Подружись с планетой Земля
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 5»
г. Лениногорска муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
На курсах повышения
квалификации для воспитателей
Проект
«Подружись с планетой Земля»
Воспитатель: Гумарова Венера Мударисовна
г. Лениногорск
2014 г.
Введение
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка.
Постановка проблемы
Мы – жители планеты Земля, единственная планета Солнечной системы, где имеется достаточно большое количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни.
Земля – наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Этот дом полон тайн и чудес. Природа окружает нас постоянно но, к сожелению дети, как правило почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремление глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту.
Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности – Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки...
Если не дать развиться этим чувствам в детстве, вероятнее всего,позже они не появятся. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше его эффективность. Ведь убеждение человека закладываются с детства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого. И чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней.
Формирование проблемы
« Как стать заботливыми хозяевами своей планеты?»
Для успешной реализации проблемы разработан проект « Подружись с планетой Земля».
Суть проекта
Проект носит комплексный, интегрирующий характер. Обеспечивает взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательно – образовательного процесса. Предполагает активное включение всех участников в экологически ориентированную творческую деятельность.
Реализация проекта осуществляется в форме длительной игры, акцентирующий внимание на природной, социальной среде, экологии города. Игровой сюжет основан на том, что в детский сад приходит письмо от Лунтика - который просит с просьбой совершить путешествие и узнать тайны планеты Земля. Главные действующие лица в игре дети. Им предлагается роль «юных экологов». Они в процессе игры открывают тайны Земли, желают стать хозяевами своей планеты, улучшают окружающий мир, делают его прекраснее своими руками, приносят реальную помощь своей планете.
В ходе игры каждое мероприятие представляет собой своеобразный экологический практикум для дошкольников, их родителей и педагогов. Важное место отведено специальным занятиям развивающего типа, урокам доброты, экологическим экспедициям, природоохранным акциям, обучающим тренингам. Играя, дошкольники познают окружающий мир, выявляют причинно – следственные взаимосвязи. У них формируется опыт экологически грамотного поведения в природной и социальной среде.
Таким образом, работа над проектом стимулирует потребность каждого ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, что позволяет обеспечить систему его личностного роста, ориентируясь на критерии экологической воспитанности.
Гипотиза: если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
Цель проекта воспитание гуманных чувств, бережного отношения природным ресурсам родного края.
Задачи проекта:
- Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения, стремления к сохранению и приумножению природных богатств.
- Учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями.
- Развитие творческих способностей, исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
- Обогащение позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой.
- Включение родителей в осуществление данного экологического проекта.
Целевая группа проекта
- а) по составу участников: групповой (дети 6-7 лет, педагоги, родители);
- б) по целевой установке: познавательный, исследовательско - творческий;
- в) по тематике: ролево - игровой;
Сроки реализации проекта средней продолжительности (от 1 до 3 месяцев)
Место реализации проекта МБДОУ №5
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап.
- Запуск проекта: чтение звукового письма от Лунтика, беседа;
- отбор наглядно и методического материала по теме проекта;
- изготовление дидактических игр по теме;
- подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
- подбор материалов для творческих работ.
- Основной этап
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Экспедиция в природу (экскурсии, целевые прогулки) | Экскурсии, целевые прогулки | август | Гумарова В.М. |
2 | Оформление «стены тревоги» | ДОУ | август | Гумарова В.М. |
3 | Экологические игры | ДОУ | август | Гумарова В.М. |
4 | « Час» экологического чтения | ДОУ | август | Гумарова В.М. |
5 | Занятия развивающего типа. 1 блок «Живая и неживая природа»; 2 блок - Флора «Растения»; «Деревья»; «Цветы». 3 блок – Фауна «Животный мир» 4 блок « Мир насекомых» 5 блок «В мире все взаимосвязано»; Игра «Пищевая цепочка» 6 блок Жизнь человека не Земле | ДОУ | сентября | Гумарова В.М. |
6 | Игра «нравственная дилемма». | ДОУ | октябрь | Гумарова В.М. |
7 | Природоохранные акции | На участке детского сада | октябрь | Гумарова В.М. |
8 | КТД- коллективные творческие дела, поисково – исследовательская деятельность. | ДОУ | октябрь | Гумарова В.М. |
- Заключительный этап
- Письмо Лунтику о проведенной работе, с иллюстрационным материалом.
- Создание «Панорамных добрых дел»: выставляются все выполненные в ходе проекта творческие работы, фотоматериалы, рисунки, подтверждающие конкретные экологически ориентированные дела.
- Экологический праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.
Ресурсы
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Овладение навыками исследовательской деятельности, действиями, благотворно влияющими на окружающий мир, изменяющими его к лучшему; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.
- Внесение личного вклада каждого участника проекта в улучшение экологического состояния планеты, благополучие Земли, самих себя, окружающей среды.
- Соблюдение норм и правил взаимодействия с окружающим.
- Проявление нравственной, экологической позиции.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлены на определение конечных результатов освоения детьми знаний по данному проекту.
Полученные результаты заносятся в сводную диагностическую карту.
Тест – опросник
- Что такое Земля? 1 б.
- Сколько всего планет в Солнечной системе? Назови 3 планеты. 1б.
- Кто жители планеты Земля? 1б.
- Кто появился на Земле раньше: человек или животный мир? 2б.
- Может ли так случиться, что Земля погибнет? Почему? 2б.
- Что такое природа? 1б.
- Назови не менее 5 объектов живой и неживой природы. Объясни свой выбор. 2б.
- Как ты думаешь, почему нужно охранять природу? Расскажи о своих размышлениях. 2б.
- Знаете ли вы животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)? 2 б.
- Умеете ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? 1б.
Обработка данных.
За полный правильный ответ – 1 балл, а в вопросах – 4,5,7,8,9 – 2 балла.
Учитывается и умение детей рассуждать, обобщать, делать выводы.
Если ребенок набрал:
От 12 – 15 баллов – высокий уровень знаний / «отлично»/
От 9 – 12 баллов – хороший уровень / «хорошо»/
От 5 – 9 баллов – средний уровень / «удовлетворительно»/
До 5 баллов низкий уровень / «неудовлетворительно»/.
Литература
- Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом « ЛАЙДА», Москва 1995.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – (Ребенок в мире поиска)
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, Москва 2000.
- Колонина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Экологические проекты в детском саду,2011.
- Узорова О, Нефедова Е. «Энциклопедия для дошкольников» ,2011.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
Машкова С.В. и др. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011 - О.М Масленникова, А.А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. – Москва «Мозаика - синтез» 2010
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. – Москва. «Просвещение», 2000г.
- Соломнникова О.В. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, 2011г.
- Шалаева Г.Г. «Энциклопедия дошкольника» – Москва. «Просвещение», 2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...
Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»
Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...
Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.
Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...
Творческий проект "Подружись с планетой Земля" Муниципальный конкурс научно- технического творчества "Юные техники- будущее иновационной России"
Муниципальный конкурс научно- технического творчества "Юные техники- будущее иновационной России"...
Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...
Проект "Загадочная планета Земля. Планета в опасности"
Краткосрочный проект в старшей группе«Загадочная планета Земля. Планета в опасности»...