Мастер-класс " Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Мастер-класс разработан для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx151.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  по экспериментированию

с разными материалами

«Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора…»

Ход занятий:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «Да-нет»

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да!)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю.

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

-Главное в работе с детьми, деятельностный подход, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, он включает в себя  эксперимент,  исследование и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

-Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.  Он может увидеть новое в известном и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

          -Сейчас предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

(Включается слайд -Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»)

- В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

- Выйдя за забор, он отправился по тропинке  и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе.  Как можно это сделать?

Опыт №1.

- Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды.

 Что вы видите? (ответы участников)

 Почему это произошло? (ответы участников)

-Мы можем сделать следующий вывод, что если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

-Пройдя немного, утенок увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить он увидел, как распускаются эти прекрасные цветы

 Почему это происходит? (ответы участников)

Опыт № 2.

- Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в чашу. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему так происходит? (ответы участников)

  -Правильно, это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

- Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 3.

- Предлагаю вам, взять  стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему это происходит? (ответы участников)

   -Потому что на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

- Через пруд   пролегает мостик. Утенку было страшно пройти по мостику, но он был очень любопытный и прошелся по мосту. Мост выдержал его.

Почему это произошло? (ответы участников)

Опыт №4.

-Нам потребуется: 2 чашки, 2 листа бумаги, яблоко. Ставим 2 стакана, на них кладем лист бумаги. Кладем яблоко сверху на лист, и результат предсказуем. (Яблоко падает. Мост не выдерживает веса яблока.) 

-Почему? (ответы участников).

-Теперь попробуем еще раз, но на этот раз лист бумаги сложим гармошкой.

Кладем яблоко сверху на лист, оно устойчиво стоит.

-Мы  меняя форму бумаги, можем повлиять на её свойства. Бумага становится прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

- Когда утенок шел по мостику, нашел булавку, а пока любовался ею, не заметил,) как обронил ее в воду.

Как можно достать булавку не замочив рук? (ответы участников)

Опыт № 5.

-Ваши способы очень интересные, предлагаю вам магниты.

Берем стаканчик с водой, булавки, магнит. И достаем.

(После того как удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде)

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

-Перебравшись через мостик, утенок обрадовался, увидев птичий двор. Он вернулся домой цел и невредим, узнав сколько всего в мире нового и интересного.

Итак в завершении нашего занятия, мне бы хотелось отметить, что познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

-В завершении мне бы хотелось  подарить вам скрепочки и хочу, чтобы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу.

Спасибо  всем за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора"

Конспект занятия познавательно- эксперементальной деятельности...

Мастер-класс для родителей. «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....

"Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора"

В нашем детском саду в октябре состоялся тематический контроль по теме: "Развитие познавательной активности через детское экспериментирование".  Мы с воспитанниками средней группы выступили на се...

НОД «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Представлен конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности....

Сказка-экспериментирование «ПУТЕШЕСТВИЕ УТЕНКА, ИЛИ МИР ЗА ЗАБОРОМ ПТИЧЬЕГО ДВОРА»

Я хочу  в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развивать познаватель...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...