Конспект занятия по ФЦКМ с использованием экспериментально-опытнической деятельности во средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ Алексеевский детский сад №6 «Пчелка»
Алексеевского Муниципального района Республики Татарстан
Познавательное развитие (ФЦКМ)
с использованием экспериментально-опытнической деятельности
во средней группе «Волшебники»
Воспитатель: Маркачева Н.В
Алексеевское 2016
Тема: «Волшебная водичка с маленькими Волшебниками»
Цель: Расширение представлений о свойствах воды.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть жидкая, пар, твердая; она льётся, журчит, капает, плещется; может окрашиваться в разные цвета; замерзает – превращается в лёд.
Развивающие: Развивать навыки совместной и самостоятельной экспериментальной деятельностью.
Воспитательные: Обратить внимание на значение воды в нашей жизни. Воспитывать умение детей слушать воспитателя, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы.
Интегрируемые образовательные области: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты - целевые ориентиры: проявляет интерес к выполнению экспериментально-опытнической деятельности, с удовольствием участвует в наблюдениях. Отвечает на вопросы педагога, активен при участии в экспериментах с водой.
Предварительная работа:
1. Проведение опытов с водой.
2. Наблюдения и беседы о воде.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Уточки», «Рыбки».
Словарная работа:
Вода, жидкая, пар, твердая, волшебная, превращается, разноцветная, журчит, льётся, плещется, замерзает.
Методические приёмы:
- сюрпризный момент: превращение в волшебников,
- практические : упражнение на слуховое восприятие звука воды, опыты с водой и красками
- наглядные: показ 3х состояний воды, рассматривание получившихся льдинок.
Материалы и оборудование:
Звуки воды льющейся,1- термос, стаканы по количеству воспитанников, емкость для воды, пакет прозрачный, емкость с дырками, льдинки прозрачные, 2стаканчика с прозрачной водой, гуашь, коробка с салфетками, формочки для льда пустые, скрепки и такие же формочки с готовыми льдинками.
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
1. Организационный момент.
В. - Здравствуйте, ребята! В. - Сегодня у нас необычное занятие! Самое настоящее волшебное! Как вы думаете, почему оно волшебное?
Д. – Потому, что мы группа «Волшебники»
В. - Волшебники, готовы играть?
Д.- Да…
В.- Тогда превращаемся – вокруг себя вы покружитесь, и в волшебников превратитесь!
2. Основная часть.- экспериментирование.
В. – Пробуйте угадать, с чем сегодня мы будем экспериментировать !
Слушайте внимательно.
Воспитатель включает запись со звуком воды.
Д. -Вода!
В. –Правильно! Вода! Вы заметили, какой звук у воды? Что она делает?
Д: Капает, журчит, плещется, льется.
В: Значит, вода какая, вспоминайте?
Д: Жидкая.
В: А еще какая вода?
Д: бесцветная.
В: Молодцы ребята, а я вам еще скажу, что вода не имеет вкуса, и мы с вами это сегодня докажем.
В: На прошлых занятиях мы с вами беседовали о воде? Вспоминайте, для чего нужна вода?
Д. -Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
В. -Ах, какие молодцы, сколько вы знаете!
- Ребята, а вы знаете, что вода бывает в трех состояниях, вам интересно узнать? В каких?
- Вы видите у нас в группе несколько столов для маленьких настоящих волшебников!
И дойти до них можно тоже по волшебному.
В: -Кто любит воду? …
Д: Рыбки
В: -Плывем как рыбки, к первому столу.
Игра-эксперимент «Три состояния воды»
-совместная деятельность взрослого и ребенка
Цель: сформировать зрительное восприятие 3 состояний воды.
Материал: на столе стаканы с водой и емкость для воды, поднос со льдом, накрытый салфеткой. термос – у взрослого.
В: Смотрите, на этом столе три сестрички-водички.
- Вот в этих стаканчиках живет первая сестричка. Есть стаканчики, есть таз. Как помочь водичке-сестричке попасть из стакана в таз? …догадываются, переливают.
Первая «жидкая», ее можно перелить в любой сосуд и она примет его форму (воспитатель так же показывает пакет прозрачный, дает помять-поменять форму).
Вторая сестричка вот она - на подносе. Ой, это какие-то кубики – аккуратно возьмите их в руки, постучите, сожмите в кулак. Какие ? Твердые, холодные – эта сестричка твердая – лед…
Третья сестричка-водичка «пар» (перед детьми ставит чайник с кипящей водой, так чтобы было видно как идет пар), она волшебная, когда закипает, то превращается в пар и становится невидимой. Пар – горячий, и поэтому к чайнику нельзя прикасаться!!!
В: - Так как звали наших сестричек?
Д. - Звали жидкая, твердая - лед, пар.
В: -Молодцы, ребята. Отправимся дальше? Кто еще любит воду?..
Д: Лягушата.
В: -Скачем как лягушата, к следующему столу.
Игра-эксперимент «Вода и растворимые вещества»
- совместная деятельность детей и взрослого.
