Социально-значимый проект на тему: "Зелёный мир"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonyy_mir.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-значимый проект на тему: «Зелёный мир»
Тип проекта: информационно-творческий;
Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы №2.
Срок реализации проекта: среднесрочный — 4 недели сентября.
Актуальность проекта
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
И мы — педагоги совместно с детьми, родителями начали эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с облагораживания территории нашего участка детского сада.
В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор по отношению к растениям родного края, изучат их внешний вид и их полезные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Цель проекта:
Повышение экологической культуры, экологического сознания и мышления через привлечение детей, родителей к озеленению территории детского сада.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- определить наиболее распространённые растения;
- иметь представления о пользе растений;
- углубить знания о приёмах по уходу за растениями;
- учить детей работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания о растениях;
- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в работах;
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;
- составление картотеки дидактических игр, загадок, стихов по теме проекта;
- разработка сценария итогового мероприятия;
- помочь ребенку добывать новые знания;
- организовать и скоординировать деятельность детей, родителей, педагогов и общественного центра, осуществляя при необходимости практическую помощь.
Для родителей:
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в МБДОУ;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
- распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Реализация проекта.
1 ЭТАП. Организационно-подготовительный.
- формирование цели, задач, разработка проекта;
- подбор материала для осуществления проекта;
- целевая экскурсия к деревьям на территории детского сада;
- просмотр презентаций о родном городе «Город, вид с неба» , «Пейзажи», «Хвойные деревья», «Лиственные деревья», «Кому нужны деревья?».
- наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влияние на состояние деревьев;
- беседы с родителями "Деревья вокруг нас";
- подбор материала общественным центром для посадки на территории детского сада.
2 ЭТАП. Практический (основной).
1) Беседы с детьми:
«Для чего нужны деревья?»;
«Почему говорят: «Лес — это лёгкие Земли?»;
«Кто живёт в лесу?»
2) Проведение Н.О.Д.:
Интегрированное Н.О.Д ; Аппликация «Дары деревьев»
3) Дидактические игры:
«К названному дереву – беги!»;
«Найди дерево по описанию»;
«Где спрятано растение?»;
«Узнай растение»;
«Загадай, мы отгадаем»;
«Найди растение по названию»;
«Чего не стало?».
4) Заучивание стихов:
«Ходит осень по дорожке...»;
«Листья солнцем наливались...».
5) Трудовая деятельность:
Посадка материала совместно с детьми, родителями, педагогами.
3 ЭТАП. Заключительный.
- проведение итогового мероприятия;
- награждение активистов (педагогов, родителей).
Ожидаемые результаты:
- активное сотрудничество с родителями по данной теме, что способствует становлению партнёрских отношений;
- привлечение общественности к проблеме озеленения территории детского сада;
- формирование единой системы становления нравственных качеств личности ребёнка ,через расширение кругозора детей и интереса к растениям родного края. Стремление детей к исследованию объектов живой и неживой природы. Формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические игры
К названному дереву – беги!
Задача. Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Ход. Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!»
Найди дерево по описанию
Задача. Найти предмет по описанию.
Ход. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, акация и рябина). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что- либо спрятать.
Узнай растение
Задача. Найти растение по названию.
Ход. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову сейчас растение, а вы должны найти его, показать и рассказать про это растение. Кто быстрее это сделает, получит фишку».
Загадай, мы отгадаем
Задача. Описать предметы и найти по описанию.
Ход. Один ребенок выходит за дверь. Он водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растения.
Найди дерево по названию
Задача. Найти дерево по слову - названию.
Ход. Воспитатель называет дерево, растущее на территории детского сада, а дети должны найти его. Кто быстрее это сделает, получит фишку.
Чего не стало?
Задача. Назвать деревья по памяти.
Ход. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть картинки с деревьями и закрыть глаза. В это время он меняет местами картинки с деревьями на столе, а затем просит детей переставить картинки так, как они лежали прежде.
Стихи об осени
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад
Я тоже устроить могу листопад!
***
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди. И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.
***
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
***
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Закричали все: «Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается
К нам тихо: «Ау! Ау!»
