд № 17 (правила безопасности)
Надо работать аккуратно:
Символы висят на доске или слайд)
-ничего не брать в рот – символ;
-осторожно насыпать порошок – символ;
-лавы не трогать – символ;
использовать салфетку – символ
(Слайд № 18 Лунтика)
Воспитатель: Лунтик и ты внимательно смотри и слушай. Ребят «»Волшебный порошок вы приготовите сами. Для этого вам надо три ложка соды, одну ложку красного порошка, одну ложку жидкого мыла, все перемешать с помощью палочки и налить лимонную кислоту.
(Дети выполняют опыт)
Воспитатель: Что вы сейчас наблюдаете? Как извергается ваш вулкан (спокойно, бурно)
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!
А сейчас я предлагаю вам стать учёными и исследовать лаву вулкана.
Если лава спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это пемза.
Возьмите в руки по кусочку пемзы. Какая она? ( Внутри этого камешка есть дырочки, она легкая, пористая).
Давайте рассмотрим обычный камешек и сравним его с пемзой.
Чем отличаются? (Ответы)
В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы)
В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
Как это можно проверить? (Ответы детей)
Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Делают опыт)
Какое открытие мы сделали? (Ответы детей)
Пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Почему пемза не утонула?
Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
Вам понравилось оживлять вулкан и потом изучать застывшую лаву? Когда вы вырастите большими, наверное, кто- то из вас обязательно станет учёным.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается.
Ребята, на территории нашего края расположено очень много вулканов!
Слайд № 19.Крупнейший вулкан на Камчатке ,называется Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный!. Посмотрите какой он красивый ночью ! Очень завораживающее зрелище! Но не надо забывать ,что и очень опасное!
Я предлагаю вам нарисовать то, о чём вы сегодня узнали и подарить свои рисунки на память Лунтику.
Слайд № 20
Лунтик прощается с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .
Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»
Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет познавательно-исследовательского типа (интегрированное) «Загадки природы-вулканы»
Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Совершенствовать умение работать с различными материалами, творчески подходить к решению поставленных зад...
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» Цель: Знакомство воспитанников с процессом из...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....