МАСТЕР-КЛАСС «Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шемякина Ирина Павловна

МАСТЕР-КЛАСС

«Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора»

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой ,только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что»…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребёнку, не выходя в прямое общение с действительностью, но в тоже время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровье сберегающей деятельности и ,поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекли бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровье сберегающей деятельности и поведения  становятся игры-экспериментирования.

Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а так же игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.

Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка- это манипуляция с определённым предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании ,закреплении культурно-гигиенических навыков и умений, навыков здорового образа жизни.

Игры-путешествия заключаются в том , что ребёнок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует  с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:

- возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

- доступности содержания игр;

- сочетания наглядного материала и действия, словесного комментария воспитатели и действия детей;

- ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;

- сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

- адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

-постепенного усложнения игр;

- цикличной организации игр;

Дети- пытливые исследователи окружающего мира. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие знания, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года- практически единственным способом познания мира.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даём им возможность экспериментировать, мы даём детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует , что усваивается все крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит  и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Предложенный дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим и активности, стимулируемой взрослым.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской  (поисковой)  деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Н. Н. Поддьяков выделяет два  основные  вида исследовательской деятельности дошкольников:

- первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребёнок в поисковой деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

- второй вид ориентировочно-исследовательский деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определенному алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов.

Педагоги, должны придерживаться следующим правилам в данной работе:

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребёнка, во время любого эксперимента ребёнок должен захотеть этим заниматься;
  2. Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребёнок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому  что время истекло.
  3. Не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
  4. Дети могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
  5. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребёнок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
  6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребёнка.
  7. Соблюдение правил безопасности - это предмет особого внимания, т.к. дошкольники, в силу возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдение правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

- в детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты- не самоцель, а только способ ознакомления с миром.

- в детском саду детям приходится давать порциями: опыт, который в школе можно провести на одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов.

Для пробуждения детей к исследовательской  деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода самореализации.

В группе можно создать уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:

- ёмкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки , трубочки, увеличительные стёкла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т.д.

- объекты живой и неживой природы: камешки , ракушки , шишки, листья, песок, почва, веточки.

- различные материалы:  ткань , бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т.д.

Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса и исследовательской деятельности.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим , что будет если…». Учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся..наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

МАСТЕР-КЛАСС

«Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора»

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом.

Задачи:

  1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдёт для себя что то новое, а неработающий, поймёт на сколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а так же все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора»

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нём плавало много загадочных  цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утёнок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

ОПЫТ№1

Вырежьте из цветной бумаги  цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?

ВЫВОД: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

       Потом он увидел, что какие-то маленькие существа, то появлялись на     поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

ОПЫТ№2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку.

Что происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа  и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Но  тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошёл дождь.

ОПЫТ№3

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Что произойдет? Лёд будет таять от тёплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Утёнок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утёнок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел ещё другие следы, и был в недоумении, кто же это?

ОПЫТ№4

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов( следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птички.

ВЫВОД: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму , пока не высохнет.

Утёнку так понравилось гулять и познавать это огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

- почему же распускаются кувшинки?

- почему плавают рыбки?

- почему идет дождь?

- почему остались следы на песке?

МАСТЕР-КЛАСС  ПО ТЕМЕ :

«ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ - ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ЧТО Я СЛЫШУ - ЗАБЫВАЮ

ЧТО Я ВИЖУ - Я ПОМНЮ

ЧТО Я ДЕЛАЮ - Я ПОНИМАЮ.

                    (КОНФУЦИЙ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора"

Конспект занятия познавательно- эксперементальной деятельности...

Мастер-класс для родителей. «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....

"Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора"

В нашем детском саду в октябре состоялся тематический контроль по теме: "Развитие познавательной активности через детское экспериментирование".  Мы с воспитанниками средней группы выступили на се...

НОД «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Представлен конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности....

Сказка-экспериментирование «ПУТЕШЕСТВИЕ УТЕНКА, ИЛИ МИР ЗА ЗАБОРОМ ПТИЧЬЕГО ДВОРА»

Я хочу  в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развивать познаватель...

Мастер-класс " Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора"

Мастер-класс разработан для детей старшего дошкольного возраста...