Эхо! Эхо! Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
Е. Благинина
***
Громко я в лесу кричала,
Гулко эхо отвечало.
Скоро будут холода?
Отвечало эхо: «Да!»
Сколько елочек, смотри!
Отвечало эхо: «Три!»
Старый дуб совсем засох.
И вздохнуло эхо: «Ох!»
Ну, прощай, иду домой!
Огорчилось эхо: «Ой!»
И. Калинина
Налетит сердитый ветер,
Зашумит, задышит бор
И послышится скрипучий
Деревянный разговор.
Ох, ах, ах, ох,
До чего я стар и плох!
Молча слушают осинки,
Им, осинкам, невдомек,
Что когда-то
Был ветвистым,
молодым, зелёнолистным.
Загадки
* * *
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
* * *
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
* * *
Вроде сосен, вроде ёлок,
Но зимою без иголок. (Лиственница)
* * *
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)
* * *
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
* * *
Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)
* * *
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
* * *
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
* * *
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
* * *
Платье потерялось —
Пуговки остались. (Рябина)
* * *
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
* * *
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Интегрированное Н.О.Д
Задачи:
- дать детям знания о значении деревьев для человека и живых существ;
- познакомить детей с пословицами о деревьях;
- закрепить знания о знакомых деревьях;
- воспитывать интерес к деревьям;
- закрепить навыки аккуратного наклеивания;
- подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья;
- воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.
Интеграция областей:
художественно – эстетическое развитие,
речевое развитие
, социально – коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
физическое развитие.
Оборудование:
Корзина с восемью шишками. К каждой шишке привязана ленточка со словами.
Раздаточные листы бумаги с упражнением «Найди тень от дерева», карандаши.
Репродукции с картин художников-пейзажистов.
Картинка с изображением дерева с гнездом, дуплом и норками между корней.
Для аппликации: белые салфетки, листы голубого картона с наклеенной почвой и кроной (из зеленой салфетки) — фон для аппликации, фломастеры, желтые круги - «солнце».
Ход занятия:
Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех их подарками, а взамен не требуют ничего.
Вот перед вами корзина. Что там лежит? Шишки. А с какого дерева они? С сосны.
Но эти шишки не простые, к каждой ленточка привязана. А на ленточке слова, рассказывающие о том, чем могут одарить деревья.
Первая шишка: «Дерево накормит».
Вот на этой шишке на ленточке написано: «Дерево накормит». Что бы это значило? Как деревья могут накормить?
Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды каких деревьев вы кушали. Груши, персики, сливы, вишни, абрикосы, орехи, черешня, мандарины, лимоны, апельсины.
Вторая шишка: «Чистый воздух».
Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево - лиственница. Лиственница умеет очень хорошо очищать воздух: одно дерево может очистить воздух на всей территории нашего детского сада.
Как по-вашему, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Поэтому «для города каждое дерево дорого».
Третья шишка: «Тень».
В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Недаром в старинной пословице говориться: «Доброго дерева сень (крона) сулит добрую тень».
Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка».
А вам задание: соедините линией листочек с его тенью.
Дети карандашом проводят линии от листка к его тени.
Четвертая шишка: «Красота»
Мы с вами не раз наблюдали за деревьями, которые растут вокруг нас. Вспомните названия этих деревьев. Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а сейчас они надели разноцветный наряд. И всегда мы любовались красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев.
Давайте рассмотрим репродукцию картины И.Шишкина «Золотая осень»
Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся на стульчики).
Пятая шишка: «Лечение».
Деревья могут помочь вылечить множество болезней. В цветках, листьях, плодах, коре, даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этим даром деревьев.
Цветки липы излечат больное горло при ангине. Плоды рябины умеют заживлять раны. Масло из грецкого ореха заживит ожог. Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу. Деревья могут помочь не только излечиться, но и защититься от болезней.
Шестая шишка: «Древесина».
