Занятие по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Фиксики спешат на помощь»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Открытое занятие на методическом объединении, центр "позновательно - исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiksiki_speshat_na_pomoshch.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР Детский сад №99
Занятие по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Фиксики спешат на помощь»
Подготовила и провела: Бондарева О.Н.
г. Чита, октябрь 2015г.
Цель: Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.
Задачи:
Обучающие:
Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество разного заряда притягивается, одинакового заряда отталкивается.
Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».
Технологии: исследовательские, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, ТРИЗ технологии.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная
Материал и оборудование: ноутбук, медиаустановка, видио ролик «Дим Димыч и часы», фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности», часы, работающие на батарейках, карточки - схемы по правилам пользования электроприборами, ящик для инструментов «Помогатор», лимоны, провода, металлические пластины, светодиод, зарядное устройство для батарейки, иллюстрации «электричество»
Оборудование для опытов:
Опыт1: воздушные шарики по количеству детей
Опыт2: пластмассовые палочки по количеству детей, силуэты бабочек, кусочки шелковой ткани.
Опыт3: две ёмкости для воды, два кораблика, два шарика, палочки.
рабочие листы «Алгоритмы проведения опытов», карандаши.
Ход ОД:
1.Оргмомент. Звучит музыка (Фиксики. Часики идут)
Дети входят в зал. Приветствуют гостей.
Воспитатель:
Слышите, часы идут
Тикают, стараются
Снова дети по - утру
В садик собираются
Наступает новый день
Чтоб он был удачным
Скажем дружно: Добрый день!
Вам желаем счастья!
2.Проблемная ситуация
В: Ой ребята мы с вами расшумелись, а здесь, оказывается, кто еще спит. Кто это? Ведь давно наступило утро, Дим Димыч опоздает в школу. Надо его разбудить.
Дети: Дим Димыч вставай, в школу опоздаешь.
Д.Д: Что такое? Я, кажется, проспал. Это все будильник виноват. Почему он не зазвенел? Спасибо вам ребята, что разбудили меня. Помогите мне разобраться, почему сломался будильник, а я побегу в школу. Ведь опаздывать нехорошо.
Воспитатель: Посмотрим, что же произошло с часами Д.Д.. Послушаем, работают ли они? Часы не тикают. С часами Дим Димыча что-то не так. Что же это такое?
Дети высказывают свои предположения: нет батарейки.
Воспитатель: Проверим. Есть батарейка.
Дети: Села батарейка и т.д.
В: Как это понять, села батарейка.
Д: В батарейках есть электрический ток, кончился электрический ток
В: Что же делать? Как нам помочь ДД.
Д: Заменить
Воспитатель: Но у нас нет новой батарейки. Где же нам её взять. Тут без помощи ф. никак не обойтись. Ведь они все на свете могут и знают. Тем более они большие друзья Д.Д.
3.Сюрпризный момент.
Появляются фиксики (под музыкальное сопровождение)
Нолик: Я Нолик, меня вы ребята узнали?
Мы с вами в мультфильме встречались, в журнале
С Дим Димычем вместе я часто играю
И Симке приборы чинить помогаю
Симка: Я маленький фиксик по имени Симка
В приборе любом заменю я пружинку
Ещё я слежу, чтобы эти мальчишки
Дим Димыч и Нолик , шалили не слишком.
Мы знаем, что вам нужна помощь. Для того чтобы вам помочь, нам нужен помогатор.
4.Ф/м «Помогатор»
5. Презентация опыта «Батарейка из лимона», знакомство с электроприбором.
Достаем помогатор (ящик для инструментов)
В: Давайте посмотрим, что для нас приготовили фиксики. Что это? (лимоны, проводки, индикаторная лампочка, металлические пластины)
Как вы думаете, для чего всё это нужно? Вспомните, как мы с вами делали батарейку из лимона, расскажите. Как вы думаете, можно такую батарейку вставить в будильник? К сожалению, дорогие фиксики, такая батарейка нам не подходит.
