НОД «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Представлен конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности
«Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Цель:
- развитие любознательности и познавательной мотивации через формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать инициативу, самостоятельность детей. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
Развивающие:
- развитие познавательной активности, любознательности детей в процессе экспериментирования.
Обучающие:
- учить детей приобретать знания посредством поисковой деятельности и умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли;
- систематизация знаний детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (стекло, песок, вода);
- закрепление знаний детей о необходимости соблюдения мер предосторожности в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира.
Материал и оборудование: проектор с экраном, нарезка кадров из мультипликационного фильма «Гадкий утенок», музыка пруда (кряканье уток, голос чаек и лягушат) музыка ветра, магнитные смайлики с мольбертом, забор, тазик с водой, мусор (палки, пакетики, листики, баночки), мусорный пакет, сачки, перчатки, фартуки для труда на каждого ребенка, коллекция «Волшебный мир стекла», баночки (6 прозрачных и 6 матовых), стёклышки цветные (по одному на ребенка: красные, желтые, зеленые, синие, коричневые), предметы для исследования (горох, камушек, фасоль), баночки с горячей водой и крышкой (с дырочками), лед (по количеству детей), поднос с песком сухим, поднос с сырым песком, формочки для песка, влажные салфетки, маленькая корзина для мусора.
Ход НОД.
Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель включает проектор и на экране демонстрируется мультипликационный фильм «Гадкий утенок» (нарезка отрывков, показывающих любопытство утенка). Дети постепенно подходят к экрану.
- Ребята, я смотрю вас, заинтересовала сказка. Вы узнали эту сказку? (ответы детей: «Гадкий утенок»).
- Кто автор этой сказки? (ответы детей: Х.-К. Андерсен).
- А вы помните, как все начиналось? (ответы детей: на одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, всё ему было интересно).
- Действительно, утенок был любознательным и однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир…
Как вы думаете, опасно ли одному путешествовать? (ответы детей: очень опасно, вокруг много незнакомого, можно попасть в беду и никого нет рядом, некому ему будет помочь).
- А как мы можем уберечь утенка от опасностей? (объяснить ему, что одному без взрослых нельзя далеко отходить от дома, пойдем с ним и будем его остерегать от опасностей и сами узнаем что-нибудь новое).
- Я поддерживаю ваше желание и отправлюсь с вами и утенком в путешествие. (Звучит музыка из мультфильма и дети с педагогом выходят из-за забора: младший воспитатель открывает калитку и дети оказываются у водоёма).
- Ребята, мы оказались у пруда. А знаете ли вы кто обитает в пруду? (ответы детей: разные рыбы, лягушки, дикие утки, чайки, водоросли). Как вы думаете, а в этом пруду есть эти обитатели? (ответы детей: нет, есть, но очень мало, потому что грязно).
- А кто засорил пруд? (ответы детей: человек, туристы приходили).
- Можем ли мы помочь жителям водоема и очистить его? (Да, мы можем его очистить, действия детей: убирают сочками прутики, листики, баночки, пакетики)…звучит мелодия: крякают утки, обитатели водоема.
- Слышите, как вам благодарны жители водоема. Нашему утенку приятно будет плавать в экологически чистом пруду.
- Когда чистили пруд, я заметила, что вам попадались предметы из стекла. Соня познакомит нас и нашего утенка с домашней коллекцией «Волшебный мир стекла».
Рассказ ребенка. Однажды мне подарили стеклянного прозрачного ангелочка, и я поставила его на полку. Ему было скучно, и я попросила маму купить разноцветную гусеницу. Так и стала пополняться моя коллекция, сейчас в ней 28 предметов, посмотрите какие они красивые: разной формы, цвета и назначения.
Опыт № 1
- Действительно, стекло бывает разнообразным, и сейчас мы это проверим и покажем Утенку. Размещайтесь, кому, где удобно. Возьмите стеклянный предмет, который у вас стоит на столе. Какой он на ощупь? (твердый, ребристый, гладкий, скользкий, холодный).
Предлагаю вам опустить предмет в стеклянную баночку. Что вы увидели? (Дети 1 стола: я вижу, что в баночке горох, цветок) Почему вы видите предмет? (Стекло прозрачное) Где используется прозрачное стекло? (ответы детей: аквариум, окно дома, градусник, окно машины, очки).