Дерево дарит человеку замечательный материал - древесину. Древесиной называют бревна и доски. Из которых люди изготавливают множество нужных, удобных и красивых предметов. Деревянные вещи красивые, крепкие, удобные, гладкие на ощупь, долго служат людям. Посмотрите вокруг. Есть ли в этой комнате деревянные предметы? Назовите их. Столы, стулья, кубики, полки, карандаши, конструктор, декоративные ложки. А если вспомнить, что бумага тоже делается из древесины деревьев, то вы сможете назвать еще много предметов. Книги, раскраски, альбомы, журналы и газеты, картинки, обои на стенах.
Дидактическая игра: «Из какого дерева?»
Детям предлагается образовать от названных прилагательных словосочетания «существительное плюс предлог» Дубовый стол сделан … (из дуба),
Сосновая скамейка сделана … (из сосны),
Липовая ложка сделана … (из липы),
Березовый веник сделан … (из березы),
Можжевеловая дощечка … (из можжевельника),
Калиновая дудочка … (из калины),
Кленовые ворота … (из клена).
Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы выросло дерево, из которого можно изготовить небольшой стол? Для этого нужно очень много времени, много лет. Именно поэтому лесники следят за тем, чтобы в тех местах, где срубили деревья, сразу же высаживались новые, молодые деревья. Ведь «срубить дерево- пять минут, вырастить - сто лет» и «не мудрено срубить, мудрено вырастить».
Психогимнастика: «Расти деревце».
Ребята, представьте, что вы меленькие зернышки. вы сидите под землей. Вдруг вы почувствовали, что стало теплее и потянулись вверх. Земля расступилась и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые солнечные лучики коснулись ваших стебельков, а ветерок качнул вас влево, затем вправо. Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушку своими лучами и потянуло вверх. вы стали расти. Все выше и выше. И вдруг брызнул дождик. вы стали пить дождевую воду и становится сильными и большими. Вот росток превратился в маленькое деревце. У вашего деревца выросли и раскинулись в стороны ветви. и вы рады жить на этой земле, вдыхать свежий воздух. пить дождевую воду и греться в лучах теплого солнышка.
Седьмая шишка: «Укрепление почвы».
Деревья корнями как бы «вцепляются» в почву, и не дают дождю и ветру ее размыть и разрушить. На склонах холмов и оврагов специально высаживают деревья, чтобы они своими корнями укрепляли почву и не давали обрушиться ей на склоне.
Восьмая шишка: «Жилище».
Дерево — это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева? Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева. Под корой дерева живут различные насекомые. Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает — то его убивает». А на память о нашем занятии мы сделаем аппликация «Дары деревьев».
Пальчиковая гимнастика: «Корни».
Высокие, красивые деревья здесь растут.
(Показываем руками деревья: руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)
А корни под землею для них водичку пьют.
( Показываем руками корни: ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть ).
Аппликация: «Дары деревьев».
Детям предлагается выполнить аппликацию из цветной бумаги и салфеток. Дети сами наклеивают ствол дерева, солнце; скатывают из салфеток плоды.
Подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья.
Дети, давайте сделаем выставку из наших деревьев?
Готовые работы вывешиваются на стенд по ИЗО
Вывод: Люди, берегите ЗЕЛЁНЫЙ МИР!
З этап-заключительный
Награждаем самых активных детей и родителей грамотами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."
Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...
Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»
Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!...
Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьки...
Актуализация возрастающей роли дистанционных кураторов просветительских, образовательных, социально значимых федеральных проектов
Практическое задание, ведение электронной тетради, самостоятельная работа...
Социально-значимый образовательный проект «Малыши – крепыши»! в 1-й младшей группе)
Пояснительная записка.Тема проекта: «Малыши – крепыши»!(создание условий для здорового образа жизни в 1-й младшей группе) Вид проекта: обучающий, игровой.Продолжительность проек...
Социально значимый образовательный проект «Что такое семейный бюджет?» Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Финансовая грамотность поможет сформировать у детей нравственные качества, так как необходимо также объяснять детям, что не все возможно купить на деньги. За деньги не купить дружбу, здоровье, добро и...
Социально-значимый творческий проект по формированию основ экологической культуры на тему: «Сказкотерапия в экологическом воспитании дошкольников».
Актуальность: Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа в...