Цель: -сформировать зрительное восприятие при смешивании воды с солью, сахарным песком – вода осталась прозрачной.
-познакомить со свойством воды окрашенную в красный и желтый цвет.- окрашенная, мутная вода.
(На столе по количеству детей стоят стаканчики с чистой водой и краски двух цветов: желтая и красная)
В: ребята, посмотрите, пожалуйста, что это у меня?
Д: стакан с водичкой.
В:- Что еще есть в стакане, смотрите внимательно?
Д: Пуговица.
В: - Вы хорошо видите пуговицу в стакане с водой.
Д: Да.
В: Значит вода, какая? Какого она цвета?
Д: Бесцветная, не имеет цвета.
В: Значит, делаем вывод: вода прозрачная.
- Вода хороший растворитель. Она растворяет многие вещества. Возьму кусочек сахара, щепотку соли и опущу в воду, размешаю ложкой. Видны соль, сахар в воде сейчас?(Ответ детей)
В: - Конечно нет. Ведь они растворились в воде. А вода цвет поменяла? – Конечно, же нет. Делаем вывод: хотя мы не видим соль и сахар в воде, но они растворились и изменили ее вкус.
В:- Ребята, вы хотите увидеть фокус?- Посмотрите, я беру кисточку с краской красного цвета и добавляю в стакан с чистой водой и пуговицей. Что у меня получилось? Что произошло с водой? Какая она стала?
Д: вода стала красного цвета, пуговицы совсем не видно.
В: делаем вывод: вода может менять цвет. -А вы бы хотели изменить цвет воды?
В: - Так как вы сегодня маленькие волшебники. Поэтому…..
вставайте вокруг стола будет творить… Это наши волшебные стаканчики и волшебная краска, повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг мой ледяной.
Стань вода-водица,
Не светлой, а цветной!
А теперь можете обмакнуть пальчики в гуашь и опускайте в стаканчик с прозрачной водой.
В: смотрите, мы перекрасили воду, какого цвета она стала?
Д: желтого (красного).
В: - Вытирайте пальчики, салфеткой. Красивая у нас получилась водичка, правда???
В: Молодцы ребята, садитесь на стульчики.
- У меня для вас есть сюрприз – вот такие формочки, давайте я вылью сюда воду из стаканчиков.
А чтобы никто не разлил нашу красоту, пока мы будем играть, давайте поставим на окошко.
Физкультминутка.
В: Устали немного? Давайте поиграем.
В: -Ребята, а из чего состоит вода?
Д: - Из капелек.
В: - Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Игра «Солнышко и дождик»
Игра-эксперимент «Цветные льдинки»
В: -Ой, ребята, мы с вами играли-играли и забыли, что на окошке стоит наша цветная вода.(сменить незаметно поднос с водичкой, на поднос со льдом)
- Пойдемте к столу, вот и она.(открывает полотенчик)
- Посмотрите, можете потрогать… Что с ней случилось?
Д: Она твердая стала, замерзла..
В: Да ребята, водичка превратилась в лед. А вы знаете, как это получилось?
Д: нет.
В: -Если наши фигурки с водой поставить в холодильник и дать ей там постоять, вода начнет замерзать, и превратится в лед.
- У нас получились вот такие красивые цветные льдинки. Посмотрите, на что они похожи?
Д:- На игрушки из льда.
В: - Правильно, молодцы ребята.
3. Рефлексия.
В: -Что больше всего вам понравилось на занятии?
- Вам понравилось наша игра? -С чем мы сегодня проводили опыты?
Д: С водичкой.
В:- Какой может быть она? Какие три сестрички есть?
Д: Жидкой, пар, твердой.
В: -Что можно будет, если добавить в воду краску?
Д: Вода окрашивается в разные цвета.
В: -Правильно. - Что случается с водой, когда холодно?
Д: Вода замерзает, превращается в лед!
В: -Какие вы умницы! Сегодня все старались – давайте скажем друг другу – спасибо!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии с использованием ИКТ технологий с детьми средней группы Тема: «К ребятам приходит Айболит»
Конспект занятия по экологии в средней группе...
Конспект занятия по ритмике с использованием фитболов (больших гимнастических мячей). Средняя группа.
В последние годы в коррекционной работе с детьми широкое распостранение получила специальная лечебная и профилактическая гимнастика на больших надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации...
Конспект занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Рыбки в аквариуме».
1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;Учить рисовать нестандартной техникой (рисование мятой бумагой, ладошками, полосками из картона, оттиск печатками из картофеля и ватными палочками)2. Разви...
План- конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе на тему «Волшебные открытки».
Нетрадиционная техника рисования в средней группе на тему «Волшебные открытки»....
Конспект занятия по развитию речи с элементами исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Поможем Колобку»
Данный конспект дает возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения....
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Волшебный космос»
Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные...
Конспект занятия «Мир профессий» с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий в средней группе
Конспект занятия «Мир профессий» с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий в средней группе Цель: закрепить знания детей о профессиях....