2 стол: а мы его не видим
- Почему? (Дети: стекло матовое, цветное). Где используется матовое стекло? (ваза, посуда, витражи)
- Ребята, а какое стекло вы еще видели на выставке? (цветное, разноцветное)
Возьмите осторожно в руки цветное стёклышко и посмотрите через него вокруг себя и друг на друга. В какой цвет окрасилось все вокруг? (Все красное, синее, желтое, зеленое, коричневое).
- Мир, вокруг вас стал каким? (цветным, разноцветным). Заиграл разноцветными красками.
На слайде отрывок видео с дождем.
- Посмотрите, что происходит? (Дети: подул ветер и на небе появились тучки. Пошел дождь. Утенок испугался).
Опыт № 2
- Давайте покажем нашему другу, что дождик совсем не страшно.
- Ребята, подойдите к столику для исследования и потрогайте баночку. Какая она? (горячая, теплая). Почему? (с горячей водой)
банки накрыты крышками с дырочками.
- Положите лед на крышечку, только очень аккуратно, ведь мы с вами имеем дело с горячей водой.
- Давайте понаблюдаем, что же произойдёт (Лед начал таить и капать в баночку).
- А почему начал таять лед? (от горячей воды идет тепло, от теплого воздуха лед таит и становится водой, и талая вода капает через дырочки в баночки).
- Как настоящий дождик: капелька за капелькой, посмотрите, нашему Утенку теперь совсем не страшно.
Физминутка.
По утру из черной тучи (руки подняты вверх и кисти рук опускаются вверх-вниз)
Падал дождик целый час.
Отсырел песок сыпучий (ножницы руками)
За калиткою у нас
Сразу взялся я за дело (лепим пирожки)
И построил дом с окном (руки над головой, как треугольная крыша)
Утром солнышко пригрело (руки тянутся к солнышку)
И разрушился мой дом (присели, руки на пояс)
На столе ёмкости с сухим песком, с мокрым стоят отдельно.
Опыт № 3
Снова появилось солнышко. Наш Утенок взял свои формочки и решил нарисовать узоры на песке, одному ему скучно и он приглашает нас порисовать вместе с ним (дети рисуют трафаретами на сухом песке).
- Какие красивые рисунки у вас получаются! (музыка: ветер)
- Слышите, какой сильный ветер подул? Посмотрите что произошло? (все рисунки исчезли).
- Ребята, а вы сможете объяснить Утенку, почему пропадают рисунки? (Песок сухой, поэтому рисунки сдувает ветер)
- Правильно. Но утёнку хочется, чтобы его рисунки надолго оставались видны на песке. Как же ему быть? (нужно сделать песок мокрым: взять воды из пруда и полить песок).
- Давайте и мы попробуем на мокром песке порисовать.
- Подул ветерок…..(музыка: ветер)
- И наши рисунки остались целы. (Дети вытирают руки влажными салфетками)
– Ребята, объясните Утенку почему так происходит? (На мокром песке рисунки остаются, а на сухом нет, потому что, когда песок мокрый, он не сыпучий и может принимать любую форму, а сухой сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Я с папой был на пляже и поднялся сильный ветер и песок закрутило и он прямо поднялся вверх).
- Правильно, ребята, какие вы у меня молодцы. Все-все знаете, а Тимофей подготовил интересный рассказ о том, как появился песок.
Рассказ ребенка. Песок – это кусочки песчаного камня. Камень от дождя и ветра разрушается и получается песок. Есть такие места, где его особенно много: пустыня, берега морей и рек.
- Утенок очень устал за время своего путешествия, и решил вернуться на птичий двор. Ему так понравилось познавать огромный и интересный окружающий мир. Давайте с ним попрощаемся.
- Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей).
Если вам понравилось путешествовать с Утенком выберите красный смайлик, если не очень было интересно, то возьмите зеленый смайлик и разместите его на мольберте?
Дети подходят к столу и выбирают смайлики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора"
Конспект занятия познавательно- эксперементальной деятельности...
Мастер-класс для родителей. «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....
"Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора"
В нашем детском саду в октябре состоялся тематический контроль по теме: "Развитие познавательной активности через детское экспериментирование". Мы с воспитанниками средней группы выступили на се...
Сказка-экспериментирование «ПУТЕШЕСТВИЕ УТЕНКА, ИЛИ МИР ЗА ЗАБОРОМ ПТИЧЬЕГО ДВОРА»
Я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развивать познаватель...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...
буклет Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»»
Буклет Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»»...
Мастер-класс " Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора"
Мастер-класс разработан для детей старшего дошкольного возраста...