Смотрите, какой интересный прибор. Что же это?
Симка: Это зарядное устройство, при помощи него можно зарядить любую батарейку и она опять будет работать.
В: Ну давайте попробуем. Вставляем батарейку и готово. Как вы думаете, наша батарейка заряжается?
Нолик: Нужно зарядное устройство включить в розетку.
В: Скажите, могут ли дети сами включать электроприборы? Конечно нет. Может только взрослый. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке, и заставляет электроприборы работать, вы узнаете, отгадав загадку.
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился? (Электрический ток)
Воспитатель: Так что же это такое?
Дети: Электрический ток.
Воспитатель: Нужный всем, полезный нам, Ток «течет» по…(проводам)
А что такое электрический ток, кто-нибудь знает?
6.Беседа об электричестве.
Воспитатель: Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны.
Зрительная гимнастика
Электрончик наш малышка
Расшалился как-то слишком
Он на лифте стал кататься
Подниматься, опускаться
С горки быстро он скатился
На веху вдруг очутился
Так шалил он целый день
Ведь играть ему не лень
Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла. Усаживайтесь удобнее на стульчики.
Дети рассаживаются на стульчики возле интерактивной доски. Фрагмент мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
Воспитатель: Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме. Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.) Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. А зачем ток приходит по проводам в наш дом мы узнаем , поиграв в одну интересную игру.
7. Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте.)
Свет несет в квартиру нам. (Руки вверх встать на носочки.)
Чтоб работали приборы, (Кулачками друг о друга стучат.)
Холодильник, мониторы. (Обнять себя подражать, козырёк.)
Кофемолки, пылесос, (Движение рук по кругу, всасывают движения рук.)
Ток энергию принес. (Шаги на месте.)
8. Словесная игра «Если не работает?»
Воспитатель:
Электричество прекрасно
Хоть оно не безопасно
Но что будет если вдруг
Отключат нам его вокруг.
Дети: (Не будут работать электрические приборы.)
Воспитатель: Если не включаются, чем же заменяются?
Воспитатель: Продолжите моё предложение:
Если не работает пылесос – я возьму веник.
Швейная машина – иголка.
Электролампа – свеча.
Телевизор – дети играют.
Стиральная машина – тазик.
Миксер – венчик.
Электрочайник – чайник.
Похвалите себя.
7. Беседа о технике безопасности.
Воспитатель:
Сколько в квартире вещей интересных
Знакомых уже и ещё не известных.
Спрятался в них электрический ток,
Он безопасен? Ответь мне дружок!
Воспитатель: Ребята вы знаете правила безопасности?
Дети берут картинки, ставят на магнитную доску, объясняют.
1.Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.
2.Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
5.Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
6.Нельзя дотрагиваться до горячих электроприборов.
Вывод: При не правильном обращении наш добрый помощник и друг – электричество , может превратиться в нашего врага. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
8.Электричество в природе.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество? А какие электрические рыбы живут в морях и океанах, знает ли кто-нибудь, как они называются? (Электрический скат, электрический угорь, рыба звездочет)
Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».
Оно неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,
9. Экспериментирование.
Вспомните, какие интересные опыты мы с вами уже делали со статическим электричеством? Давайте пригласим фиксиков в нашу лабораторию и продолжим знакомиться с этим интересным явлением. Одевайте халаты.
1.Опыты:
Опыт1 «Волшебный шарик»: На стене висит шарик и на полу шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)
Почему этот шарик висит, а другие падают? (Предположения детей.)
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. Это произошло из-за того, что в волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: Электричество живёт в волосах.
Опыт2 «Бабочки»: (за столами)
А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на подносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно.) А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите пластмассовую палочку и потрите о кусочек ткани. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли о кусочки ткани.
Вывод: электричество живёт в одежде.
