Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Волшебница вода».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_chistovik.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе
«Волшебница вода».
Составила: Еремина Наталья Александровна.
Тема занятия: «Волшебница вода».
Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет)
Цели: Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель, не имеет формы).
-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
-уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
-активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными; глаголами по теме занятия.
-совершенствовать навык аккуратного складывания бумаги, наклеивания поделки на основу, создания коллективной композиции.
Развивающие:
-развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- развивать интерес в процессе экспериментирования с жидкостями;
-развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность.
- воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.
Предварительная работа:
-рассматривание карты мира;
-заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде;
-беседа на тему: «Круговорот воды в природе»;
-заучивание физкультминутки «Капельки»;
-оформление альбома «Волшебница вода».
Оборудование и материалы:
- иллюстрации на тему «Вода»;
-схемы к опытам;
- капельки воды, изготовленные из бумаги;
- аудиозапись со звуками воды;
- стаканчики, вода, молоко, сахар, маленькие ложечки, фильтр из марли и ваты, воронка, графин;
- цветные квадраты бумаги, подносы, клей, салфетки, кисточки, тряпочки;
- заготовка – ватман «Речка»;
- мешочек «Капелька» с конфетами;
- костюм тучки.
Виды детской деятельности, используемые на занятии: (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа).
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
Дети входят в группу и говорят «Здравствуйте».
В: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите когда к нам приходят гости? (Да) Посмотрите, как много гостей к нам пришло. У вас хорошее настроение?(Да). Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям и больше не будем на них отвлекаться, а покажем что мы знаем и умеем. Садитесь поудобнее, спинка прямая.
В:Какое сейчас время года?(Осень). Как называется второй осенний месяц? (Октябрь). Повторим все вместе. Сегодня четвертый день недели, как он называется? (Четверг). Давайте повторим все вместе.
В: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …
(воды).
В: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Так говорите что вы гостей любите?
Д: да.
В: К нам сейчас зайдет еще одна гостья. Наталья Александровна покружилась, и в тучку превратилась. (Воспитатель одевает накидку и маску ободок). Я теперь не Н.А. а тучка, а вас я сейчас превращу в моих деток. Я до вас дотронусь и вы станете – капельками.
В: давайте поиграем в игру «Мама Тучка». Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (подбегают к тучке).
В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Д: Круговорот воды в природе.
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, речке, океане.
В: Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? (Да).Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.
Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки:
1)уголок природы:
В: Почему мы остановились здесь, в уголке природы?
Д: Потому что растениям нужна вода для жизни.
В: Как мы даем растениям воду?
Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.
В: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
Д: Они засохнут, завянут.
В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.
Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
Идем дальше.
В: Где еще нужна вода в группе?
2)в туалетной комнате, в умывальнике.
В: Для чего нам там вода?
Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.
В: Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
Идем дальше.
3)игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? для чего?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду
В: Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
В: Куда пойдем дальше?
4)к мойке младшего воспитателя
В: А здесь где вода нужна?
Д: Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.
В: Здесь оставим сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
В: Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
-Проходите ребятки на стульчики.
В: Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода?
Д: Из крана.
В: А в кран как попадает?
Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.
В: Как называются эти трубы?
Д: Водопроводные (картинка).
В: Повторим все вместе
В: Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?
Д: Мы будем тратить много воды
В: А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)
В: Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?
Д: Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.
В: Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Проходите в нашу маленькую лабораторию, садитесь красиво, спинка прямая. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
-не шуметь - этим мы мешаем другим;
- нельзя обливаться водой;
- аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов;
- поддерживать порядок на рабочем столе;
- подтирать разлившуюся на стол воду;
-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов;
-закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.
В: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет, одна - чистая, другая- грязная.
В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?
Д: Чистой.
В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?
Д: Нет.
В: Чем она м. б. загрязнена?
Д: Грязными сточными водами (картинка)
В: Повторим все вместе.
В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?
Д: Да.
В: Что для этого используют?
Д: Очистные сооружения, фильтры (картинка)
В: Повторим все вместе.
В: Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)
В: Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с марлей?
Д: Грязная стала.
В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.
В: Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?
Д: Чистую.
В: А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода?
Д: Тоже чистая.
В: Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 опыт: прозрачность воды.
Опускаем в стакан с молоком маленькую ложечку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.
Делаем вывод: вода прозрачная (выставляем схему к опыту)
2 опыт: есть ли запах у воды?
Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод: вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)
3 опыт: есть ли вкус у воды?
Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод: вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)
4 опыт: вода-растворитель
Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту)
В: Какой стала вода?
Д: Сладкой.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?
Д: Когда пьем чай за завтраком.
5 опыт: Предложить детям перелить воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой.
Делаем вывод: вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.
В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?
Д: Вода обладает многими свойствами: -прозрачность
-не имеет запаха
-не имеет вкуса
-вода-растворитель
- не имеет формы.
В: Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.
Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем:
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Творческая работа:
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть квадраты цветной бумаги, давайте сделаем из нее рыбок и запустим в речку (приклеим). Наметьте диагонали. По намеченным линиям сложите базовую форму «двойной треугольник». Согните верхний слой бумаги на 1\3 от центральной линии сгиба. Туже операцию проделайте с противоположной частью. Приклеиваем глаз. Мажем клеем только хвостик и запускаем в нашу речку. Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения о воде, которые мы подготовили.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде (Катя Вед.)
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит, (Дима Р.)
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без нее вам не умыться (Катят Варг.)
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее вам не прожить!
Вы ее в пруду найдете (Матвей З.)
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница-вода!
В: А сейчас наши ребятки загадают гостям загадки, но гости могут не знать отгадки. Поэтому вы тоже дети будьте внимательны, если знаете ответ помогайте.
Загадки:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан, (Саша П.)
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
Рассыпался горох на 70 дорог, (Настя К.)
Никто его не подберет?
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою. (Злата Е.)
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Что за звездочки сквозные (Саша З.)
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)
И в него вода льется, и из него льется, (Камилла З.)
А сам по земле плетется. (Ручей.)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду (Надя Г.)
Покуда он идет. (Дождь.)
Подведение итогов:
-Итак, ребята, скажите мне пожалуйста, о чем мы сегодня говорили на занятии. (О волшебнице воде).
-А почему воду называют волшебницей? (Потому что вода всем очень нужна).
-Какими свойствами обладает вода?(прозрачная, растворитель, не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет формы).
-Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды? (Нет).
-Будем беречь воду! (Да обязательно!)
-Чем мы еще занимались на занятии? (Играли, делали опыты). А что вам понравилось больше всего?
В: Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
На этом наше занятие окончено. Давайте скажем до свидания нашим гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие и домашние животные» в форме КВН.
Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких и домашних животных, их пользе для человека и природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких и домашних животных, их приспособлен...
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"
Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы"Пере...
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе
Открытое занятие на тему «Приключения Карандаша и Гвоздика»Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла...
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе
quot;Юрта- традиционное жилище тувинцев"...
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе " Перелётные птицы"
План - конспект занятия по окружающему миру...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Волшебница вода"
Конспект НОД открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе, в котором у детей совершенствуются знания о значении воды в жизни человека, появляются навыки проведения ...
10.01.2024 Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе с элементами исследовательской деятельности. Тема: «Волшебная вода »
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе с элементами исследовательской деятельности.Тема: «Волшебная вода »...