Перспективное планирование дидактических игр по теме "Времена года"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Перспективное планирование дидактических игр по теме "Времена года" (для детей 3-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование дидактических игр "Времена года" | 43.12 КБ |
Список литературы | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1002» дошкольное отделение3
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ТЕМЕ
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Автор-составитель:
Стасишена Татьяна Викторовна,
воспитатель
С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Их привлекает всё и все: зеленые луга и леса, яркость цветов, ягоды, бабочки, жуки, снежинки, на стекле – морозный иней, снег по колено.
Пребывание среди природы само по себе оказывает положительное воздействие на детей. Однако, часто, дети не запоминают последовательность времен года, путают очередность, не могут устанавливать причинно-следственные связи взаимозависимость и последовательность явлений природы.
Чтобы подобное не случилось, надо влиять на сознание детей, учить их не только любить природу, а и наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах.
Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Цель:
Развитие познавательной деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году.
Задачи:
- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- развивать связную речь, ее выразительность;
- учить правильному и бережному отношению к природе;
- увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;
Перспективное планирование дидактических игр для детей 3-4 лет
Месяц | Название игры | Программное содержание |
ОСЕНЬ | ||
сентябрь | «Посади огород» | Овладение действием замещения. |
«Узнай на вкус» | Упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький) | |
«Угадай растение по описанию» | Умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность | |
«Найди листок, какой покажу» | Учить детей находить листочки по показу. | |
«Лото» | Упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания | |
«Сложи картинку» (пейзажные) | Учить собирать из частей целое изображение | |
октябрь | «Такой листок, лети ко мне» | Упражнять в нахождении листьев по сходству |
«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) | Закрепить названия деревьев | |
«Собери дерево из частей» | Учить собирать из частей целое | |
«Где, спряталась матрешка» | Закрепить названия растений, воспитывать любознательность. | |
«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) – | Закреплять умение называть овощи и фрукты. | |
ноябрь | «Когда это бывает» | Учить по словесному описанию, находить нужные картинки. |
«Что нам осень принесла» | Закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь. | |
«Что изменилось?» | Учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость. | |
ЗИМА | ||
декабрь | «Отгадать по описанию» | Учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. |
«Зимние развлечения» | Закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года. | |
« Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы) | Закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. | |
«Какое время года» | Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. | |
январь | «Сложи картинку» | Учить собирать из частей целое (синтез) |
«Собираемся на прогулку» | Закреплять знания о зимней, зимней одежде | |
«Кто, чем питается зимой» (дикие животные) | Уточнить представления детей о том, чем питаются дикие животные зимой. | |
«Когда это бывает» | Учить по словесному описанию, находить нужные картинки. | |
февраль | «В зимней столовой» | Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. |
«Найди и покажи» - | Учить называть предметы зимней одежды и обуви на картинках. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки. | |
«Найди такую же снежинку» | Развивать внимание, наблюдательность | |
«Что бывает зимой» | Закрепить знания детей о зимних явлениях природы | |
ВЕСНА | ||
март | «Когда это бывает» (загадки) | Учить отгадывать загадки по характерным признакам. |
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) | Учить по описанию, выбирать нужные картинки. | |
«Разберем одежду» | Закрепить знания детей о сезонных изменениях. | |
апрель | «Цветы цветут» (лото) | Учить подбирать парные картинки. |
«Соберем букет» | Закреплять название цветов. | |
«Птицы, прилетели | Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названия. | |
«Угадай, где что растет» | Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы. Сезонные работы. | |
май | «Времена года» | Учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание. |
«Собери цветок из частей» | Учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения. | |
«Когда это бывает?» | учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. |
Перспективное планирование дидактических игр для детей 4-5 лет
Месяц | Название игры | Программное содержание |
ОСЕНЬ | ||
сентябрь | «Береги природу» | Закрепить знания детей правила поведения на природе. |
«Что, где растет» | Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы. Закреплять знания о сезонных работах. | |
«Вершки и корешки» | Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки. | |
«Четвертый лишний» (овощи, фрукты) | Учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. Закреплять обобщающее понятие - овощи, фрукты. | |
октябрь | «Когда это бывает» | Закрепить осенние признаки |
«Что растет в лесу» | Закреплять знания детей о грибах и ягодах | |
«Вверху – внизу» | Продолжать учить различать верх и низ на рисунке; закрепить приметы осени | |
«Подбери пару» | Учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых овощей (фруктов), активизировать в речи детей соответствующие понятия. | |
ноябрь | «Угадай, что в руке» | Развивать тактильную чувствительность; закрепить знания об овощах, фруктах. |
«Осенние загадки» | Учить детей отгадывать загадки, закрепить осенние признаки | |
«Найди листок, какой покажу» | Учить находить листок по показу. Развивать внимание. | |
«Оденем куклу на прогулку» | Формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье | |
ЗИМА | ||
декабрь | « Вот пришла зима» | Учить детей находить признаки зимы, систематизировать представление о зиме |
«Вьюга» | Развивать слуховое восприятие, силу голоса детей. | |
« Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы) | Закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. | |
«Посчитаем елочные игрушки» | Закрепить порядковый счет, Согласование числительных с существительными. | |
«Загадки о зиме» | Учить детей отгадывать загадки | |
январь | «Почему заяц зимой белый» | Формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке. |
«Когда это бывает» | Уточнять и углублять знания детей о временах года | |
«Парные картинки» | Организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки. | |
февраль | «Оденемся на прогулку» | Учить детей соотносить одежду с погодой и временем года |
«Бывает или не бывает» | Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. | |
«С папой в походе» | Уточнить правила поведения в природе | |
«Сложи картинку» (зимние забавы) | Учить собирать из частей целое (синтез) | |
ВЕСНА | ||
март | « Когда это бывает?» | Уточнять и углублять знания детей о временах года. |
«Четвёртый лишний» | Упражнять в классификации, развивать сообразительность | |
«Найди в букете, такой же цветок» | Учить находить цветы по показу. Закреплять названия цветов. | |
«Сложи картинку» (сюжетные) | Учить собирать целое из частей. | |
апрель | «Так бывает или нет» | Уточнить сезонные признаки |
« Скажи по другому» | Учить подбирать слова сходные и противоположные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный, жарко - холодно и т.д.) | |
«Загадки о весне» | Учить детей отгадывать загадки | |
«На прогулку» | Формировать умение детей одеваться соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье | |
май | «Выбери нужное» | Учить детей подбирать картинки с определенным признаком |
«Береги природу» | Уточнить правила поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе | |
« Что сначала, что потом?» | Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь |
Перспективное планирование дидактических игр для детей 5-7 лет
Месяц | Название игры | Программное содержание |
ОСЕНЬ | ||
сентябрь | «Что бывает осенью?» | Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. |
«Чудесный мешочек» | Закрепить названия овощей, их цвета. | |
«Найди пару». | Развивать у детей мышление, сообразительность. | |
«Собери картинку» (листья, овощи, фрукты) | Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. | |
октябрь | «Осенние листья» | Расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже. |
«Осенние приметы» (игра с карточками) | Формировать знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память. | |
«Оденем куклу на прогулку» | Закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. | |
ноябрь | «Что нам осень принесла» - | Формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью. |
«Угадай погоду» | Закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно - схематического мышления.