2. Работа со схемой - алгоритмом.
А теперь нарисуем всё, что мы узнали. Фиксики покажут рисунки Д.Д. , и он тоже сможет сделать эти интересные опыты.
Найдите на рисунке первый опыт. Что нам понадобилось, чтобы его провести.(шарики) Что мы сделали с шариками? Что у нас получилось? Дорисуйте.
Найдите на рисунке второй опыт. Что нам понадобилось, чтобы его провести? Что мы сделали? Что у нас получилось? Дорисуйте.
3.Рассказ воспитателя о причине возникновения и проявлении статич. электричества
Молодцы. А теперь ответьте, что нам помогло сделать предметы волшебными? (статическое электричество)
Сейчас на примере шарика я объясню, почему так происходит. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае волос и шарика. Мы потерли шарик об волосы, и он прилип к стене. От трения на шарике получилось электричество. Электричество бывает разным. Когда вы заряжаете шарик, он приобретают дополнительные электроны и становятся отрицательно заряженным. На шарике электричество отрицательное (с минусом), а на стене положительное (с плюсом) Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к стене, электроны в нем начинают отталкиваться и перемещаться в противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона стены, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает к ней. Что происходит с разноименно заряженными предметами? Они притягиваются!
А если электричество будет одинаковым? Как поведут себя наэлектризованные предметы? (будут отталкиваться)
Опыт3 «Весёлая регата»
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть кораблики. Как заставить их плавать с помощью статич. электричества? Подумайте. Кто догадался. Дети выдвигают гипотезы. Проверяем два способа:
Шарик потереть об волосы, поднести к кораблику. Водить шариком, кораблик плывет.
Тоже с тканью и палочкой
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научили ф. делать предметы волшебными.
10.Итог. Рефлексия
Воспитатель: Ребята давайте проверим батарейку. Как вы думаете, она зарядилась? Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Минус к минусу, плюс к плюсу. Заработали. Послушайте. Тикают? Часы заработали. А как вы думаете, в батарейке какое электричество живёт? Конечно, безопасное. Часы идут. Мы справились, и как раз вовремя. Д.Д. должен вот вот вернуться со школы. А вот и он.
Д.Д.: Ура! Мои часы снова работают! Я знал ребята, что вы справитесь, ведь вы такие умные и любознательные, прямо как мои друзья фиксики. А кстати, где же они? Вы их не видели?
Дети: они помогали нам чинить часы
Д.Д.: Замечательно! Значит, вы тоже подружились с фиксиками? Теперь вы узнаете столько всего интересного. Но это секрет! Пока ребята! До новой встречи!
Воспитатель: Ребята вот и закончилась наша сегодняшняя встреча с фиксиками. Им пора возвращаться к Дим Димычу и передать ему наши рисунки. А вам, ребята, я хочу подарить вот такую замечательную игру. Здесь есть все необходимое, чтобы дальше знакомиться с таким интересным явл. как статическое электричество.
Ведь, узнавать что-то новое всегда интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе (итоговое).
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе (итоговое).Раздел: Путешествие по карте.Тема: «Стороны света».Цель: закрепить представление детей о Северном и Южном п...
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
Занятие построено на основе деятельносного подхода. В ходе занятия дети изучают свойства воздуха с помощью опытов и делают выводы. На занятие используются модели, обозначающие свойства воздуха. Заняти...
Занятие по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север»
Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для развития связной речи детей посредством исследовательской ...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности ФЭМП по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе Тема: «На помощь Машеньке»
Письмо от Машеньки : "Здравствуйте, мои дорогие друзья! Это письмо пишу я, Машенька. Я живу в деревне «Сказочка» с дедушкой и с бабушкой. Однажды мы с подружками пошли в лес за грибам...
"УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ" - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы
Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств солиЗадачи: формировать представления о соли и ее свойствах; упражнять в согласовании в существительных с прилаг...