| |
«Угадай время года» (словесная игра) | Закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года. | |
«Что лишнее?» | Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. | |
ЗИМА | ||
декабрь | Игра «Это когда?» | Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. |
«Закончи предложение» | Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. | |
«Сложи елочку» | Научить правильно, выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме. | |
«Найди и покорми зимующих птиц» | Учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам. | |
Январь | «Найди одинаковые снежинки» | Учить, по характерным признакам подбирать пару. |
«Зимняя одежда» | Учить детей давать описание зимней одежды. Прилагательные: тёплая, удобная, шерстяной, шёлковый, кожаный, меховой. Глаголы: носить, надевать, снимать, одеваться, раздеваться, стирать, гладить, складывать, вешать, чистить. | |
«Угадай время года» | Закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года. | |
февраль | «Кто, как зимует» | Закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных. |
«Так бывает или нет» (сезонные явления) | Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. | |
«Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» | Закрепить правила поведения в природе. | |
ВЕСНА | ||
март | «Что бывает весной?» | Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. |
«Разрезная картинка» | продолжать учить складывать картинку из частей, активизировать речь. | |
«Угадай по описанию» (перелетные птицы) – | Закрепить знания о перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. | |
«Собираемся на прогулку» | формировать знания детей об одежде, формировать умение детей одеваться соответственно сезону года, погоде. | |
апрель | «Времена года» | Закреплять умение детей последовательно называть времена года. |
«Как растет растение» | Закреплять этапы роста и развития растений. | |
«Загадай, а мы отгадаем» | продолжать учить отгадывать загадки. Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе. | |
«Так бывает или нет» (сезонные явления) | Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. | |
май | «Что за чем?» | Учить называть времена года и соответствующие месяцы. |
«Расскажи без слов» | Закреплять представления о сезонных изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. | |
«Четвертый лишний» | Учить различать и называть месяцы в году. | |
«Хорошо – плохо» | Закреплять знания о правилах поведения в природе. |
Предварительный просмотр:
Список литературы:
- С.Вохринцева «Окружающий мир. Осень» (дидактический материал) Изд. «Страна Фантазий», 2009г.
- С.Вохринцева «Окружающий мир. Зима» (дидактический материал) Изд. «Страна Фантазий», 2009г.
- С.Вохринцева «Окружающий мир. Весна» (дидактический материал) Изд. «Страна Фантазий», 2009г.
- С.Вохринцева «Окружающий мир. Лето» (дидактический материал) Изд. «Страна Фантазий», 2009г.
- Н.Э.Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет (альбом 1-4) / Изд. «Гном и Д», 2006г.
- А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду – «Просвещение», М. 1991г.
- Н.В.Нищева «Времена года» картотека предметных картинок. Выпуск4 / Изд.. «Детство Пресс», СПб 2009г.
- З.Е. Агранович «Круглый год» (демонстрационный материал) – СПб. 2004г.
- Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет /Под ред. О.М.Дьяченко, Е.А.Агеевой – Москва, 1991г.
- Давайте поиграем / Под редакцией А.А.Столяра – М. 1991г.
- Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром№ /Изд. «Мозаика Синтез», Москва 2012г.
- О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» / изд. «Мозаика Синтез, Москва 2011г.
- Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников («Человек и природа») / Изд.»Содействие», Мозырь, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование дидактических игр по математике в старшей группе.
Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форм...
Перспективное планирование дидактических игр в средней группе.
Перпективное планирование по программе Васильевой М.А. Гербовой В.В. Комаровой Т.С....
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...
Комплексно-перспективное планирование младшая группа (2-3 года)
Комплексно- перспективное планирование на 2017- 2018 учебный годТема периода: «Детский сад»Сроки: 4.09.17-15.09.17Цель: Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским с...
Перспективное планирование работы по проекту" Времена года"
Перспективное планирование работы по проекту" Времена года"...
Перспективное планирование по музыке 3-4 года январь-май
Перспективное планирование по музыке 3-4 года январь-май Зацепина М....
Перспективное планирование дидактических игр в ясельной группе детей 2-3 года
перспективное планирование по дидактическим играм в яслях...